Русский язык 5 класс _______________________
Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Цели: формирование знания о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Задачи: закрепить умение обнаруживать орфограммы — согласные в корнях слов, создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных слов; формировать мотивацию к самостоятельной аналитической деятельности; воспитывать интерес к родному языку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, поисковый.
Технология: личностно-ориентированное обучение.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (упр. 42).
Минутка каллиграфии.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные».
Иногда согласные играют с нами в прятки:
Они не произносятся, а пишутся в тетрадке.
- Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например, звук т в слове лестница. Скрываются и другие звуки: л в слове солнце, д в слове поздно и др.
- А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?
4. Первичное усвоение новых знаний.
Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы, и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя.
1. Работа с учебником. Стр. 25-анализ слов в рамке.
Чтение теоретического материала (стр.26)
Вывод: чтобы узнать, есть ли в словах непроизносимые согласные,
надо к ним подобрать однокоренные слова.
2. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными.
1. Чтобы лучше познакомиться со словами с непроизносимыми согласными, давайте совершим путешествие.
- А вот и первая станция. Она называется Солнечная. Здесь нас ждёт загадка:
В синей чаще алый мяч,
Он и светел, и горяч. (Солнце)
- Запишите отгадку. Какой звук не произносится? (Л)
- Подберите к слову однокоренные слова, где звук Л хорошо слышится:
Солнце – солнышко
- А так как корень в однокоренных словах должен писаться одинаково, слово
солнце пишем с буквой «Л».
2. Запишем отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…
- Почему слово прелестный пишется с буквой «т»?
- Потому что однокоренное слово прелесть пишется с буквой «т».
- А почему в слове чудесный мы не поставили «т»?
- Однокоренное слово чудеса пишется без буквы «т». А корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
3. – Покидая станцию, прочитаем «солнечное» стихотворение:
С неба смотрит солнце миллионы лет.
Льёт на землю солнце и тепло, и свет.
Но посветит солнце –
И уходит прочь, а живое сердце
Греет день и ночь.
Значит сердце лучше солнца самого,
Никакие тучи не заметят его!
- Какое ещё слово здесь с непроизносимой согласной?
- СЕРДЦЕ. Однокоренное слово – сердечко.
Запишите слова:
Сердце – сердечко.
5. Первичная проверка понимания.
- Едем дальше.
Станция ЗНАМЕНИТАЯ.
- Здесь нас ждёт задание:
1. Составьте два предложения с подлежащими Гагарин и космонавт.
Используйте следующие слова:
Совершить, полёт, звёз…ный, извес…ный, видеть, прекра…ная, земля, из, космос.
(Гагарин совершил звёздный полёт. Из космоса известный космонавт видел прекрасную землю).
- Предложения запишите. Непроизносимые согласные подчеркните. Устно подберите проверочные однокоренные слова.
- А что ещё видел Гагарин из иллюминатора ракеты?
- Отгадайте загадку:
Раскинут ковёр,
Рассыпан горох.
Ни ковра не поднять,
Ни гороха собрать.
(Звёздное небо)
- Запишите слово звёздное. От какого слова оно образовано? (Звезда)
Выделите корень в словах, букву «д» подчеркните.
Звёздное – звезда.
2. Выпишите однокоренные слова.
Выборочная работа.
- И опять стучат колёса. А впереди нас ждёт новая станция – Радостная.
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
К. Чуковский.
- Прочитайте текст на доске. В нём рассказывается о людях, живущих на этой станции.
Местные люди всегда радостны и приветливы. Они счастливы, что живут в таком прекрасном месте. Счастье и радость просто переполняют их.
- Впишите однокоренные слова парами. Которое из них проверочное?
Местные – месте.
Радостны – радость.
Счастливы – счастье.
- На какую орфограмму слова первого столбика?
- Почему слово прекрасный без «т»?
(Однокоренное слово «краса» без «т»)
- Ребята, так как же узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный?
(Надо подобрать однокоренные слова)
Образуйте имена прилагательные от слов:
вирус, жалость, интерес, доблесть, ярость.
3. Словарная работа.
- Но есть слова с непроизносимой согласной,
написание, которых нельзя проверить их надо запомнить.
- Как называется ряд ступенек, идущих вверх?
Лестница
- Закончи предложение: Новый год – весёлый …
Праздник
- Скажи одним словом, что такое любовь?
Чувство
6. Итог урока.
- Чему научились на уроке? (Проверять слова с непроизносимыми согласными звуками).
- Как проверять слова с непроизносимыми согласными?
- Какие непроизносимые согласные запомнили? (Т, д, л, в).
7. Домашнее задание. § 10-выучить правило, упр. 48, 49.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.