Урок
Л. Н. толстой «Лев и собачка»
Тип урока: освоение нового материала |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста |
Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения |
Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. Воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным). |
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) |
Формируемые
способы |
|||
I. Организация начала урока |
– Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха) –
Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко Психологически настраивает учащихся класса на урок
|
Показывают готовность |
Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения |
|||
II. Проверка домашнего задания |
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке? –Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые) - Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?
Тест. Проверка. |
«Акула», «Прыжок»
|
Владеют логическими действиями.
Анализируют содержание рассказов. |
|||
III. Постановка учебной задачи / Разминка
|
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Для красивого чтения нужно развивать свой речевой аппарат, а поможет нам в этом речевая разминка. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. ТА-ТА-ТА, ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА, ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ, ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ. – А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию. - Кто изображен на слайде? Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей) – А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. - Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей). Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. - Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. – - Предположите, как может называться рассказ? - Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? – О чем может быть рассказ с таким названием? — Что может произойти в рассказе с таким названием? — Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? – Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? – Что означает слово «быль»?
– Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
|
Читают стихотворение
Читают стихотворение про себя Чтение стихотворения хором Беседа
Прослушивание
Читают название. Рассуждают о содержании произведения. – Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии. |
Владеют логическими действиями. Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
Высказывают свое мнение.
|
|||
III. Изучение нового мате- риала. 1. Первичное восприятие текста.
2. Словарная работа |
– Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». – После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль? Прослушивание записи рассказа – Понравился рассказ?
– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. – Смысл каких слов вам был непонятен? Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. – Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль? – Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? – Какой эпизод показался вам самым напряженным? – Назовите главных героев были. – Где происходит действие? – Было ли вам кого-нибудь жалко? Физкультминутка Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.) А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.) |
Внимательно слушают.
Делятся своими впечатлениями.
Определяют совместно с учителем толкование слов.
– О любви и привязанности животных друг к другу. – Печаль, грусть, тревогу. – Лев и собачка. – В зверинце.
Выполняют физкультминутку |
Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Владеют навыками работы со справочной литературой. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
|||
IV. Продолжение работы над темой. Анализ произведения
Работа в парах (составить диалог героев) |
- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных. Чтение по частям и анализ. 1ч. (1-2абзац) - Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных? - Кто показывал зверей в зверинце? - Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка? - Как человек поймал собачонку? - Этот человек хотел сделать доброе или злое дело? - Расскажите своими словами, как собачонка очутилась в зверинце? - 2ч. (3-6 абзац) - Как собачка чувствовала себя в клетке? - Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом? - Подтвердите словами из текста. - Какие
словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? – Почему же лев не растерзал
собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это
место.
- 3ч. (7-9 абзац) – Как лев относился к собачке? – Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.) - Как автор относится к собачке? Ко льву? 4ч. (10 абзац) - Кто такой барин? - Почему собачка не радуется хозяину? - Почему лев не дал забрать собачку? 5ч. (до конца) - Сколько времени прожили лев с собачкой? -Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление. Проверка. |
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
– Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой… – Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком. |
Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Составляют диалог животных при первой встречи |
|||
|
|
|
|
|||
Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста. – С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.) – Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.) – Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)
- Отчего лев
умер? Как вы думаете,
для чего писатель рассказал нам об этой истории? Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы научились сострадать.
|
– Собачка заболела и умерла. – Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. – Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать. Высказывают свое мнение.
|
|||||
|
|
|
|
|||
V. Домашнее задание |
- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы? Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
|
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осуществляют поиск средств достижения цели |
|||
VI. Итог урока. Рефлексия |
-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? - У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах, когда мы читали рассказ, о каких добрых чувствах мы говорили, которое вам ближе, понятнее. - Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...) Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.) - Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? Закончите фразы. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! |
Делают выводы и обобщения.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности |
Формулируют ответы на вопросы.
Владеют навыками самоанализа |
|||
|
|
|
||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.