Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Беслана»
Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания
Открытый урок по окружающему миру
в 1 классе.
Тема: «Почему радуга разноцветная?»
Составила учитель начальных классов: Дзиова И.А.
2018-2019 учебный год
Технологическая карта урока
Класс: |
1а |
Дата: |
24.04.2019г. |
Предмет: |
Окружающий мир |
УМК: |
«Школа России» |
Тема: |
«Почему радуга разноцветная?» |
Тип урока: |
Открытие нового знания. |
Цель урока: |
Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление. Образовательная: формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового. |
Задачи урока:
|
Образовательные: -формировать первоначальные представления о цвете; - познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; - обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений. Развивающие: - развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы. Воспитательные: - развивать коммуникативные навыки, - учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя. |
Планируемый результат: |
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять, как образуется радуга,называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма, отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок ,находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.
Метапредметные: Познавательные УУД: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить .Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги . Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций .Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться .Соблюдать простейшие нормы речевого этикета Личностные УУД: Формировать интерес к изучению явлений природы, чувства прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга», уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор. |
Основные понятия |
Природные явления: солнце, дождь, радуга. |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, технология |
Ресурсы |
Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч., с. 40, 41,А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2, с.26, 27 Дополнительные: ИКТ (презентация для интерактивной доски), электронное приложение, документ-камера, ноутбук |
Форма организации учебной деятельности (ФОУД) |
Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах. |
Структура урока
Этап урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты
|
|||
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация обучающихся.
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой
|
Обучающиеся получают мотивацию к учебной деятельности, готовятся к работе на уроке. |
Прозвенел уже звонок, Как же мы начнём урок? На уроке мы сидим – Не шумим и не кричим, Руку тихо поднимаем, Если спросят, отвечаем. -Мы хороший, дружный класс Слайд 1. - Сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Слайд 2. Правила дружбы · Уважай своего товарища · Умей каждого выслушать · Не кричи · Не согласен - предлагай |
Планирование учебного сотрудничества учитель-ученик (Коммуникативные УУД).
|
|||
II этап. Мотивация к учебной деятельности.
Цель - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность
|
Организует прослушивание стихотворения
Организует формулировку темы урока учащимися.
|
Слушают стихотворение, по содержанию показывают движения.
С помощью учителя формулируют тему урока.
С помощью учителя ставят цель урока. |
- На нашем уроке мы продолжим разгадывать загадки, приготовленные нам природой.
- Я прочитаю стихотворение, а вы по содержанию будете показывать движения. Почему повсюду лужи? (дети разводят руки в стороны) Мама зонтик свой берёт. ( имитируют движение) Почему же? Почему же? Потому что: Дождь идёт! Дождик закончился и… На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. - Чему будет посвящён урок? - На какие вопросы вы бы хотели получить ответ? Сформулируйте свои вопросы. Слайд 4: Вопросы: Как? Почему? Где? Сколько? Когда?
- Какая тема нашего урока?
Слайд 3: Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»
|
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
|
|||
III этап. Актуализация знаний.
Цель – познакомить с происхождением слова «радуга» |
Организует фронтальную работу по вопросам.
Даёт сведения о происхождении слова «радуга» |
Отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями.
Слушают и запоминают информацию. |
- Кто из вас видел радугу? - Какое настроение у вас было, когда вы увидели радугу? Почему? На какое слово оно похоже? - Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Слайд 5. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
|
|||
IV этап. Изучение нового материала.
Цель – познакомить обучающихся с процессом возникновения радуги; с последовательностью цветов.
Физкультминутка
|
Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.
Организует работу в группах, осуществляет контроль за выполнением задания. Организует практическую исследовательскую работу по изучению возникновения радуги
Отмечает степень вовлечения обучающихся в работу, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний
Проводит физкультминутку
Организует просмотр фотографий
Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.
Организует фронтальную работу по учебнику
|
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Работают в группах, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Участвуют в исследовательской практической работе по изучению возникновения радуги
Участвуют в беседе, высказывают собственное мнение
Повторяют движения
Смотрят фотографии
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Работают по учебнику
|
-Когда в небе появляется радуга? -Как она появляется? -Почему она разноцветная? Слайд 6. -Чтобы ответить на эти вопросы вы станете исследователями. Для этого вы будете выполнять работу в группах.
1)Решение проблемной ситуации 1.Исследовательская работа в группах: ребята читают текст, отвечают на вопрос: Как появляется радуга? Делают схему или рисунок на отдельном листе. 2. После обсуждения каждая группа вывешивает свою работу, отвечают на вопросы
3. Слайд 7. «Прохождение луча солнца через стеклянную призму» Оказывается, цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом. Какого цвета солнечный свет? Солнечный свет представляет собой волны разной длины и поэтому они разного цвета. Призма – прозрачное стекло, заменяющее капельку воды. Солнечный луч, проходя через призму распадается на цветные лучики. -Кто главный “художник” в природе? (Солнце) 4. Делается вывод: Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Слайд 8: Вывод
Слайд 9: Физминутка
Слайд 10. Слайд 11. фотографии с изображением радуги Слайд 12. Слайд 13.
2)Решение проблемной ситуации - Сколько цветов у радуги? - Можете их назвать? - Посмотрите на свои работы. Как вы показали радугу? - В какой последовательности раскрасили цвета? - А в природе какие цвета у радуги? Слайд 14.
Работа по учебнику на стр. 40. Дети читают задание вслух по частям. Выполняют задания. - Что вы видите на рисунке? - Назовем цвета, начиная сверху. - Прочитаем фразу – подсказку. Зачем она нужна?
Слайд 15: цвета радуги
|
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Дополнение и расширение имеющихся знаний.
Проявляют интерес к новому учебному материалу.(Личностные УУД)
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в учебнике (Регулятивные УУД). |
|||
V этап. Закрепление изученного.
Цель– уметь раскрашивать радугу в правильной последовательности
|
Организует работу в группах, осуществляет контроль за выполнением задания.
|
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).
|
Творческая работа в группах Задание: украсить картинку радугой, пользуясь эталоном
1 группа-цветные карандаши 2 группа-восковые мелки 3 группа-аппликация из цветной бумаги 4 группа-пластилин
После работы, каждая группа выставляет свой проект
|
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД) |
|||
VI этап. Контролирующее задание
Цель - проверить усвоение изученного материала |
Формулируют задание. Организует контроль
Организует выполнение самопроверки
|
Работают самостоятельно.
Осуществляют контроль и самопроверку своей деятельности. |
Слайд 16. Проведение теста. У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы). Слушают вопрос и отвечают: «да»- зелёный цвет, «нет»-красный цвет
Вопрос 1. У радуги 7 цветов? Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке? Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет? Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?
Самопроверка по эталону Слайд 17. |
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
|||
VII этап. Рефлексия деятельности.
Цель– подвести итог проделанной работе на уроке. |
Организует рефлексию |
Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты По схеме рассказывают о своей работе на уроке.
|
-Вспомните, какие вопросы мы ставили в самом начале урока. -Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
Слайд 18: схема
- В радуге 7 цветов. А ваше настроение на какой цвет похоже? Слайд 19: Спасибо за урок!
|
Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.