Автор урока: Сорокина О. А., учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №1 г.Новоалтайска Алтайского края»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
УМК: «Начальная школа XXI в.»
Тема: Моя семья
Цели: создать условия для:
Ø расширения знаний детей о роли семьи в жизни человека,
осознания понятий: «семья», «лад», «эгоизм», ознакомления с правилами дружной семьи; формирования у учащихся чувства любви и гордости за своих мам, пап, уважительного отношения к своим бабушкам и дедушкам, доброго отношения к своим братьям и сёстрам;
Ø развития речи учащихся, памяти, внимания;
Ø воспитания хороших манер поведения, чуткости, заботливости в детях, сопереживания.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока:
I. Оргмомент.
Настрой на работу: Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно.
И к уроку всё готово!
II. Введение в тему.
- Ребята, вам интересно узнать тему урока?
- И мне интересно.
- Давайте попробуем вместе понять тему урока.
- Для этого откроем рабочую тетрадь на странице 14 и выполним задание:
«Соедини линией рисунок со словом, которое его обозначает, т. е. составь пару: Слово-рисунок».
- Ответьте на вопрос одним словом: «Кто изображён на рисунках?» (люди)
- Возможно, эти люди родные друг другу. Тогда они кто? (родственники)
СЛАЙД 2
- А самые родные и близкие друг другу люди, это кто? (мама, папа, ….)
- Как назвать одним словом? (семья)
- Давайте назовём хором тему урока – «Моя семья» (картинка)
III. Реализация
1. Раскрытие смысла слова – семья. СЛАЙД 3
2. Объясни пословицу: «Вся семья вместе, так и душа на месте» СЛАЙД 4
- А когда вся ваша семья собирается вместе?
3. Загадка о маме. СЛАЙД 5
СЛАЙД 6: Что ты можешь сказать о своей мамочке? Какая она?
Мама с первых дней твоего рождения согревает тебя своим теплом, лаской, заботой.
- Как поступает твоя мама, когда ты болеешь?
(даёт лекарство, ставит горчичники, покупает что-нибудь вкусненькое, говорит добрые, ласковые слова, от которых боль стихает, а ранки заживают быстрее.)
- А если мама сама заболела, чем ты можешь порадовать свою мамочку, чтобы она поскорее поправилась? (подбодрить, утешить, приласкать, помочь по хозяйству, сделать подарок своими руками..)
4. Пословица о маме. СЛАЙД 7
Для нас мама – настоящий друг. Когда нам радостно, то и мама радуется вместе с нами, а если у нас неприятности, то и мама опечалена, пытается нам помочь.
Но и наши мамочки нуждаются в чутком, внимательном, заботливом отношении. Давайте вспомним известное стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой,
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу.
Я бы много хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать…
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!
- Почему девочка не шалит? (дочка любит свою маму)
5. Песенка о маме. (Танцевальная пауза) СЛАЙД 8
6. – А теперь наш разговор о папе. СЛАЙД 9
- Кому интересно общаться со своим папой? Поднимите руку.
7. – Что ты можешь сказать своём папочке? Какой он? СЛАЙД 10
Ваши родители – это самые близкие вам люди. Только они вам вовремя могут помочь, дать хороший совет. Делитесь с ними не только радостями, но и рассказывайте о своих проблемах, неудачах. Заботьтесь о них, помогайте им и старайтесь не огорчать.
8. Помните: как вы будете относиться к своим родителям, так и ваши дети будут относиться к вам. СЛАЙД 11
9. Загадка о бабушке. СЛАЙД 12
10.– Поговорим о бабушках и дедушках. СЛАЙД 13
- Кто живёт вместе с бабушкой, дедушкой?
- Кто часто ездит или ходит в гости?
- Какая ваша бабушка? А дедушка?
- Послушайте рассказ «Юля и её бабушка»
· Когда Юля была маленькой, ей нравилось сидеть у бабушки на коленках. Бабушка гладила её по голове и говорила: «Ты у меня самая красивая!» Когда Юля подросла, она всем рассказывала, что бабушка её очень трудолюбивая. Ей уже 80 лет, а она целый день работает. Утром Юля ещё спит, а бабушка уже завтрак готовит. Обувь Юлину с вечера моет. Даже кровать заправляет.
Любит Юля шутить со своей бабушкой. Когда та начинает искать под кроватью Юлины колготки и никак не может согнуться, Юля говорит ей: «Гимнастикой заниматься нужно, бабусенька!».
- Понравилась ли вам Юля? Почему?
- Можно ли сказать, что Юля эгоистичная, бессердечная девочка?
- Кто такой эгоист?
Эгоист – это человек, который любит только себя (себялюб), заботится только о себе.
- Какое должно быть отношение к старшим? (бережное, заботливое, чуткое, благодарное, внимательное..)
11. Следующая страничка «О сестрёнках и братишках» СЛАЙД 14
- У кого есть родной братик? Как его зовут? Сколько ему лет?
- У кого есть сестрёнка? Как её зовут? Сколько ей лет?
- Умеете ли вы ладить друг с другом? Проводите ли время вместе?
12. Пословица о семье СЛАЙД 15
13.– Что необходимо для согласия? СЛАЙД 16
14. Знакомство с правилами дружной семьи. СЛАЙД 17
15. Разбор ситуации:
Слава пришёл домой злой.
Мама: Слава, сынок! Помоги накрыть стол.
Слава: Нет, я занят.
Папа: Слава, сходи в магазин…
Слава: Не могу. Я смотрю телевизор.
К Славе весело подбежал его любимый пёс Шарик, весело помахивая хвостиком.
Слава: Пошёл! Не хочу с тобой играть.
На другой день Слава домой вернулся добрым и весёлым.
Слава: Мама, помоги мне с уроками!
Мама: Не могу я занята.
Слава: Папа, сделай мне велосипед.
Папа: Не мешай, я смотрю телевизор.
Слава хотел поиграть с Шариком, но и тот отвернулся от него и забился под диван. И Славе стало стыдно.
- Почему Славе стало стыдно?
16. – Знаете ли вы, когда отмечается Праздник семьи? СЛАЙД 18
IV. Рефлексия.
- Чем для нас полезна тема урока? (ответы детей.....)
- Хорошо ли иметь семью?
- Давайте своей семье скажем дружно: «Спасибо!»
- А вам спасибо за работу! СЛАЙД 19 (звучит песня о семье)
V. Домашнее задание : нарисовать рисунок своей семьи (задание по желанию)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.