конспект урока по теме "Базы данных"

  • doc
  • 06.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала b4de4c1f60386c6c2d0b2a72b397109a.doc

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

«Понятие базы данных и информационной системы»

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Старостина Ольга алексеевна

Район

Г. Новотроицк

Место работы

ГАПОУ НСТ

Должность

Преподаватель

предмет

Информатика

курс

1

 

Общая информация

 

Тема урока

Понятие базы данных и информационной системы

Тип урока

Практическое задание

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: познакомиться с понятием база  данных, научиться обрабатывать и разрабатывать структуры БД.

Задачи:

·      изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока

·      способствовать развитию информационной и коммуникативной культуры, творческого мышления

·      способствовать развитию познавательного интереса к предмету

·      воспитание культуры общения

 

Планируемые результаты

 

·           личностные

·         Рефлексия собственной деятельности.

·         Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

·         Информационная культура учащихся, инициативность.

·           предметные

Знать:

·      назначение информационной системы и баз данных; классификации БД;

·      структуру реляционной базы данных (РБД).

Понимать:

·      преимущества табличного представления данных.

Уметь:

·      приводить примеры БД и информационных систем;

·      определять признаки классификации БД.

·           метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные:

·         постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, реальной ситуации их жизненного опыта;

·         выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи;

·         контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

·         самооценка результатов работы;

·         умение взаимодействовать в учебных действиях.

Познавательные:

·         сравнение, конкретизация, анализ объектов с целью выделения признаков;

·         умение структурировать знания;

·         умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·         рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

·         умение формулировать собственное мнение и позицию;

·         осознанное построение речевых высказываний;

·         участие в обсуждении содержания материала;

·         осознанное построение речевых высказываний;

·         восприятие выступлений учащихся.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Тест

Модель использования ЭФУ: демонстрационная, предметный класс, мобильный класс, «модель BYOD» (принести свое устройство) и др.

Демонстративный режим

Технология организации учебной деятельности: зональное обучение, «перевернутое обучение», мобильное обучение, проектное обучение, синхронное обучение, асинхронное обучение и др.

«зональное обучение»

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

 

Необходимое оборудование

Компьютер учителя, нетбуки

Программное обеспечение

Windows 7 и выше

Дидактическое обеспечение

 

Дополнительная литература

 

Интернет-ресурсы

 

ЭОРы

 

Рекомендуемые Интернет-сервисы

 

 

Технология «зонального обучения»

Учитель организовал урок, используя технологию зонального обучения с целью организации практическо-исследовательской деятельности учеников и формирования мотивации у школьников совместного обсуждения вопросов в рамках темы «Понятие базы данных и информационной системы».

Рефлексия по итогам урока организована в устной форме.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

с использованием ЭФУ в условиях реализации ФГОС

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Как используется материал ЭФУ (тип объекта, номер страницы, какую роль он играет на данном уроке)

Урок (45 мин.)

 

1.       Организационный:

( время выполнения 3 мин.)

1.Проверяет: готовность школьников к уроку

2.Назначает ответственных за организацию работы с устройствами с ЭФУ.

 3. Проверяет готовность устройств с ЭФУ.

 

1.Приветствуют учителя 2.Рассаживаются

3.Открывают рабочие тетради

4.Назначенные школьники включают устройства с ЭФУ. Открывают ЭФУ.

 

2.       Вводно-мотивационный

(время выполнения: 7 мин)

Работая с классом, фронтально обсуждает решение задачи «Имеется большой объем данных о какой-то реальной системе объектов или событий (о книгах в библиотеке, о товарах на складе). Необходимо организовать хранение этой информации т.о., чтобы ее было удобно  просматривать, пополнять, изменять, делать любые выборки, предоставлять информацию в наглядно виде»

Какие известные вам программные средства для этого можно использовать?

 

Обсуждает с учащимися достоинства и недостатки табличного представления данных в Word и Excel.

 

 

 

Ученики отвечают на вопрос задачи.

Предполагаемые ответы: создать каталог, список, таблицу.

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы: Описать объекты в таблице текстового редактора, создать таблицу в Excel и др.

Предполагаемые ответы: в Word нельзя (неудобно) использовать формулы, трудно делать выборку данных.

В Excel нельзя сохранить звуковую и мультимедийную информацию, данные представляются недостаточно наглядно

 

3. Актуализация знаний (6 мин.)

Учитель подводит итог того, что ученики  знают и умеют.

Подводит учащихся к формулированию цели и задач урока.

Формулируют цель и задачи урока.

 

 

4. Изучение нового материала

(20 мин.)

 

Красная зона: (работа с ЭФУ)

Учитель работает с классом фронтально. Задает вопросы и задания:

Найти в учебнике примеры определенным образом организованных хранилищ информации.

Прочтите определение базы данных.

Можно ли считать приведенные примеры базами данных? Почему?

 

Создайте Комментарий к абзацу с примерами хранилищ.  Дополните его своими примерами БД.

 

 

Найдите эти классификации, добавьте их в заметки  и назовите, по какому признаку осуществлена классификация.

 

 

Предлагает сравнить варианты признаков классификации  с образцом из ЭОР к уроку «Проектирование объектов данных»

 

Предлагает учащимся оценить, насколько правильно они ответили.

Задает вопросы и задания:

Зеленая зона: (работа с ЭФУ)

Прочтите определение информационной системы.

Найдите в учебнике пример информационной системы.

Почему можно утверждать, что это информационная система?

Какой комплекс аппаратно-программных средств используется в этой ИС?

 

 

 

 

 

 

Приведите свои примеры в Комментарии к абзацу с определением ИС.

 

Как вы думаете, часто ли человек в повседневной жизни сталкивается с информационными системами?

 

Как вы собирались организовать данные в Word или Excel?

Какую форму организации имеет реляционная база данных?

Преимущества табличной формы?

Предлагает сформулировать учащимся самостоятельно и сравнить с ЭФУ.

 

 

 

Зеленая зона: (работа с ЭФУ)

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

 

 

 

 

 

Работают с ЭФУ

 

 

 

 

 

Обосновывают свое мнение, опираясь на определение.

Работают с ЭФУ, используя закладки, комментарии учебника.

 

 

 

Создают комментарий, сохраняют сделанную запись, чтобы можно было ее извлечь по мере надобности, нажав кнопку «Заметки» (карандаш). Зачитывают свои варианты признаков.

 

 

 

 

 

 

Работают с ЭФУ, используя записи в Комментарии учебника.

 

 

Обосновывают свое мнение, опираясь на определение.

 

Предполагаемые ответы учащихся: компьютеры, мобильные устройства, серверы, коммуникационное оборудование, программы-браузеры.

Учащиеся записывают свои примеры в Комментарии к абзацу, зачитывают свои варианты.

 

Да, повсеместно.

 

 

Табличным способом.

 

В ЭФУ находят ответ на вопросы

 

 

 

 

Ищут ответы на вопросы. Вопросы записаны в файл и прикреплены к параграфу учебника.

Ответы пишут в Мой блокнот.

1) Как называется строка таблицы в РБД?

2)  Как называется столбец таблицы в РБД?

3) Чем отличаются разные поля?

4)Чем отличаются разные записи?

 

 

 

 

 

 

 

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

(5 мин.)

Организует работу класса в ходе выступления учащихся.

Предлагает учащимся зачитать ответы.

Акцентирует внимание на новых понятиях.

Открывает  файл, прикрепленный учителем к параграфу.

Какая информация отражается в записи?

Какую информацию содержат поля?

 

 

Организует работу учеников по проверке уровня освоения материала урока.

На экране демонстрируется ЭОР к параграфу учебника «Базы данных и информационные системы».

 

 

 

 

Выступающие ученики дают ответы на вопросы, используя записи в Моем блокноте.

 

Предполагаемые ответы ученика:

В записи отображается сведения об одном объекте.

Поля содержат характеристику (атрибут) объекта.

 

 

 

Отвечают на вопросы, заданные учителем .

 

6. Подведение итогов урока (4 мин.)

 

1.Организует подведение итогов урока. Рефлексия.

2.Проверяет состояние устройств с ЭФУ.

Участвуют в рефлексии урока.

Получают домашнее задание. Обсуждают. Назначенные школьники закрывают ЭФУ.

Выключают устройства с ЭФУ.