Конспект урока по теме "Алгоритмическая конструкция "ветвление"
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "Алгоритмическая конструкция "ветвление"

Оценка 4.9
Разработки уроков
pdf
информатика
8 кл—9 кл
25.01.2022
Конспект урока по теме "Алгоритмическая конструкция "ветвление"
Урок.pdf

Урок информатики в 9 классе

по теме: «Алгоритмическая структура «ветвление»».

Тип урока: комбинированный.

Цель:  создать условия для формирования и первичного закрепления знаний учащихся об алгоритмической конструкции ветвление.

Задачи:

Образовательные:

      обобщить знания по алгоритмической структуре «ветвление»;

      сформировать у учащихся представление об алгоритмической структуре «ветвление», рассмотреть полную и неполную формы ветвления;

      закрепить на практике представление алгоритмов с ветвлением в виде блок-схем и на алгоритмическом языке;

      произвести контроль знаний учащихся по пройденной теме.

Развивающие:

      воспитать дисциплинированность, взаимоуважение,      самостоятельность, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

      развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке; развитие познавательного интереса;

      развитие информационной культуры.

Планируемые образовательные результаты:

        предметные — представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; умение исполнять алгоритм с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд;

        метапредметные — умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов;

        личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

        алгоритм;

        ветвление;

        разветвляющийся алгоритм;

        блок-схема;

        операции сравнения;

        простые условия;

        составные условия.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

        персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; •         ПК учащихся.

План урока:

1.  Организационный момент.

2.  Актуализация знаний.

3.  Постановка цели и задач урока.

4.  Первичное усвоение новых знаний.

5.  Первичная проверка понимания.

6.  Физкультминутка.

7.  Первичное закрепление.

8.  Информация о домашнем задании.

9.  Подведение итогов.

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.  Актуализация знаний.

-Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, повторим основные понятия, изученные на прошлых уроках:

1.      Дай определение алгоритма.

2.      Дай определение исполнителя.

3.      Какой алгоритм линейным?

4.      Перечислите известные вам формы записи алгоритмов.

Проблемные задания

Задание 1. Найти ошибки в блок-схемах. (Задание на интерактивной доске. Форма работы – фронтальная. Сначала учащиеся устно проговаривают ошибки, затем к доске по очереди выходят трое учащихся и исправляют ошибки).

 

конец

Задание 2. Составить алгоритм и блок-схему к приведенным ниже заданиям (мальчикам взять задание «Посадить дерево», девочкам – «Пришить пуговицу» и для всех – третье задание)

Посадить дерево

Пришить пуговицу

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Проверка выполненного задания (ответы 1-го и 2-го столбца выводятся на экран вместе, все проверяют, 3-е выводится не сразу, только после ответов учащихся и примерных вопрос учителя).

Примерные вопросы учителя:

        Возникли ли трудности, при выполнении задания?

        Какие?

        Чем алгоритм действий на третьей картинке отличается от первого и второго?

        Что нужно добавить к третьему алгоритму? (отвечают – условие)

        В какой геометрической фигуре на блок-схеме изображают условие?

Учитель объясняет, что именно данному типу алгоритмических структур и посвящен наш сегодняшний урок.

3.  Постановка цели и задач урока. Учитель просит сформулировать тему урока и дает подсказку в виде ребуса:

Учащиеся сами формулируют тему и ставят цели урока.

4.  Первичное усвоение новых знаний.

Учитель:

Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм.

Приведите, пожалуйста, примеры, из повседневной жизни, относящиеся к линейным алгоритмам. (Ученики приводят примеры линейных алгоритмов: посадки саженца в саду, приготовление кофе и т.д.)

К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, которые изменяют алгоритм.

Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский богатырь выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.

Таким образом, появляется новый вид алгоритма.

        Как мы его назвали? (Алгоритм с ветвлением).

        Попробуйте дать ему определение. (Алгоритмическая конструкция «ветвление» – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.)

Записывают в тетрадь определение

– Учитель повторяет, как в виде блок-схемы изобразить «ветвление».

Пример 1:

Если на улице не идет дождь, тогда пойди гулять, иначе останься дома. Составить блок-схему (учитель вместе с учениками)

Учитель просит привести примеры из жизни на данный вид блок-схемы.

Проблемное задание

Пример 2. Если на улице идет дождь, тогда открыть зонт.

-Чем этот пример отличается от предыдущего? -Как изменится блок-схема?

Учитель просит привести примеры из жизни на данный вид блок-схемы.

– Мы привели примеры двух форм ветвлений. Чем они отличаются? Как бы вы их назвали?

(Полная и неполная форма ветвления). Записывают в тетрадь:

Полное ветвление

Неполное ветвление

Если <условие>, тогда … иначе…

Если <условие>, тогда …

-Учитель рассказывает как кодируются на языке программирования. (если учащиеся изучают

английский язык можно предложить самим попробовать)

IF <условие> THEN < оператор 1> ELSE < оператор 2>;

IF <условие> THEN <оператор>;

5. Первичная проверка понимания.

Задание 1 (фронтальная работа). Приведите примеры разветвляющихся алгоритмов: полную и неполную форму. Составить блок-схемы к следующим выражениям:

1.  Если ласточки летают низко, то будет дождь, иначе дождя не будет.

2. 


Если погода будет хорошая, то перед тем, как делать уроки, покатаюсь на лыжах.

Задание 3. Составление блок-схемы по условию.

Даны три отрезка с длинами a, b, c. Составьте алгоритм проверки существования треугольника со сторонами a, b, c.

Алгоритм представить в виде блок-схемы.

Задание 4. Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст человека и определить, подходит ли он фирме (вывести ответ «подходит» или «не подходит»). Особенность: надо проверить, выполняются ли два условия одновременно.

6.  Физкультминутка (с использованием алгоритмической структуры «ветвление»)

1.      Если ты юноша, то выполняй круговые движения глаз по часовой стрелке, иначе против часовой стрелки.

2.      Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперед-назад, иначе вправовлево.

3.      Если у тебя карие глаза, то вытяни руки вперед и потянись, иначе вытяни руки вверх потянись.

4.      Если ты ученик 9 класса, то выпрямись и приготовься к дальнейшей работе, иначе выйди из класса.

7.  Первичное закрепление.

1.  Дифференцированная самостоятельная работа.

Вариант 1 (для слабых учеников)

Задание. Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных:

x

5

-2

0

y

 

 

 

Вариант 2 (для средних учеников).

Задание. Ввести самим 3 любых значения а и для каждого из них вычислить х.

а

 

 

 

х

 

 

 

Вариант 3 (для сильных учеников).

Задание. Ввести самим 3 любых значения а и для каждого из них вычислить х.

Ввод х

 

 

 

Вывод х

 

 

 

2.  Выполнение практической работы по теме из учебника (за компьютерами)

8.  Информация о домашнем заданииДомашнее задание:

§ 2.4 (пункт 2); вопросы и задания № 11–23 к параграфу.

Дополнительное задание: работа с модулем «Алгоритмы с ветвящейся структурой» в режиме тестирования.

9. Подведение итогов 1) Ответьте на вопросы:

        Алгоритм «ветвление»– это…

        Особенностью алгоритмической структуры ветвления является…

        Полная форма ветвления отличается от неполной…

2)      «Рефлексивная мишень»

На сегодняшнем уроке мы с вами сделали еще один шаг в мир алгоритмических структур. За этот час вы стали немного мудрее. Но у каждого из нас сложилось свое отношение к прошедшему уроку. Этот урок оставил в вашей душе какой-то след: это может быть удовлетворение от проделанной работы, выполненного задания, это может быть равнодушие, это может быть неудовлетворенность.

На доске плакат с изображением мишени, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры — вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к пятёрке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

3)Выставление оценок.

4) Слово учителя.

Вся наша жизнь – это алгоритм сложной структуры. Надо стремиться к тому, чтобы каждое наше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату!


 

Урок информатики в 9 классе по теме: «Алгоритмическая структура «ветвление»»

Урок информатики в 9 классе по теме: «Алгоритмическая структура «ветвление»»

Информация о домашнем задании

Информация о домашнем задании

Проверка выполненного задания (ответы 1-го и 2-го столбца выводятся на экран вместе, все проверяют, 3-е выводится не сразу, только после ответов учащихся и примерных вопрос…

Проверка выполненного задания (ответы 1-го и 2-го столбца выводятся на экран вместе, все проверяют, 3-е выводится не сразу, только после ответов учащихся и примерных вопрос…

Попробуйте дать ему определение

Попробуйте дать ему определение

Задание 1 (фронтальная работа)

Задание 1 (фронтальная работа)

Физкультминутка (с использованием алгоритмической структуры «ветвление») 1

Физкультминутка (с использованием алгоритмической структуры «ветвление») 1

Вариант 3 (для сильных учеников)

Вариант 3 (для сильных учеников)

Подведение итогов 1) Ответьте на вопросы: •

Подведение итогов 1) Ответьте на вопросы: •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2022