Конспект урока по биологии
«Питание и пищеварение»
(к учебнику Биология. Человек 8кл. / под редакцией В.В. Пасечника, изд. Москва «Просвещение»,2018)
Подготовила учитель биологии
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Честных Татьяна Владимировна
2019 – 2020 учебный год
Тема урока «Питание и пищеварение».
Оборудование: компьютер, проектор.
Методическое обеспечение: электронная версия учебника «Биология. Человек : учеб. для 8 кл. /Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: объяснить, что такое пищеварение, рассмотреть органы пищеварения.
План урока:
I Организационный момент (1 мин)
II Самостоятельная работа по теме «Дыхание» (10 мин)
III Объяснение нового материала (20 мин)
IV Закрепление знаний (5 мин)
V Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин)
VI Комментирование домашнего задания (2 мин)
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Самостоятельная работа по теме «Дыхание».
Вопросы и ответы выведены на экране с помощью проектора.
Выберите правильные ответы на вопросы I-XV и зашифруйте их.
Вопросы:
I. Начальная часть воздухоносного пути
II. Внутри содержит голосовые связки
III. Самая длинная часть воздухоносного пути
IV. Тонкая плёнка на поверхности лёгких
V. Обеспечивает вентиляцию лёгких
VI. Следствие сокращения мышц диафрагмы
VII. Следствие расслабления мышц диафрагмы
VIII. Следствие опускания рёбер
IX. Следствие поднятия рёбер
X. Измеряется спирометром
XI. Показатель физического развития человека
XII. Пространство между плеврами
XIII. Конечный путь вдыхаемого воздуха
XIV. Уменьшается у курящих
XV. Путь вдыхаемого воздуха после гортани до лёгочных пузырьков (последовательно)
Ответы: 1 Лёгкие 2 Трахея 3 Гортань 4 Носовая полость 5 Вдох 6 Выдох 7 Жизненная ёмкость 8 Плевральная щель 9 Плевра 10 Бронхи
III. Объяснение нового материала.
Ребята, на сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению главы 8 «Пищеварение». В электронных учебниках на с. 194 есть вопросы, которые помогут нам вспомнить, что вы знаете о питательных веществах и пищеварении.
Из ваших ответов следует, что пища необходима для поддержания жизни. Действительно каждая клетка организма постоянно обновляется за счёт питательных веществ, приносимых кровью. Из них она черпает энергию для своей жизнедеятельности.
Питание поддерживает пластический и энергический обмен
Пластический обмен – обеспечение клетки питательными веществами.
Энергетический обмен – обеспечивает клетки энергией.
Необходимые для жизни питательные вещества человек получает из пищи растительного и животного происхождения.
Пищевые белки, жиры и углеводы как растительные, так и животные, не могут непосредственно поступать в кровь, так как являются чужеродными для организма.
Для того чтобы питательные вещества были усвоены, необходимо их расщепление.
На странице 196 рассмотрим таблицу «Превращения пищевых веществ в ходе пластического обмена».
Таблица выводится на экран с помощью проектора.
Пищеварение – это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химические расщепления питательных веществ ферментами на их составные части.
Ребята, сейчас вы поработаете с учебником и самостоятельно выпишите в тетрадь этапы пищеварения (работа с электронным учебником).
Систему органов пищеварения изучим с помощью рисунка 91 на странице 197. Рисунок выводится на экран с помощью проектора.
Органы пищеварения состоят из пищеварительного канала и пищеварительных желёз.
Пищеварительный канал образует ротовая полость, гортань, пищевод, желудок, кишечник.
Пищеварительные железы: 3 пары слюнных желёз, печень и поджелудочная железа.
Снаружи органы пищеварительного канала покрыты соединительной тканью, изнутри – эпителиальной.
Средняя наиболее мощная часть канала состоит из гладкой мышечной ткани.
В ротовой полости пищу размельчают и перетирают зубы, смачивает слюна. Затем пища проглатывается и по пищеводу поступает в желудок.
Из желудка пища попадает в первый отдел тонкой кишки – двенадцатиперстную кишку.
Сюда впадают протоки печени и поджелудочной железы. Здесь происходит обработка пищевой массы.
Затем пищевая масса переходит в другие отделы тонкой кишки, где переваривание завершается и происходит всасывание питательных веществ в кровь и лимфу.
Потом пищевая масса переходит в толстый кишечник, где завершается всасывание.
Остатки непереваренной пищи удаляются из организма.
Благодаря сокращениям мышц происходит перистальтика – последовательные сокращения и расслабления кишечной стенки, вызывающие перемещение пищеварительной массы.
IV. Закрепление и контроль знаний, полученных на данном уроке.
Закрепление нового материала проходит с помощью вопросов на странице 200 электронного учебника.
V. Подведение итогов урока, рефлексия.
Сегодня на уроке мы изучили важную и интересную тему «Питание и пищеварение». Ребята, понравился вам урок? Что нового вы узнали? Чтобы вы хотели пожелать друг другу? Учителю?
Я хочу вам пожелать правильно и сбалансированно питаться и быть здоровыми.
VI. Домашнее задание: §30, с.194 – 200, задания на с. 200, заполнение таблицы
«Органы пищеварительной системы и их функции»
Название органа |
Функции |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.