Урок русского языка в 9 классе
Раздел «Лексикология. Фразеология».
Тема. Стилистические возможности лексических средств.
Культурологическая подтема «Профессия».
Цели. Повторить орфографические и пунктуационные правила, изученные
в предыдущих классах.
Учить применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Повторить сведения об официально – деловом стиле.
Дать понятие о резюме, визитке, особенности их построения,
требования написания, формировать умение составлять и
оформлять деловые бумаги.
Развивать коммуникативную компетентность (работать в паре, в
группе).
Через деловую игру воспитывать культуру речи, интерес к выбору
будущей профессии.
Оборудование.Рекламные плакаты о разных профессиях; образцы резюме, визиток; дидактические карточки с заданиями по орфографии, пунктуации, лексике
Ход урока.
І. Объявление темы, целей урока.
Сегодня на уроке мы попытаемся через деловую игру проверить свои знания по основным нормам орфографии и пунктуации, стилистике, лексике, будем мечтать о своей будущей профессии и, возможно, своем социальном статусе (руководитель фирмы, выпускник университета, безработный и т. д.)
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Экспресс – опрос.
1) Подберите синонимы к слову языкознание (филология, лингвистика).
2) Что изучает лексика? (Лексическое значение слова).
3) Что изучает стилистика? (Различные стили языка).
4) А сколько их? (Пять).
5) Что означает для человека владение официально – деловым стилем?
(- умение правильно оформлять различные документы;
- знание норм этикета в различных жизненных ситуациях;
- возможность получить положительный ответ в отношении собственной проблемы).
Учитель.
Давайте попробуем воссоздать портрет человека, владеющего нормами официально – делового стиля, с помощью прилагательных. Итак, это человек… (записывают прилагательные в тетради)
- умный,
- настойчивый.
- толерантный,
- вежливый,
- предприимчивый,
- успешный,
- грамотный.
Учитель.
Остановимся на последнем качестве этого человека. Наверное, каждому из присутствующих в классе хочется примерить на себе этот замечательный портрет и каждому из присутствующих не в далеком будущем придется устраиваться на работу, производить хорошее впечатление на работодателя. Поэтому, будем учиться, во – первых, грамотному письму.
Задание по карточкам (3 человека у доски).
1) Вставить пропущенные буквы, знаки препинания.
2) Дать устно лексическое толкование выделенного слова.
3) Сделать полный синтаксический разбор.
1 карточка. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов
2 карточка. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нам нашими предшественниками.
И.И. Тургенев
3 карточка. Быть можно человеком дельным и думать о красе ногтей.
А С. Пушкин
Работа с классом.
1. Записать предложение.
Формула счастливого человека - во – первых, чувство радости от начинающегося утра, желания идти на работу или учебу, а, во – вторых, такое же чувство радости от возвращения домой, к семье.
2. Объяснить все знаки препинания.
3. Задания по вариантам.
І вариант – полный синтаксический разбор.
ІІ вариант – обозначить лексическое значение слова радость.
ІІІ вариант – подобрать слова синонимы – антонимы к слову счастливый. ІV вариант – придумать 2-3 предложения с частицей же (повторение слитное – раздельное написание так же – также, то же – тоже).
ІІІ. Работа над темой урока.
(Проверка знаний учащихся по предыдущему уроку развития речи «Резюме, визитка как официально – деловые бумаги»).
Учитель.
Что такое резюме?
- краткие сведения биографического характера, т.е. образование, профессиональный опыт;
- это своего рода «презентация» самого себя для того, чтобы поступить на работу.
Учитель.
Запишем предложение в тетрадь и подумаем над вопросом: Согласны ли Вы с этой мыслью американского преуспевающего бизнесмена Наполеона Хилла?
В жизненных битвах отнюдь не всегда побеждает сила и скорость, случается и так, что побеждает тот, кто лучше себя преподнесет.
Учитель.
Итак, домашним заданием, предваряющим данный урок, должен быть творческий проект «Я и моя будущая профессия» в форме ролевой игры, во время которой необходимо продемонстрировать:
- умение вести корректный разговор;
- навыки составления резюме, визитки;
- убедительное пояснение выбора данной профессии.
1 группа учащихся. Рекламное агентство.
Вакантная должность: художники – оформители.
2 группа учащихся. Туристическое бюро.
Вакантная должность: прием туроператора.
3 группа учащихся. Природоохранная экологическая фирма.
Вакантная должность: инженер – эколог.
4 группа учащихся. Общеобразовательная школа.
Вакантная должность: учитель русского языка и литературы.
Учитель вместе с учащимися комментируют положительные стороны участников деловой игры, ошибки в оформлении резюме, визиток, манере вести разговор с работодателем, речевых и стилистических недочетах.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
1) исправить ошибки при составлении резюме и визиток.
2) написать сочинение – миниатюру по вариантам:
Профессии
- самые необычные;
- самые романтичные.
- самые престижные;
- самые необходимые.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.