лучшедома
Конспект урока по технологии с использованием здоровьесберегающих технологий, художественного слова Тема: «Народные промыслы. Дымково. Работа с пластилином. Изделие «Дымковская игрушка»

Конспект урока по технологии с использованием здоровьесберегающих технологий, художественного слова Тема: «Народные промыслы. Дымково. Работа с пластилином. Изделие «Дымковская игрушка»

docx
14.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

49 Народные промыслы технолог СЕМЕН.docx

http://www.evpatori.ru/wp-content/uploads/2017/05/01%D0%94%D1%8B%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE-.jpgПриложение 49

Конспект урока по технологии

с использованием здоровьесберегающих технологий, художественного слова

 

Тема: «Народные промыслы.
Дымково. Работа с пластилином.

Изделие «Дымковская игрушка»

 

Цели:

Ø  познакомить учащихся с основными элементами дым­ковской росписи;

Ø  закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина;

Ø  с помощью практической работы по со­зданию дымковской игрушки воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать хо­хломскую, Городецкую и дымковскую роспись; освоят лепку мел­ких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из пластилина; разовьют навыки контроля и оценки учебных дей­ствий в соответствии с поставленной задачей, умения работать с шаблоном, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Оборудование: образцы дымковских изделий, схема последова­тельности лепки дымковских игрушек, учебник, пластилин, стека, нитка для разрезания пластилина, подкладной лист, картон — ос­нова для игрушки, на доске записана тема урока (закрыта), зара­нее дать задание четырем ученикам выучить стихи о дымковской игрушке.

Ход урока:

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Выслушать сообщения желающих детей, подготовленые дома)

Самоопределение к деятельности

Учитель: - Мы с вами уже изучили два вида народных промислов. Вспомните, какие именно.

(Хохлома и городец)

Учитель: - Что в основном расписывают хохломской и городецкой росписью?

(Посуду, предметы быта)

Учитель: - Какие особенности этих видов народных промыслов вам запомнились?

(Ответы детей)

Учитель: - Посмотрите, кто к нам пришел на урок.

(Учитель демонстрирует дымковскую игрушку — барыню)


Я - барыня сударыня!

Я в гости к вам пришла.

Загадаю вам загадку,

Отгадайте ее, друзья!

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки...

А ну, назовите меня!


(Дымковская игрушка)

(Дети могут не отгадать загадку, тогда учитель предлагает вос­пользоваться материалом учебника на с. 28)

Учитель: - Прочитайте на доске тему урока. (Изделие «Дьшковссая иг­рушка»)

Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Учитель: - Прочитайте текст на с. 28. Что нового вы узнали? (Ответы детей)

Путешествие в прошлое

Учитель: - Ребята, самого раннего детства вас окружают игрушки Вспо­мните, какие? Из чего они сделаны? Где? (Ответы дегей)

Учитель: - Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь. А вот игрушки у меня в руках все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. В сгарину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» — игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы... Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей по­пулярностью пользуются дымковские. Вот эти игрушки, посмо­трите!

(Демонстрация игрушек: барыня, лисичка, коза, козел...)

Учитель: - Кроме дымковских игрушек существуют еще тверская, филимоновская, каргопольская игрушки.


Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз

И о дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.


Учитель: - Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселе­ние — слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимой так длинны,

И лепили там из глины.

Учитель: - А чем же славится село Дымково?

(Игрушками. А называют эти игрушки дымковскими)

Учитель: -


Все игрушки не простые,

А волшебно расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава.

Посмотрите: пышный хвост

У птицы той совсем не прост —

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя, —

Как корона у царя.


Учитель: - Лепили игрушки из местной красной глины. Слепят и в печь, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу. В  игрушку человек вкладывает в нее частичку своей души. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.   Разноцветными  фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них. И в их памяти оживал яркий, шумный праздник.

(Далее заранее подготовленные ученики читают стихи)


Свистулька

Вятка вздрогнула от свиста —

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка,

Родился в веселый час

Вятский праздник — Свистопляска,

Город весь пустился в пляс!

Баран

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спине Егорка.

Коза

Козонька рогатая,

Козонька бодатая,

Бежит по дорожке,

Разминает ножки.

Барышня

Посмотри, как хороша эта девица-душа!

Щечки алые горят, удивительный наряд!

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет,

песню тихую поет.


Учитель: - Какие цвета используют для росписи дымковских игрушек?

(Примерный ответ. Яркие, праздничные. На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платье обязательно ярко расписано: в полосочку, или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые круги и узо­ры являются неотъемлемой частью украшения костюмов)

Учитель: - Несмотря на то, что каждый мастер или мастерица пользует­ся традиционным для данного промысла набором декоративных элементов и цветов, они всегда привносят творчество в это яркое, веселое искусство, вкладывая в ручную работу свою индивиду­альность.

Учитель: - Откуда мы еще можем получить информацию о дымков­ской игрушке?

(Из энциклопедии, справочного издания, из Интернета, спросить у взрослых и т. д.)

Физкультминутка

Под веселые напевы

Топни правою ногой!

Повернемся вправо, влево.

Вправо шаг. На месте стой!

Руки вверх! Руки вниз!

Топни левою ногой!

Вверх! И снова наклонись!

Влево шаг. И снова стой.

Вправо, влево головой!

Повернись направо к другу.

Руки вверх! Перед собой!

Правую дай руку другу.

Продолжение работы по теме урока

Беседа

Учитель: - У каждого рабочего человека есть свои правила, и у нас тоже есть правила рабочего человека. Давайте вспомним их.

Памятка. Правила работы на уроке технологии

Каждый работает на своем рабочем месте.

Внимательно слушай объяснения учителя.

Прежде чем начать работу, правильно подготовь свое ра­бочее место.

На уроке соблюдай тишину, не отвлекай товарища.

Во время работы содержи рабочее место в порядке.

Научился сам — помоги товарищу.

Работать надо дружно.

Закончив работу, убери свое рабочее место.

Работа по учебнику

Учитель: - Представьте себя сегодня в роли дымковских мастеров. На­чнем с самой простой игрушки — лошадки. Познакомимся с планом работы в учебнике на с. 29.

(Ученики читают план работы, обсуждают его в паре, рассма­тривая изображения)

Творческая работа

(Учитель обращает внимание на то, что детали фигурки лучше не соединять отдельными кусочками, а вытягивать, защипывать, вдавливать)

Рефлексия

Учитель: - Какое задание было интересным? Что было для вас трудным?

Оцените свое изделие:

V — над изделием надо еще потрудиться;

W - изделие сделано хорошо;

WV — изделие сделано отлично.

Учитель: - Как вы оцениваете работу своего товарища по парте?

Выставка работ учащихся

(Из выполненных работ готовят выставку «Веселая дымков­ская ярмарка». При анализе отметить соблюдение пропорций, расположение узоров, цвет, аккуратность работы, общую выра­зительность, завершенность)

Учитель: - От таких игрушек на душе становится радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера!

Подведение итогов урока

Учитель: - С каким материалом мы сегодня работали? С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? Чем отличается дымковская игрушка от других игрушек?

Одинаковы ли наши игрушки? (Нет) - Правильно, ребята, неодинаковы. Каждая игрушка самобытна и неповторима. В этом и состоит ее уникальная ценность.

(Уборка рабочего места)

Домашнее задание

Ø  Подготовить сообщение о том, какая из работ на нашей сего­дняшней выставке понравилась и запомнилась вам больше дру­гих, почему.

Ø  На следующий урок принести кусочки ткани разных цветов, тесьму, блестки и бисер.

Дополнительный материал

Дымковская игрушка

Расписные коньки,

Разноцветные индюки,

Барышни румяные

И гусары бравые...

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных худо­жественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ города Вятка (ныне на территории города Кирова).


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)