Конспект урока по теме `Метрические единицы измерения`, УМК С. М. Никольский_5 класс
Оценка 5

Конспект урока по теме `Метрические единицы измерения`, УМК С. М. Никольский_5 класс

Оценка 5
doc
28.05.2021
Конспект урока по теме `Метрические единицы измерения`, УМК С. М. Никольский_5 класс
метрические величины измерения.doc

Тема: Измерение отрезков.

Цель урока: Формирование навыков и умений применять разные единицы длины в решении задач.

Задачи: Создать условия для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству, аккуратности, преодолению трудности, раскрытию способностей учащихся.

Воспитывать целеустремленность при достижении поставленной цели, ответственность за результаты своего труда, уважать мнения товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Определим тему нашего урока .

3. Актуализация опорных знаний.

- точка, прямая, луч, отрезок ?

- измерительные приборы ?  единичный отрезок ?  единицы измерения ?

- вспомним отрывок из мультфильма  «38 попугаев».

(используют в математике такие ед. длины ?  а какие используют ?

 Базовая единица  -  МЕТР, остальное – приставки. )

Итак, какая тема урока ?

 

4. Новый материал.

·     Историческая справка.  (метр появился во Франции в 1791 г.,

                                           г.Севр  -  Палата мер и весов)

·     Форзац учебника – метрические единицы длины.

·     Учебник, стр.84  -  читаем 2 абзаца внизу об измерении очень малых и очень больших величин.

·     № 384 (1 ст.)

·     № 386 (1 ст.).

 

5. Закрепление.

Метр довольно молодая единица измерения длины, а что же было до метра?!

Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.

 

 

Ткани мерили локтями,

Землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять –

Щели в доме измерять.

 

В общем, жили не тужили,

Не хлебали лаптем щей…

И всему на свете были

Люди – мерою вещей!

 

·     «Человек  -  мера всех вещей» - древнегреч. учёный Протагор.

    Измерительные инструменты – рука, нога, шаг  -  всегда были при себе.

Пользуясь рисунком (человека), соедините старинные меры длины с современными.   

   

Рассмотрим таблицу старорусских мер длины. 

·     Пядь - одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кулак или кисть руки.  Расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев

·     Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба.

·     Дюйм - палец (от голландского - большой). Он равен длине фаланги большого пальца.

·     Шаг – одна из древнейших мер длины. Средняя длина шага человека.

·     Са́жень, или саже́нь  - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Наименование сажень происходит от глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой. Саженей было больше десяти. «Маховая сажень» «Косая сажень» «Великая сажень» «Малая сажень » «Морская сажень» «Народная сажень» «Простая сажень»

Физминутка.

6. Диагностика усвоения темы.     Ответим на вопросы, пользуясь этой таблицей.

1. Отрывок из сказки о Царе Салтане А.С.Пушкина:                                           

В те поры война была                                                                 

Царь Салтан, с женой простяся

На добра коня садяся,

 Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем как он далеко

Бьется долго и жестоко

Наступает срок родин

Сына Бог им дал в аршин.

                                     - Какого роста родился будущий князь Гвидон? (71 см)

 

2. Еще один отрывок из сказки Конек-горбунок  П.П.Ершова:

Что ж он видит? -- Прекрасивых
Двух коней золотогривых 
Да игрушечку-конька 

 Ростом только в три вершка, 
 На спине с двумя горбами 
 Да с аршинными ушами. 
             - Какого роста был конёк? Какой длины уши у конька? (13 см, 71 см)

 

3. Определите “рост” человека, о котором говорят “от горшка два вершка, а уже указчик” (высоту горшка считать 25 см).

 

4. Начертите  отрезки:   АВ = 1 см 8 мм,    КМ = 4 см 2 мм,    ХУ = 3 см 5 мм.

    Запишите приближённое значение длин этих отрезков.

 

5. (доп.)  Назовите по рисунку прямые, лучи, отрезки.

 

7. Итог урока.

Можете верить или не верить,

Но все на свете можно измерить:

Время помогут измерить часы,

Размеры – линейка, тяжесть весы.

                               

Есть масса приборов- для измеренья

Скорости, шума, объема, давленья.

Море измерит до дна эхолот,

Температуру – градусник.

 

И – при желании – каждый найдет

Величину своей радости…

Урок понравился ?  Что нового вы узнали ?

8. Домашнее задание.  Параграф  2.3 - читать,  № 382,  386 (2,3 ст.).

                                       Доп.  стр. 130 – читать «Исторические сведения».

 

 

 

1 верста = 500 саженей = 1 500 аршин

3 500 футов = 1 066м 80 см

1 сажень = 3 аршина = 48 вершков

7 футов = 84 дюйма = 213см 36 мм

1 аршин = 16 вершков

71см

1 вершок

4см 5 мм

1 фут

12 дюймов = 30см 48 мм

1 дюйм

2см 5 мм

1пядь

18-23см

 


Тема: Измерение отрезков. Цель урока:

Тема: Измерение отрезков. Цель урока:

Ткани мерили локтями, Землю мерили лаптями,

Ткани мерили локтями, Землю мерили лаптями,

Ей наказывал себя Поберечь, его любя

Ей наказывал себя Поберечь, его любя

Конспект урока по теме `Метрические единицы измерения`, УМК С. М. Никольский_5 класс

Конспект урока по теме `Метрические единицы измерения`, УМК С. М. Никольский_5 класс

1 верста = 500 саженей = 1 500 аршин 3 500 футов = 1 066м 80 см 1 сажень = 3 аршина = 48 вершков…

1 верста = 500 саженей = 1 500 аршин 3 500 футов = 1 066м 80 см 1 сажень = 3 аршина = 48 вершков…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021