Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Правописание непроизносимых согласных в корне слова".

  • doc
  • 16.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8 правописание непроизносимых согласных.doc

Русский язык      5 класс                                                               _______________________

 

Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Цели: формирование знания о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.

 Задачи: закрепить умение обнаруживать орфограммы — согласные в корнях слов,  создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных слов; формировать мотивацию к самостоятельной аналитической деятельности; воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, поисковый.

Технология: личностно-ориентированное обучение.

Ход урока

 

1.     Организационный этап.

2.     Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (упр. 42).

Минутка каллиграфии.

3.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные».

Иногда согласные играют с нами в прятки:

Они не произносятся, а пишутся в тетрадке.

- Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например, звук   т   в слове лестница.  Скрываются и другие звуки:  л в слове солнце,  д   в слове поздно и др.

- А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?

 

4. Первичное усвоение новых знаний.

Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы, и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя.

1.   Работа с учебником. Стр. 25-анализ слов в рамке.

Чтение теоретического материала (стр.26)

 

Вывод: чтобы узнать, есть ли в словах непроизносимые согласные,

надо к ним подобрать однокоренные слова.

 

2. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными.

1.   Чтобы лучше познакомиться со словами с непроизносимыми согласными, давайте совершим путешествие.

    

- А вот и первая станция. Она называется Солнечная. Здесь нас ждёт загадка:

В синей чаще алый мяч,

           Он и светел, и горяч.   (Солнце)

         - Запишите отгадку. Какой звук не произносится?  (Л)

 

- Подберите к слову однокоренные слова, где звук Л хорошо слышится:

    Солнце – солнышко

         - А так как корень в однокоренных словах должен писаться одинаково, слово        

      солнце пишем с буквой «Л».

2.     Запишем отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

 

Мороз и солнце. День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…

 

- Почему слово прелестный пишется с буквой «т»?

- Потому что однокоренное слово прелесть пишется с буквой «т».

- А почему в слове чудесный мы не поставили «т»?

- Однокоренное слово чудеса пишется без буквы «т». А корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

 

 

 

3.     – Покидая станцию, прочитаем «солнечное» стихотворение:

 

С неба смотрит солнце миллионы лет.

Льёт на землю солнце и тепло, и свет.

Но посветит солнце –

И уходит прочь, а живое сердце

Греет день и ночь.

 

Значит сердце лучше солнца самого,

Никакие тучи не заметят его!

 

- Какое ещё слово здесь с непроизносимой согласной?

- СЕРДЦЕ. Однокоренное слово – сердечко.

 

Запишите слова:

     Сердце – сердечко.

 

5. Первичная проверка понимания.

- Едем дальше.

Станция ЗНАМЕНИТАЯ.

- Здесь нас ждёт задание:

1. Составьте два предложения с подлежащими Гагарин и космонавт.

Используйте следующие слова:

Совершить, полёт, звёз…ный, извес…ный, видеть, прекра…ная, земля, из, космос.

(Гагарин совершил звёздный полёт. Из космоса известный космонавт видел прекрасную землю).

 

     - Предложения запишите. Непроизносимые согласные подчеркните. Устно подберите проверочные однокоренные  слова.

     - А что ещё видел Гагарин из иллюминатора ракеты?

     - Отгадайте загадку:

Раскинут ковёр,

Рассыпан горох.

         Ни ковра не поднять,

      Ни гороха собрать.

(Звёздное небо)

     - Запишите слово звёздное. От какого слова оно образовано? (Звезда)

 

Выделите корень в словах, букву «д» подчеркните.

Звёздное – звезда.

 

2.   Выпишите однокоренные слова.

Выборочная работа.

         - И опять стучат колёса. А впереди нас ждёт новая станция – Радостная.

 

Рады, рады, рады

Светлые берёзы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Тёмные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

К. Чуковский.

 

         - Прочитайте текст на доске. В нём рассказывается о людях, живущих на этой станции.

         Местные люди всегда радостны и приветливы. Они счастливы, что живут в таком прекрасном месте. Счастье и радость просто переполняют их.

 

- Впишите однокоренные слова парами. Которое из них проверочное?

Местные – месте.

Радостны – радость.

Счастливы – счастье.

 

         - На какую орфограмму слова первого столбика?

         - Почему слово прекрасный без «т»?

(Однокоренное слово «краса» без «т»)

- Ребята, так как же узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный?

(Надо подобрать однокоренные слова)

Образуйте имена прилагательные от слов:

вирус, жалость, интерес, доблесть, ярость.

 

3.   Словарная работа.

 - Но есть слова с непроизносимой согласной,

   написание, которых нельзя проверить их надо запомнить.

- Как называется ряд ступенек, идущих вверх?

 

Лестница

 

 

       - Закончи предложение: Новый год – весёлый …

 

Праздник

 

    - Скажи одним словом, что такое любовь?

 

Чувство

6.     Итог урока.

- Чему научились на уроке? (Проверять слова с непроизносимыми согласными звуками).

- Как проверять слова с непроизносимыми согласными?

- Какие непроизносимые согласные запомнили? (Т, д, л, в).

 

7.     Домашнее задание. § 10-выучить правило, упр. 48, 49.