Конспект урока по русскому языку в 8 классе, "Односоставные предложения" (урок закрепления полученных знаний)

  • docx
  • 11.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока.docx

Предмет: русский язык
Класс: 8 
Тема: Односоставные предложения 
Тип урока: Закрепление полученных знаний 

Цель: Закрепить знания о односоставных предложениях, развивать навыки анализа и создания односоставных предложений.

Общие задачи урока: углубить понимание учащимися односоставных предложений, их видов и структуры, развить умение отличать односоставные предложения от двусоставных и применять полученные знания на практике, применять односоставные предложения в устной и письменной речи, создавая связные и логичные высказывания, способствовать развитию навыков работы с текстом, включая поиск и выделение односоставных предложений, формировать уважительное отношение к языку как к важному инструменту общения и самовыражения, воспитывать интерес к литературе и языковым особенностям, развивать эстетическое восприятие языка через анализ образцов односоставных предложений в произведениях классиков.

Образовательные задачи для дифференцированных групп школьников по уроку

  Задачи 1 группы (2 уровень):

1. Определить, что такое односоставное предложение, и привести примеры.
2. Найти в предложенном тексте (учебник или раздаточный материал) односоставные предложения и выписать их.
3. Объяснить, чем односоставные предложения отличаются от двусоставных.
4. Составить 2-3 собственных односоставных предложения на заданную тему.

   Задачи 2 группы (3 уровень):
1. Классифицировать найденные в тексте односоставные предложения по видам (именные, глагольные).
2. Проанализировать функции односоставных предложений в контексте текста (например, как они помогают передать эмоции или акцентировать внимание).

Задачи 3 группы (4 уровень):

3. Сравнить односоставные и двусоставные предложения, выделив их отличия в значении и употреблении.
4. Написать небольшой текст (5-7 предложений), используя как минимум три односоставных предложения, и объяснить их роль в тексте.

  Задачи 4 группы (5 уровень):
1. Исследовать контекстуальное использование односоставных предложений в литературе или СМИ, найти примеры и подготовить их анализ.
2. Рассмотреть, как изменение формы односоставного предложения может изменить смысл высказывания.
3. Сравнить использование односоставных предложений в разных жанрах (например, художественная литература против научной).
4. Создать оригинальный текст (статья, рассказ или эссе), в котором будет использовано не менее пяти односоставных предложений, и провести анализ их стилистической функции.

                                                 Ход урока
  1. Мотивация к учебной деятельности

1.1.          Мотивация школьников недостаточного (1) уровня
  Игровые задания: Провести игру "Собери предложение", где учащиеся должны из карточек со словами составить односоставные предложения. Это поможет создать интерес и вовлеченность.
 Визуальные материалы: Использовать яркие картинки и примеры односоставных предложений, чтобы привлечь внимание и облегчить понимание.
 Позитивное подкрепление: Хвалить учеников за правильные ответы и активное участие, используя стикеры или небольшие призы.

1.2.            Мотивация школьников низкого (2) уровня

 Обсуждение значимости: Начать урок с обсуждения, почему важно уметь использовать односоставные предложения в письме и устной речи. Привести примеры из известных книг или фильмов.

  Групповая работа: Разделить класс на группы и дать каждой группе задание создать мини-проект, например, составить плакат с примерами односоставных предложений на заданную тему (например, природа, спорт).

  Чтение текстов: Предложить учащимся прочитать короткий текст и найти в нем односоставные предложения. Это поможет им практиковать навыки чтения и анализа.

1.3.           Мотивация школьников среднего (3) уровня

 

   Анализ текстов: Попросить учащихся выбрать отрывок из книги или статьи и проанализировать использование односоставных предложений в нем. Обсудите, как это влияет на стиль автора.
   Критическое мышление: Задайте вопросы для обсуждения: "Как использование односоставных предложений помогает автору донести свои мысли?"
 

1.4.            Мотивация школьников повышенного  (4) уровня

 Творческое задание: Попросить учащихся написать короткий рассказ или стихотворение, используя односоставные предложения. Это даст им возможность проявить креативность.

                              2. Актуализация базовых знаний

  • Вопросы для обсуждения:

 

  • Какие предложения называются односоставными?

            • Какие виды односоставных предложений вы знаете?

            • Работа в парах: учащиеся обмениваются примерами односоставных предложений.

 

                  3. Организация познавательной деятельности в     дифференцированно-уровневых группах. Работа с текстом.

 

        Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Ломоносов. (2)При этом слове мы сразу же вспоминаем человека в белом завитом парике, румяного и полнолицего. (3)Мы так привыкли к этому образу, что иного Ломоносова не представляем. (4)А ведь был и без парика Ломоносов. (5)В маленьком деревенском музее долго стоишь именно перед этим портретом Ломоносова без парика. (6)Большой лысеющий человек. (7)В этом лице легче разглядеть русского парня, выраставшего на краю деревянной России. (8)Деревянные избы. (9) Деревянные прялки, посуда, лодки. (10)Рыбацкие сети, светец для лучины.

 

Задания для групп
 1 группа (2 уровень)
1. Найдите в тексте  примеры односоставных предложений.
2. Запишите их и объясните, к какому виду односоставных они относятся (именные, или глагольные).

2 группа (3 уровень)
1. Проанализируйте текст, выделите все односоставные предложения.
2. Определите, какую роль играют эти предложения в передаче информации о Ломоносове. Напишите краткое объяснение (3-4 предложения).

3 группа (4 уровень)
1. Изучите текст и выделите односоставные предложения.
2. Напишите краткий анализ (5-7 предложений), обсуждая, как односоставные предложения помогают создать атмосферу и образность текста.

4 группа (5 уровень)
    Придумайте собственный текст на тему " Что мне известно о Ломоносове?", используя односоставные предложения, и подготовьте его для представления классу.

 

            4. Организация учебной деятельности в дифференцированно-  уровневых группах:
 1 группа (2 уровень)
 Упражнение 1: Подчеркни односоставные предложения 
• Раздать текст, содержащий односоставные и двусоставные предложения.
• Задание: Подчеркнуть односоставные предложения.
Упражнение 2: Найди и объясни 
 • Раздать карточки с предложениями.

 • Задание: Определить, какие из них односоставные, и объяснить выбор.
 2 группа (3 уровень)
Упражнение 3: Преобразование предложений 
• Раздать карточки с двусоставными предложениями.
• Задание: Преобразовать их в односоставные.
 Упражнение 4: Составить односоставные предложения 

• Задание: Написать 3-5 односоставных предложений на тему "Моя любимая пора года".
3 группа (4 уровень)
 Упражнение 5: Написать текст
 • Задание: Написать короткий текст (5-7 предложений) на тему "Мой день", используя только односоставные предложения.

4 группа (5 уровень)
Написать собственный текст, используя односоставные предложения, и проанализировать их функции в тексте.

 

   Проанализировать тексты других участников группы, обосновать, почему каждое предложение является односоставным
  Обсуждение выполненных заданий в группах.
 Представление работ (по желанию) и обратная связь от учителя.

              4. Рефлексивно-оценочный этап

    Обсуждение:
Что нового вы узнали на уроке?
Как вы можете применить знания о односоставных предложениях в письменной и устной речи?
Обсуждение: какие методы работы были наиболее интересными и полезными?

            

                   5. Домашнее задание.

1.    Прочитать параграф из учебника о синтаксисе односоставных предложений и  подготовить краткий конспект.

 

2.     Выберите одно или несколько произведений классической или современной литературы. Найдите и выпишите примеры односоставных предложений. Проанализируйте, какую роль они играют в создании атмосферы, передаче эмоций или раскрытии персонажей. Подготовьте краткий доклад о своих находках.

3.     Найти примеры односоставных предложений в литературе или СМИ и подготовить их анализ для следующего урока.