Конспект урока по теме "Дорога к письменности"
Оценка 4.7

Конспект урока по теме "Дорога к письменности"

Оценка 4.7
Презентации учебные
doc
русский язык
4 кл—5 кл
28.10.2021
Конспект урока по теме "Дорога к письменности"
конспект урока по теме "Дорога к письменности" подойдёт как для изучения новой темы, так и для внеурочного занятия
Конспект урока по теме Дорога к письменности.doc

Тема: «Дорога к письменности».

 

 

Цель урока: познакомить учащихся с историей русской письменности; развивать мышление, речь, коммуникативные способности; воспитывать любовь к русскому языку на литературных примерах.

 

 

Ход урока.

I.       Орг. начало.

Два предварительных вопроса для вступительной беседы с собравшимися. Что такое «праздник»?

Это день торжества, установленный в честь или память кого - или чего-либо. А что такое «письменность»?

Это и совокупность языковых и графических средств письменного общения, и совокупность письменных памятников. Для нас это слово интересно и в первом, и во втором значении.

 

II.      Сообщение темы, постановка целей.

Наш урок «Дорога к письменности» позволит нам узнать об истоках письменности.

 

III.    Объяснение нового материала (показ 1 страницы слайда)

 

1. Дорога к письменности.

Итак, открываем нашу первую «страницу».

      Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора? Трудно, но можно, - наверное, скажете вы.- У моих бабушек и дедушек в

детстве не было телевизора; к ним домой не приходили театр, кино, митинги, спортивные соревнования. Если хотите проверить, спросите об этом дома.

      А можно ли представить себе жизнь без электричества? Очень трудно, наверное, думаете вы.

Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучи­не. И только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки.

      А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.

Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Допустим.

Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т. п.

Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без. Недаром русский пи­сатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил (показ слайда) «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир,- осо­бенно в наше время, при нынешних успехах разума».


 

Как вы думаете, сохраняют ли свое значение последние слова писателя в наше время? Согласны ли вы с ним или нет? Почему? Как же произошло изобретение буквы? Что об этом известно людям? Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

Будьте внимательны к нашим рассказам, так как мы будем задавать вам вопросы и до викторины и учтем ответы на них во время ее проведения. Сейчас ребята прочитают вам отрывки из поэмы американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» - так звали легендарного вождя индейцев, который сделал для них много хорошего. О чем идет речь в первом отрывке? (сопровождается показом слайда)

При свиданье - с глазу на глаз Мы ведем свои беседы; Но, расставшись, мы вверяем Наши тайны тем, которых Посылаем мы друг к другу; А посланники нередко Искажают наши вести Иль другим их открывают. О чем говорится в этом отрывке? Кто эти посланники? И вот что сделал Гайавата. (сопровождается показом слайда)

 

Из мешка он вынул краски, Всех цветов он вынул краски И на гладкой на бересте Много сделал тайных знаков, Дивных и фигур и знаков; Все они изображали Наши мысли, наши речи. Белый круг был знаком жизни, Черный круг был знаком смерти; Дальше шли изображенья Неба, звезд, луны и солнца, Вод, лесов и горных высей, И всего, что населяет Землю вместе с человеком. Для земли нарисовал он Краской линию прямую, Для небес - дугу над нею,

Для восхода - точку слева, Для заката - точку справа, А для полдня - на вершине. Все пространство под дугою Белый день обозначало, Звезды в центре - время ночи, А волнистые полоски -Тучи, дождь и непогоду.

      Что изобрел Гайавата? Как можно назвать такое письмо?

Это рисуночное письмо (показ слайда с рисунком от учащихся другой школы с приглашением на футбол).

      Что написано этим рисунком? (даются разные ответы учащихся)

Но рисунок можно неверно прочитать. Если написавший придавал знакам одно значение, а читающий - другое, то ничего хорошего из этого получиться не могло. Об этом забавно рассказал Р. Киплинг в сказке «Как было написано первое пись­мо». На смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы. А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы - значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал- начало и латинскому, и славянскому письму. Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового Завета.

 

2. Школа славянского языка, (показ слайдов)

События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти - «Повести временных лет». На пергаментные листы этого рукописного храма отечественной жизни вписывались лишь важнейшие дела, свершения общерусского значения. Раскроем эту книгу на событиях, отнесенных летописцем к 988 году.

Войдем в слой родной истории более чем тысячелетней глубины. Среди многообразных дел этого года: штурм и взятие князем Владимиром византийского города Корсуня, его женитьба на сестре константинопольского императора Анне, переход в православную веру самого князя, его дружины и части киевлян, свержение языческих кумиров ...

И как самое ударное, завершающее год 988, - открытие в стольном Киеве дворцовой школы «Ученья книжного».

Возник центр книжной культуры, той, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией.

Так, наряду с латинской, греческой и арабской школами, на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы непосредственно связано с созданием славянской азбуки Константином (Кириллом) Философом и его братом Мефодием в 863 году. Первая школа, где велось преподавание церковнославянского (иначе - старославянского) языка, была открыта братьями в столице Моравского княжества Велиграде. Ими было воспитано около 100 книжников. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и к концу века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке, который был понятен всем славянским народам того времени.

Первые школы создавались князьями, но уже в Киевской Руси сложились два типа школ: демократические школы мастеров грамоты, где учили упрощенный 32-буквенный кириллический алфавит, и дворцовые, соборные, монастырские, где давалась 45-буквенная кириллица, отражающая все особенности церковнославянского языка.

Для лиц, избравших духовную карьеру, главным было овладение богослу­жебной и церковно-учительной литературой. «Книжное учение» было возможно там, где находились богатые собрания рукописных книг - при монастырях, епископских кафедрах, кафедральных соборах.

 

3.       Старославянский и русский язык.

В результате крещения Руси старославянский язык у восточных славян расцвел «яко крин пречистый» и дал удивительные образцы одухотворенных и целомудренных сочинений, к которым затем обращались многие поколения наших дедов и отцов.

Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского ли­тературного языка. Старославянский язык, подобно латыни в западных романских странах, бы/г всегда надежной опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русского языка. Так, употребляя пословицу: «Устами младенца глаголет истина» (слайд), мы совершенно не задумываемся над тем, что не используем при этом, по существу, ни одного «чисто» русского слова, и ощущаем лишь некоторую книжность этого мудрого речения.

 

4.       Буквицы древнерусского письма, (слайд)

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художест­венного оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы (или инициалы), заставки, иллюстрации, коричневые столбцы текста вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства.

Несколько слов о буквицах, обычно начинающих ту или иную главу рукописи. Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, он, прежде всего, старался красиво передать мысль. Он не считал буквицу просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание. Для древнерусского человека весь мир и даже само небо над головой было книгой, развернутым свитком, который не каждому дано прочесть. Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников -солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

Сейчас мы вам покажем некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что они обозначали, какие стороны мира отражали. Показ слайда.


Чтец.

Вижу Русь! Торжественно-сурово Вслушиваюсь в темную строку ... Так и есть,

Сначала было «слово»,

Это было «Слово о полку». (Л. Манзуркин)

Представляете: всего через два века после распространения письменности на Руси было создано первое крупное произведение древней художественной литературы «Слово о полку Игореве».

А теперь попробуйте вспомнить, что вам известно о нашей письменности

Сколько букв было в кирилловской азбуке XI века?

На чем писали в древности?

Что служило материалом для письма?

Чем писали в древнерусскую эпоху?

Из жизни русского алфавита.

Слайд

Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений. О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Феликс Кривин.

 

Чтец. Песенка о буквах, вышедших из употребления (на слайде)

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?       »

Где Ять? И где Фита? Без них правописание


Сумело обойтись. Новейшие издания Без них вступают в жизнь. Уж так на свете водится. Как говорил мудрец: Когда без нас обходятся, То значит, нам конец.

Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен Петром 1 в 1708 г. Его называют гражданской азбукой. Однако не все упрощения были сделаны.

Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита? об этом забавно рассказывает Ф. Кривин в книге «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола».- Ужгород, 1981):

«По наблюдению Соболевского, буква ъ хранит молчание примерно с XIII века. ДО Х1П века ей было что сказать, а с Х1П века она замолчала. Однако она регулярно посещала собрания букв...(Слайд) ЖИЛЪ-былъ коть, онъ ель бутербродъ ... Но занимала место где-нибудь в самом конце и - помалкивала. Это с XIII века!

За это время у нас многое произошло. Появились новые слова, старые вышли из употребления. Книжки стали печататься. А буква ъ об этом - молчок ... Осип Иванович Сенковский, известный также под именем Барона Брамбеуса, очень сердился на букву ъ: «Пагубнее всех и всего этот тунеядъ ... на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги, стоит России ежегодно более 400.000 рублей,- а какую приносит ей выгоду или честь?"

Не каждый, кто много стоит России, приносит ей честь, этого Осип Иванович не учитывал. Но, с другой стороны, за такие деньги можно что-то сказать. Хоть звук проронить ...

Теперь понятно, почему буква ъ с XIII века молчит: для нее молчание - чистое золото...

Написание этой буквы в конце слов, как и ряда других, было отменено по реформе 1918 года.

А теперь попробуйте ответить на вопросы: Какую роль выполняет теперь буква ъ?

Сравните количество букв в кириллице и современном алфавите. Что произошло? Количество букв уменьшилось, очевидно.

Какие еще буквы претерпели изменения? Были ли буквы, которые добавились в алфавит? Если вам это неизвестно, обратитесь к книге Льва Успенского «По закону буквы».

6. Парад книг: вопросы и ответы? Возникает множество вопросов. Как учили грамоте на Руси? Какова история древних школ? А история библиотек? Сколько книг было в древности? Как «делали» книги до начала книгопечатания? Что изучает палеография? По­пробуйте расшифровать это слово, вы ведь знаете слова палеолит и орфография. Была ли письменность у славян.

Раньше буква ъ (ер) обозначала редуцированный звук [ъ], т. е. очень краткий [о], который в слабом положении (а конец слова был именно таким) утратился.

До принятия христианства? Кирилл создал кириллицу или глаголицу? Почему Кирилла- сначала звали Константином? Наконец, была ли письменность у славян до принятия христианства?

Ответы на эти и множество других вопросов можно найти в соответствующих книгах.

Д. Кугультинов. Ода болгарскому языку. (На слайде)

Викторина.

А сейчас посмотрим, как вы знаете родной язык. Уважаемое жюри ваши ответы оценит.

Вспомните пословицы со словами азбука и грамотность.

Подберите однокоренные слова к слову буква, объясните их значение.

Назовите фразеологизмы со словом буква.

Назовите фразеологизмы, в которые входят названия букв.

Кто знает наш алфавит? Все? Какие старые названия букв вы знаете? А может кто-нибудь назвать особые буквы алфавита церковнославянского языка?

Название какой буквы было однокоренным со словом учение?

Как перевести слово азбука на современный русский язык?

Как называлась славянская азбука до 1708 Г.? Как стала называться после этого? Почему возникли оба названия?

8 Почему буквы назывались «и восьмеричное» и «и десятеричное?» .

9.       Вспомните пословицы и поговорки, содержащие старославянские буквы
или слова.

Запишите эти пословицы в тетрадь (на слайде) IV. Итоги

Пока жюри подводит итоги викторины (можно это было сделать по большинст­ву ответов и во время последнего сообщения), мы подведем итоги всему тому, что увидели и услышали сегодня.

Отдавая дань памяти Кирилла и Мефодия, посвящаем им стихотворение О. Дмитриева «Старославянский язык», (слайд ) А все же до жалости редко Среди почитаемых книг Мы ищем язык наших предков Для нас неудобный язык. Пускай не во всем он понятен И мудрым ученым, порой И белых в нем более пятен, Чем даже на карте земной, Но вслушайтесь в давнюю эту Эпоху, за каждой строкой В словах легковесности нету, Поспешности нет никакой! Над лунным челом летописца Татарские кони храпят. И все ж принимает страница Не каждое слово подряд: Когда они слабы и мелки,


Тема: «Дорога к письменности».

Тема: «Дорога к письменности».

Как вы думаете, сохраняют ли свое значение последние слова писателя в наше время?

Как вы думаете, сохраняют ли свое значение последние слова писателя в наше время?

Школа славянского языка, (показ слайдов)

Школа славянского языка, (показ слайдов)

Буквицы древнерусского письма, (слайд)

Буквицы древнерусского письма, (слайд)

Чтец. Вижу Русь! Торжественно-сурово

Чтец. Вижу Русь! Торжественно-сурово

Сумело обойтись. Новейшие издания

Сумело обойтись. Новейшие издания

Викторина. А сейчас посмотрим, как вы знаете родной язык

Викторина. А сейчас посмотрим, как вы знаете родной язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2021