Тема урока: «Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях».
Цели урока:
Обучающая:
дать представление о назначении компьютерных сетей, их видах,
научить выделению различных типов топологий локальных сетей.
Развивающая:
развивать у обучающихся умение обмена файлами в локальной компьютерной сети.
прививать основные приемы работы в сети, формировать навыки выделения топологии сети.
Воспитательная
прививать интерес к предмету, формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности
Тип урока: Урок изучения нового материала
Знания и умения.
Знать понятие компьютерных сетей, их виды.
Знать понятие локальной сети, её назначение и организацию.
Уметь грамотно определять топологию локальной сети, выявлять недостатки каждой топологии.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация по теме.
План урока:
1. Организационный момент(1 мин).
2. Объяснение новой темы (20 мин)
3. Закрепление материала (4 мин)
4. Практическая часть (15 мин)
5. Итог урока (3 мин)
6. Домашнее задание (2 мин)
Ход урока:
I.Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Объяснение новой темы. Теоретическая часть.
Вы уже знаете, что при работе компьютера непрерывно происходит информационный обмен между составляющими его устройствами. Передача информации между ЭВМ и пользователем осуществляется через клавиатуру, дисплей, принтер и другие устройства ввода-вывода.
Как компьютеры обмениваются информацией между собой?
Что такое компьютерная сеть?
Система компьютеров, связанных каналами передачи информации, называется компьютерной сетью.
А вы знаете какие сети существуют?
Виды компьютерных сетей.
По географическому принципу различают сети локальные и глобальные. Локальные сети объединяют компьютеры, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Глобальные сети могут охватывать огромные территории, сравнимые с размерами государства.
Локальные сети, их основные свойства.
Это сети небольшие по масштабам и работают в пределах одного помещения, здания, предприятия. Они объединяет относительно небольшое количество компьютеров (до 1000 штук).
Обычно компьютеры одной локальной сети удалены друг от друга на расстояние не более одного километра.
Использование локальной сети отвечает двум основным целям:
· Обмену файлами между пользователями сети
· Использованию общедоступных ресурсов: большого пространства дисковой памяти, принтеров, программ и т.д.
Основные свойства:
· Высокая скорость передачи, большая пропускная способность;
· Низкий уровень ошибок передачи;
· Точно определенное число компьютеров, подключаемых к сети;
· Имеет один или несколько взаимосвязанных центров управления.
Последний параметр, по существу, является определяющим, что это локальная сеть.
Организация ЛС.
С точки зрения организации взаимодействия отдельных элементов в ЛС выделяют два типа:
1. Одноранговая сеть
Все объединенные компьютеры равноправны. Пользователю могут быть доступны ресурсы всех подключенных к нему компьютеров. Не нуждаются в специальном программном обеспечении.
2. Сеть с выделенным файловым сервером (главным компьютером).
Сеть называют типа клиент – сервер. Имеется одна центральная машина, которая и называется сервером, и множество подключенных к ней компьютеров - рабочих станций или клиентов. Центральная машина обычно более мощная машина (имеет большую дисковую память, к ней подключены принтер, сканер, модем и т.д. Непосредственный обмен информацией происходит между сервером и рабочей станцией. Конечно, в такой системе ученики тоже могут обмениваться файлами, но "транзитом" через сервер.
Название "сервер" происходит от англ. и переводится как обслуживающее устройство. Сервер играет роль коллективного хранилища файлов.
Работой такой сети управляет сетевая операционная система. Её основное назначение – дать возможность пользователям работать в ЛС, не мешая друг другу. Наиболее распространенные ОС для сетей с выделенным сервером NOVELL NETWARE, WINDOWS NT.
Топология сети.
Кольцевая: Каждый компьютер соединен друг с другом. Сигнал, несущий информацию идет по кругу.
Шина: Компьютеры соединены последовательно. Все компьютеры подключены к одному кабелю. Основной недостаток – разрыв кабеля в любой точке разрывает сеть.
Звезда: Использует отдельный кабель для каждого компьютера, проложенный от центрального устройства (концентратор, HUB). Более устойчива к различным повреждениям кабеля.
Снежинка: Разновидность «Звезды». Имеется один центральный сервер для всей сети и несколько файловых серверов для разных рабочих групп.
Аппаратные средства сети.
Для организации связи первоначально компьютеры соединялись коаксиальным кабелем. Однако в последнее время стала популярной витая пара, используемая при прокладке телефонных линий. Со снижением стоимости получает распространение и оптоволоконный кабель. Наряду с этим существуют бескабельные сетевые решения, использующие радиоволны, инфракрасное излучение и т.д.
Главными параметрами линий связи является пропускная способность (максимальная скорость передачи информации), помехоустойчивость, стоимость. Запишем относительные характеристики линий связи.
Тип связи |
Скорость Мбит/с |
Помехоустойчивость |
Витая пара проводов |
10-100 |
Низкая |
Коаксиальный кабель |
До 10 |
Высокая |
Телефонная линия |
1-2 |
Низкая |
Оптоволокно |
10-200 |
Абсолютная |
III. Закрепление нового материала. Для закрепления темы преподаватель вместе с обучающимися определяет организацию и топологию локальной сети в учебной аудитории.
IV. Практическая часть.
Предлагается обучающимся организовать 3 группы для выполнения практического задания. Каждая группа опишет свой вариант построения сети, обоснует преимущества и недостатки предложенного варианта.
Задание каждой группе.
1 группа. Описать одноранговую локальную сеть с топологией линейная шина.
2 группа. Описать одноранговую локальную сеть с топологией звезда.
3 группа. Описать локальную сеть на основе сервера.
Задание оформляется в таблице. Затем каждая из групп представляет результаты проделанной ими работы. Делают выводы.
Таблица 1
Схема сети |
Недостатки |
Преимущества |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
Выводы: |
|
||
V. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня мы изучили, что такое компьютерные сети, их назначение и основные виды. Поподробнее познакомились с локальными сетями, их организациями и топологиями. Кроме того, научились применять наши знания на практике.
Оценки за работу на уроке.
VI. Домашнее задание: проработать конспект урока и ответить на вопросы:
1. Назовите средства передачи информации. Какие основные характеристики вы запомнили?
2. В чём разница между сервером и рабочей станцией?
3. Какое оборудование необходимо, чтобы организовать локальную сеть в учебной аудитории?
4. Назовите с какими видами топологий вы познакомились на уроке?
Урок окончен. До свидания! Можете быть свободными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.