Тема: Аксиома параллельных прямых
Цели: Дать представление об аксиомах геометрии; ввести аксиому параллельных прямых и следствия из нее.
Тип урока: Комбинированный.
Задачи урока:
Образовательная: Начать формирование у обучающихся представления об аксиоме параллельных прямых и следствий из нее.
Воспитательная: Воспитать у обучающихся интерес к предмету через исторические справки.
Развивающая: Развитие у обучающихся умения сравнивать через проведение изучение новой темы.
Средства урока: мел, доска, готовые чертежи, проектор и диск к учебнику.
План урока
№ п/п |
Этап урока |
Время, мин |
1 |
Проверка домашнего заданий |
2 |
2 |
Актуализация опорных знаний |
6 |
3 |
Изучение нового материала |
12 |
4 |
Физкультминутка |
3 |
5 |
Закрепление изученного материала |
8 |
6 |
Формирование умений и навыков |
7 |
7 |
Итоги урока |
5 |
8 |
Домашнее задание |
2 |
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Пройти посмотреть выполнение работы.
2. Актуализация опорных знаний.
- Что мы изучали на прошлом уроке?
- Какие прямые называются параллельными?
- Какие признаки параллельных прямых вы знаете? Сформулируйте их.
3. Изучение нового материала.
Изучение материала из пункта 27 учебника и из Приложения 1 на с. 344-348 учебника, Приложение 2 на с. 349-351.
Записать в тетрадях: Аксиомами называются те основные положения геометрии, которые принимаются в качестве исходных положений, на основе которых доказываются далее теоремы и строится вся геометрия.
Предложить учащимся задачу, решение которой дано в начале п. 28: через точку А, не лежащую на прямой а, провести прямую, параллельную прямой а. Решение этой задачи доказывает существование прямой, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой.
Построение.
1. Провести через точку А прямую b так, что а┴ b.
2. Провести через точку А прямую с так, что b┴с.
Доказательство: <1= <2=900, т.е. накрест лежащие углы равны при прямых а и с секущей b, следовательно а‖с.
Смотрим построение.
- Всегда ли можно провести такую прямую?
- Сколько таких прямых можно провести?
Рассказать учащимся о том, что в геометрии Евклида, изложенной им в книге «Начала» ответ на данный вопрос следует из знаменитого пятого постулата. Пятый постулат знаменит тем, что долгие годы его пытались доказать на основе остальных аксиом Евклида. И лишь в прошлом веке, было доказано, что пятый постулат не может быть выведен из остальных аксиом. Поэтому утверждение о единственности прямой, проходящей через данную точку параллельно данной прямой, принимается в качестве аксиомы.
- Является ли утверждение: «Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную данной» аксиомой? Почему? (нет, оно доказывается)
- Чем отличается вышеуказанное утверждение от аксиомы параллельных прямых? ( в аксиоме говорится о единственности такой прямой)
4.Закрепление изученного материала.
Устно решить задачу №197.
Полезно на рисунке показать учащимся два возможных случая расположения прямых:
1) все четыре прямые пересекают прямую р;
2) одна из четырех прямых параллельна прямой р, а три другие прямые пересекают ее.
Эти два случая иллюстрируют ответ на вопрос задачи: по крайней мере, три прямые пересекают прямую р.
Разъяснение смысла понятия «следствия».
Записать в тетрадях: следствиями называются утверждения, которые выводятся непосредственно из аксиом или теорем.
Рассмотреть следствия 1° и 2° из аксиомы параллельных прямых.
№ 199
Решение.
Прямые ВС и АС имеют общие точки с прямой АВ, т.е. ВС и АС пересекают АВ, значит они пересекают и прямую р, т.к. по условию задачи АВ ׀׀р и из следствия из аксиомы параллельных прямых «если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то она пересекает и другую».
№200.
Решение.
Прямая АD пересекает прямые АВ, АЕ и АС в точке А и прямые ВС и РQ.
АD ׀׀р, значит р пересекает прямые АВ, АЕ, АС, ВС и РQ по следствию: если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то она пересекает и другую.
5. Формирование умений и навыков.
Решение задачи № 218:
Отметим произвольную точку, не лежащую на прямой b, и проведем через нее прямую с, параллельную прямой b. Так как прямая а пересекает прямую b, то она пересекает и прямую с. Таким образом, прямая с пересекает прямую а и параллельна прямой b.
Решение задачи № 219*.
Предположим противное, что прямые а и b не параллельны, то есть пересекаются. Тогда можно провести прямую с, которая пересекает прямую а и не пересекает прямую b (из решения задачи № 218). Но это противоречит условию задачи. Значит, наше предположение неверно и а || b.
7. Итоги урока.
- Что нового вы сегодня узнали?
- С какими понятиями познакомились?
- Сформулируйте определение аксиомы, следствия.
- Сколько следствий из аксиомы параллельных прямых вы знаете? Сформулируйте их.
8. Домашнее задание: п. 27 и 28 с. 59-62; №198, 217
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.