Конспект урока по теме Основные единицы синтаксиса. ОУД.01 Русский язык
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Конспект урока по теме Основные единицы синтаксиса. ОУД.01 Русский язык

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
docx
16.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Основные единицы синтаксиса.docx

ТЕМА. Основные единицы синтаксиса

Тип урока: обобщения и систематизации знаний и умений

Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме

Задачи урока:

образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся об основных понятиях синтаксиса: словосочетании, предложении, о членах предложения, интонации, постановка знаков препинания на письме).

развивающие: развивать критическое мышление через чтение и письмо информационного текста; 

воспитательные: воспитывать ответственность за свою работу, самостоятельность, интерес к будущей специальности

Методическая цель: показать элементы технологии развития критического мышления.

Основные понятия темы: синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения ( главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, интонация, знаки препинания, синтаксический и пунктуационный разбор.

Междисциплинарные связи: литература, ОП.08 Основы бухгалтерского учёта

Методы обучения: проблемная ситуация, «До- После», мозговой штурм, ключевые слова, корзина идей, кластер, инсерт, верные/неверные утверждения.

Словесные (беседа, рассказ, работа с текстом), наглядные (демонстрация, наблюдение), практические ( выполнение заданий/упражнений)

Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, текстовый ресурс, индивидуальные карточки с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

реализации

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация обучающихся.

Работа с эпиграфом

Положительный настрой на урок.

Ответы обучающихся

2

Стадия вызова. Вхождение в тему.

Устный опрос

Создает ПЗ , вызывая у студентов воспоминания о данной теме, активизирует деятельность студентов, мотивирует к дальнейшей работе.

Проблемное задание

Организует работу по слайду.

 

 

 

 

 

 

Подводит их к

формулированию темы, цели, постановки задач урока

Определяет  тему, цель и задачи работы на уроке

 

 

 

 

 

Прочитывают  текст, соблюдая интонацию; расставляют знаки препинания и объясняют их постановку в предложениях.

Сравнивают предложения.

Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте.

Называют тему урока: " ОЕС".

Записывают в тетрадь тему урока

 

 

Приём «До- После»

Ставит задачу- написать имеющиеся знания по данной теме

Записывают свои предположения о теме урока в столбцы «До» таблицы

Зачитывают написанное

 

 

Приём «Мозговой штурм»

Организует работу с предложением

Организует работу по слайду

Слушают задание, составляют предложение ( проф. направленность)

Записывают предложение. Зачитывают

 

 

Приём «Ключевые (слова) термины»

Подводит к правильному выполнению задания

Записать на доске словосочетание

Проверяет синтаксический разбор словосочетания

Организует работу по слайду

Оценивает работу студента

Находят ключевой термин, выписывают в тетрадь.

Называют признаки словосочетания, разбирает (один студент у доски), проверяют

сверяют свои знания со слайдом

 

 

Приём «Корзина идей»

Ставит перед студентами проблему

Собирает информацию

Организует работу у доски с обсуждением

Проверка по слайду

 

Работают  парами и пишут в течение 1 минуты признаки предложений,

обмениваются информацией в группе, записывают

Проверяют по слайду

3

 

Стадия осмысления.

 

Игра «Да-нет»

называет верные/неверные утверждения

Организует работу с терминами

Оценивает работу студентов

 

Записывают ответ (да-нет)

Выявляют соотношения терминов и их определений

7

4

Стадия

рефлексии

Приём «До- После»

Организует работу по дополнению таблицы

Предлагает сравнить написанное в столбцах «До» и «После»

Организует работу со слайдом

Оценивает работу студентов

Дополняют таблицу с учетом того нового, что узнали.

Сравнивают содержание «До- После», зачитывают, делают выводы.

Работают со слайдом

5

5

Заключительный этап. 

Итог урока.

Организует работу по обобщению и систематизации знаний

Соотносят новую информацию и имеющиеся знания, вырабатывают собственную позицию, оценивают собственные знания.

3

6

Информация о домашнем задании

Разъяснение задания на дом

Запись в тетрадях

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. 

Чем большим количеством слов я обладаю,

                                                                                 тем большее значение я имею для других,

                                                                              тем обширнее объем моих воздействий,

моего влияния.

 

Л.Фейербах

  Сегодня мы начнём урок с обсуждения эпиграфа, который вы видите на слайде.

 

-Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)

 

 Нужно уметь правильно говорить, выражать свои мысли, а для этого нужно работать над своей речью, развивать и обогащать её, чтоб ваши слова, мысли были понятны окружающим. СЛОВО – единица нашего языка.

 На уроке мы продолжим  работать со словом, как главной единицей языка.

2.Стадия вызова

- Вспомните, по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли в этом учебном году?

- Начните с самой первой (фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология).

В чем нам помогает фонетика?

Морфемика и словообразование?

Лексикология и фразеология?

ВЫВОД: мы повторили разделы языкознания, а теперь обратимся к тексту:

1.      Проблемное задание (работа на карточках – текст на слайде)

- А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Прочитайте его:

Кисель там варят из резины

Там шина делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там варят из бетона

Плотина строят из картона

Обложка там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубаха из пластмассы

Посуда делают из мяса

Котлета стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюм шьют из толокна…

 

- Смешно? Какой знак, по-вашему, поставить легче всего? Точку, думаете вы, и ставите точки в конце каждой стихотворной строчки.

-Всё ли здесь понятно? Что же надо сделать, чтобы стихотворение стало осмысленным?     поставить точки.

- И всё?   (Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания

- Преобразуйте текст. Что получилось? Что пропало, исчезло?

- Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить текст?

(Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетания и предложения.)

ВЫВОД: Единицы морфологии – формы слов используются синтаксисом для соединения слов в словосочетания и предложения; средства связи -  вопросы, окончания и предлоги.)

2.      Итак, определим тему урока: «Основные синтаксические единицы». Запишем тему урока в тетрадь.

А теперь определим цели нашего урока.

(Преподаватель вместе с обучающимися формулирует цели урока.)

Записывают студенты тему урока в тетрадь

3.      Приём «До- После» (карточки)

ЦЕЛЬ: запишите в предложенную на карточках таблицу  имеющиеся знания по данной теме в столбец «До».

ДО

ПОСЛЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывают написанное

Вывод: эту работу мы выполняем для того, чтобы выяснить ваш «багаж знаний» по теме урока. В конце урока в столбец «после» вы допишете то, что вспомнили, узнали нового.

4.      Приём «Мозговой штурм» - своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения.

ЦЕЛЬ: активизация познавательной деятельности, работа над основными понятиями синтаксиса.

- Перед вами предложение, которое «рассыпалось» на  словоформы, ваша задача – собрать предложение и записать в тетрадь (и на доску)

ИЗУЧЕНИЕ КУРСА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ» СПОСОБСТВУЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ.

Курса способствует экономики для отраслей изучение «Бухгалтерский учёт» подготовке профессиональной специалистов

Студенты зачитывают полученное предложение

- Какие разделы языкознания  очень нужны в строительстве предложений?

Этим предложением мы продолжаем говорить о  вашей будущей специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)». Вы изучаете дисциплину профессионального цикла Основы бухгалтерского учёта, поэтому давайте найдем в полученном предложении ключевые (слова) термины

Ключевые (слова) термины

- Ребята, давайте определим ключевые термины собранного предложения

- хорошо, с чем связан данный термин?   с нашей специальностью

- Соединение данных двух слов в русском языке  называется?...  словосочетанием

- Произведите синтаксический разбор словосочетания.

На доске разбирает студент словосочетание. Оценка работы

- Какие признаки словосочетаний вы можете назвать?

- Но раздел синтаксиса представлен не только словосочетанием, он изучает?... предложение, текст

5. Прием «Корзина идей» самостоятельная работа

ЦЕЛЬ: выполнить проблемное задание

- Работая парами,  напишите за 1 минуту , что вы знаете о предложении из школьных уроков?

Проверка  информации по слайду, что мы не вспомнили?

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

·         Повествовательное

·         Восклицательное

·         Вопросительное

·         Побудительное

·         Простое

·         Распространённое

·         Нераспространённое

·         Двусоставное

·         Односоставное

·         Осложнено

·         Не осложнено

·         Сложное

·         ССП

·         СПП

·         БСП

КРИТЕРИИ (на слайде)

15 – 5

11-14 - 4

7-10 - 3

 ВЫВОД: в разделе СИНТАКСИС мы повторим всё, что касается словосочетания, простого и сложного предложения

 

3. Стадия осмысления.

1. Игра «Да-нет» (Верные/неверные утверждения)

ЦЕЛЬ: закрепление и обобщение имеющихся знаний

Самостоятельная работа (через слайд: утверждения записаны на слайде. Взаимопроверка)

1.      Словосочетание, как и предложение, формирует и выражает законченную мысль

2.      Предложение- основная единица синтаксиса

3.      Предложения по цели высказывания могут быть повествовательными, вопросительными, восклицательными.

4.      Предложение в отличие от словосочетания имеет грамматическую основу

5.      Предложение может быть словосочетанием

6.      Основными единицами синтаксиса являются слово, словосочетание, предложение

7.      Предложение ТЫ ПРОЧИТАЙ является побудительным.

8.      Морфология изучает звуковой состав слова

9.      Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически

Взаимопроверка (через слайд)

1.      Нет

2.      Да

3.      Да

4.      Да

5.      Нет

6.      Нет

7.      Да

8.      Нет

9.      Да

Критерии:

9 – 5

7-8 – 4

5-6 – 3

 

ВЫВОД: по результатам данной работы вы можете судить о том, насколько материал усвоен, что надо повторить в разделе СИНТАКСИС.

 

4.Стадия рефлексии Приём «До- После»

 

ЦЕЛЬ: обобщение материала

Вернемся к приёму «До- После». Какими терминами  вы можете дополнить таблицу? Пожалуйста, дополните столбцы «После» таблицы с учетом того нового, что вы узнали. Зачитайте.

Сравните содержание столбцов «До- После», сделайте выводы. ( слайд № )

 

5.Заключительный этап

- Итак, мы обобщили и систематизировали сведения по синтаксису. Давайте подведем итоги.

- Посмотрите на слайд. Я начинаю, вы дополняете (незаконченное предложение)

Синтаксис- раздел науки о языке, который изучает предложения и словосочетания

Самая маленькая синтаксическая единица языка- словосочетание

По цели высказывания- повеств, побудит, вопросит.

По интонации- восклиц, невоскл

По наличию второстепен членов- распростр, нераспростр.

По наличию главн членов- односост, двусост

По сложности (по наличию грамматических основ)- простое, сложное

По наличию второстепенных членов - распр, нераспр

В словосочетании есть главное и зависим слова

Предложение имеет законченную мысль

ВЫВОД: Сегодня у нас всего лишь первый урок по данному разделу «Синтаксис». Каждый урок мы будем пополнять копилку знаний по данному разделу науки русского языка.

Ну, а на сегодня мы достигли поставленных целей?

Чему научились? ( Научились применять знания на практике)

Оценивает работу студентов  (критерии на слайде – посчитать в таблице)

8. А теперь запишем домашнее задание:

«3» - из учебника «Бухгалтерский учёт» выписать 5 словосочетаний и разобрать.

«4» - из учебника «Бухгалтерский учёт» к Рис.1.1 (стр.35) составить предложения и разобрать.

«5» - написать сочинение-эссе «Профессия, которую я выбрал»

 

 

Приём «Кластер»

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. 

Преподаватель начинает на доске графическую систематизацию материала, записывает термин- СИНТАКСИС

П- ребята, мы сегодня много говорили о каком разделе русского языка?

С- Синтаксис

П- правильно, поэтому записываю ключевое слово- СИНТАКСИС.

Нужно пойти к доске, вспомнить то, о чем мы говорили и что вы есть у вас в голове по данной теме. Составить кластер.

Каждый выполняет у себя в тетради,

П- Какие трудности встретились вам при выполнении задания?

МОНИТОРИНГ

работы обучающегося на уроке

Этап урока

Фиксирование правильных ответов

Самооценка

Взаимооценка

Оценка преподавателя

Устный опрос

 

за каждый правильный ответ поставьте +

Кол-во +

Оценка

4

5

3

4

1-2

3

 

 

 

Работа на карточках

Кол-во ошибок

Оценка

0

5

1-2

4

3-5

3

 

 

 

Формулировка темы урока

Кол-во +

Оценка

1

5

 

 

 

«До - после»

за каждый термин поставьте +

Кол-во +

Оценка

15

5

11-14

4

7-10

3

 

 

 

Работа с предложением

ЗАДАНИЕ

Кол-во +

Составить предложение

+

Найти словосочетание

+

Разобрать словосочетание

+

+++

++

+

5

4

3

 

 

 

Самостоятельная работа

за каждый термин поставьте +

Кол-во +

Оценка

15

5

11-14

4

7-10

3

 

 

 

Работа с терминами

за каждый термин поставьте +

Кол-во +

Оценка

9

5

7-8

4

5-6

3

 

 

 

«До - после»

Поставьте столько +, насколько терминов стало больше

Кол-во +

Оценка

5 и более

5

2-4

4

1

3

 

 

 

Устный опрос

Кол-во +

Оценка

9-10

5

7-8

4

5-6

3

 

 

 

ОБЩИЙ БАЛЛ: средняя арифметическая оценка

скачать по прямой ссылке