Дата 1-А класс
Урок Русский язык
Тема. Функции букв е, ё, ю, я. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков
Цель урока: научить обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными буквами.
Задачи: учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки; познакомить учащихся со способами обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, и, я; развитие умения работать самостоятельно; умения применять знания на практике.
УУД:
Познавательные: уточнить представления учащихся о работе гласных звуков при обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков.
Личностные: умения работать над каллиграфическим письмом.
Коммуникативные: формирование умения работать в группах, слушать и слышать товарища.
Регулятивные: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков гласными звуками.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный метод, частично-поисковый.
Ход урока:
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, из чего состоит наша речь? Из предложений.
- А предложения? Из слов.
- А слова? Из слогов.
- Из чего состоят слоги? Из звуков.
- Чем обозначаются звуки на письме? Буквами.
- На какие две группы делятся все звуки? Гласные и согласные.
Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким Знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: ел – ель; банка превращается в баньку. Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы».
Выбежали буквы (е, ё, и, ю, я), встали рядом с твёрдыми согласными. И слово пыл превратилось в пил, лысый – в лисий, нос – в нёс.
– Вы, конечно, догадались в чём секрет фокуса? (Буквы е, ё, и, ю, я и ь обозначают мягкость согласных, после которых они стоят.)
Актуализация знаний.
Догадайтесь, какие буквы умеют показывать фокусы , я предлагаю вам поиграть в игру «Угадайка»: и ы у е а о я ю э ё
На каждой парте лежат буквы, найдите среди них наших волшебниц (е ё и ю я э ы у а о)
-Почему вы разделили именно так?
- Какие гласные указывают на твёрдость согласных?
- Какие указывают на мягкость согласных?
- Какой еще секрет скрывают буквы е, ё, ю, я? (Обозначают два звука)
- Молодцы, с этими заданиями вы справились!
Постановка цели и задач урока.
-Как вы, ребята, думаете, какова тема нашего урока? (Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами е, ё, и, ю, я.)
- Проверьте, правильны ли ваши предположения (на доске тема урока)
- Чему будем учиться на уроке? (Обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными буквами).
-Чтобы достичь этих целей, вам нужно будет пройти нелёгкий путь.
Запишите число, классная работа.
Первичное усвоение новых знаний.
Начнем с минутки чистописания.
Напишите гласные буквы е, ё, и, ю, я правильно и красиво. Посмотрите образец на доске.
-Откройте учебники на стр. 50, упр. 87. Прочитайте текст. (Работа по учебнику)
О чем сообщаетяс в тексте? Сколько в тексте предложений? Как ты узнал? Произнеси согласные звуки в первом и пятом словах. В каком слове все согласные звуки мягкие, в каком – все твердые? Какими буквами на письме обозначается твердость и мягкость согласных звуков? Спишите. Подчеркните эти буквы синим и зеленым карандашом. Во втором предложении подчеркните основу.
Физминутка.
Первичная проверка понимания.
Ребята, я предлагаю вам поработать в группах, выполняя следующее задание: распределите слова на группы (в одной группе слова с гласными, обозначающими мягкость согласного, в другой- твердость)
Май нос лук мэр бык
Мяч нёс люк метр бинт
- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?
- Какие буквы обозначают твердость согласных звуков?
- Проверяем, кто выполнил без ошибок.
- Сформулируйте вывод об обозначении мягкости-твёрдости согласных (Твёрдость и мягкость согласных на письме обозначается гласными звуками.)
Если учащиеся затрудняются сформулировать вывод, можно предложить план ответа:
• Какие буквы обозначают мягкость согласных на письме?
• Какие буквы обозначают твёрдость согласных на письме?
Первичное закрепление.
-Откройте учебники на стр. 51, упр. 88. Прочитайте задание. Как мы будем выполнять это задание? (Прочитать, списать сначала слова с твердыми согласными звуками, потом – слова с мягкими) (Выполнение задания в тетрадяхи)
Выполняем проверку.
Рефлексия.
Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Для этого необходимо подумать, хорошо ли вы поняли тему, как вы работали в группе (активно, пассивно), понравился ли вам сегодняшний урок, какую пользу вы извлекли из занятия? Нарисуйте в тетради соответствующий смайлик.
-Достигли мы поставленной задачи? (Научиться обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными буквами)
Как на письме обозначается твердость и мягкость согласных? Какой вывод (Твёрдость и мягкость согласных на письме обозначается гласными буквами)
-Урок окончен. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.