Технологическая карта урока
Тема урока |
Признаки делимости |
||||||
Класс |
5 |
||||||
Тип урока |
· урок изучения нового материала |
||||||
Дата урока |
|
||||||
Цели урока |
познакомиться с признаками делимости на 2,5,10,3,9 |
||||||
Формы и методы обучения |
фронтальная, групповая, индивидуальная работа |
||||||
Основные термины и понятия |
признак делимости |
||||||
Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться) |
научатся, без непосредственного деления определять делимость на 2, на 5, на 10, на 3, на 9
|
||||||
Организационная структура урока |
|||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||
Организационный этап |
Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Давайте просто друг другу улыбнёмся. На уроке вас ждёт интересная и увлекательная работа. Я думаю, что у вас всё получится. Вы готовы? Тогда начнём! |
Слушают учителя |
Коммуникативные: уметь совместно договориться о правилах поведения и общения, следовать им |
||||
Актуализация знаний |
На доске записаны числа. 246, 114, 125, 327, 235, 460, 152, 390 Ваша задача в парах разбить числа на три колонки. Первая колонка - числа, которые делятся на 2, вторая – числа, которые делятся на 5, третья – на 10. (Пара, выполнившая задание первой разбивает числа на колонки у доски) Как вы определили, что число делится на 2? на 5? на 10? А теперь определите, какие из чисел 82 500 386 236, 5 690 545, 169 801 240, 15 787 128, 596 374 885 970 делятся на 2, 5, 10. Как вы думаете, можно ли это сделать, не выполняя деления? Оказывается, существуют приметы, по которым можно определить, делится ли данное число на 2, 5, и 10. В математике такие приметы называют признаками. Сформулируйте тему нашего урока. Ребята, какая у нас сегодня цель урока? (научиться без деления определять делится ли число на 2,5,10) Какие задачи для этого нужно выполнить? |
Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания
Формулируют тему, цель урока
|
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение |
||||
Изучение и первичное закрепление |
А что такое признак? В словаре Ожегова дается следующее определение признака. ПРИЗНАК, -а, м. Показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь. Попробуем с вами сформулировать признаки. Для этого выпишем по порядку по 10 чисел, делящиеся на 2, 5 и 10.
А теперь посмотрите, подумайте, что общего у чисел в каждой колонке? Числа в первой колонке оканчиваются цифрами 0,2,4,6,8. Попробуйте сформулировать признак делимости на 2. Признак делимости на 2: Если число оканчивается цифрой 0,2,4,6,8 то оно делится на 2.
Числа во второй колонке оканчиваются цифрами 0 и 5. Попробуйте сформулировать признак делимости на 5. Признак делимости на 5: Если число оканчивается цифрой 0 или 5, то оно делится на 5.
Числа в третьей колонке оканчиваются цифрой 0. Попробуйте сформулировать признак делимости на 10. Признак делимости на 10: Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 10.
Из представленных чисел, выбери те числа, 1. которые делятся на 2: 54 699; 691 544; 12 900; 235 677; 41 352; 512 003 2. которые делятся на 5: 34 600; 670 855; 67 899; 451 552; 13 565; 567 714 3. которые делятся на 10: 12 350; 347 908; 67 700; 456 899; 56 000; 410 365
Из представленных чисел 16, 25, 70, 604, 360, 285, 98, 22, 211, 144, 300, 781 выберите те числа, которые: 1. делятся на 2, но не делятся на 5; (16, 604, 98, 22, 144) 2. делятся на 5 и на 10; (70, 360, 300) 3. не делятся на 2, но делятся на 5; (25, 285) 4. не делятся на 10; (16, 25, 604, 285, 98, 22, 211, 144, 781) 5. не делятся ни на 2, ни на 5, ни на 10. (211, 781) 6. делятся и на 2 и на 5 и на 10
Физминутка: Выполняют упражнения. Если число делится на 2 – выполняйте 1 приседание; если число делится на 5 – выполняем 1 хлопок; если число делится на 10 – поднимаем руки вверх. 144; 256; 385; 217; 325; 81; 228; 105. 300
У каждого на столах лежат карточки с числами, которые делятся на 3. 12 ,27, 39, 78, 147, 240, 1332, 10 821 Внимательно посмотрите и попробуйте найти признак, по которому можно определить, что число делится на 3. Работаем в паре. Можно ли определить это по последней цифре? Найдите сумму цифр каждого числа. Как эти числа связаны с числом 3? Они все делятся нацело на 3. Попробуйте сформулировать признак делимости на 3. Признак делимости на 3: Если сумма цифр числа делится на 3, то и само число делится на 3.
Аналогично формулируется признак делимости на число 9. Признак делимости на 9: Если сумма цифр числа делится на 9, то и само число делится на 9. Из представленных чисел 1 350; 6 910; 1 101, 3 376; 4 786; 7 002; 3 693 выбери те числа, которые а) делятся на 3: 1 350, 7 002, 1 101, 3 693 б) делятся на 9: 1 350, 7 002
Если число делится на 9, оно разделится на 3 или нет? (да) Если число делится на 3, то оно обязательно ли разделится на 9? (нет)
Вместо звездочек вставьте пропущенные цифры так, чтобы а) число 9*45 делилось на 3 (0, 3, 6, 9), б) число *674 делилось – на 9 (1).
Ребята, как вы думаете, где в жизни можно применить признаки делимости?
На самом деле мы в жизни часто сталкиваемся с ситуациями, в которых нам помогут признаки делимости. Рассмотрим следующие ситуации.
Ситуация №1. Ты купил в магазине 3 одинаковых блокнота. Продавец назвал тебе стоимость покупки - 158 рублей. Прав ли продавец? Ситуация №2. Ты с двумя друзьями решил купить футбольный мяч и разделить его стоимость между собой поровну. Получиться ли у вас деление поровну, если мяч стоит 1566 рублей?
Посмотрим на сколько хорошо вы усвоили материал урока. Для этого выполним тест. 1 вариант 1. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 2: а) 125126 б)13579 в)4689041 2. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 5: а) 12567 б)1243655 в)1234578 3. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 10: а)123467 б)135790 в)587952 4. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 3: а) 3456 б) 4783 в)2222 5. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 9: а)947 б)8145 в)1268 6. Из данных чисел выберите число, которое делится одновременно и на 5 и на 10: а) 25 б) 20 в) 18 7. Из данных чисел выберите число, которое делится одновременно и на 5 и на 2: а) 58 б) 90 в) 15
2 вариант 1. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 2: а)125133 б)13579 в)468904 2. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 5: а)125675 б)1243654 в)1234578 3. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 10: а)123465 б)135790 в)587952 4. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 3: а)13456 б)24783 в)22222 5. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 9: а)947 б)814 в)108 6. Из данных чисел выберите число, которое делится одновременно и на 5 и на 2: а)25 б) 20 в) 18 7. Из данных чисел выберите число, которое делится одновременно и на 5 и на 3: а) 58 б) 95 в) 15
Выполните самопроверку. Подсчитайте количество правильных ответов. Кто верно справился со всеми заданиями? Кто допустил ошибки? В чем заключалась трудность? |
Выполняют задания, отвечают на вопросы
|
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других, формировать умение планировать учебное сотрудничество и согласованно выполнять совместную деятельность Познавательные: уметь строить логические цепочки рассуждений |
||||
Итоги урока |
Подведем с вами итоги урока. Давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Всё ли у нас получилось? Какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего урока?
|
Подводят итоги урока |
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы. |
||||
Домашнее задание |
п. 3.2 № 610, 621 Найти признак делимости на 4, на 6, на 25. |
Записывают домашнее задание |
|
||||
Рефлексия |
В заключении я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, подняв карточку соответствующего цвета.
|
Осуществляют рефлексию урока |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
||||
Числа, которые делятся на 3: 12 27 39 78 147 1332 10 821
|
Числа, которые делятся на 3: 12 27 39 78 147 1332 10 821
|
Числа, которые делятся на 3: 12 27 39 78 147 1332 10 821
|
Числа, которые делятся на 3: 12 27 39 78 147 1332 10 821
|
Числа, которые делятся на 3: 12 27 39 78 147 1332 10 821
|
Числа, которые делятся на 3: 12 27 39 78 147 1332 10 821
|
Числа, которые делятся на 3: 12 27 39 78 147 1332 10 821
|
Числа, которые делятся на 3: 12 27 39 78 147 1332 10 821
|
1. Из представленных чисел
выбери те числа, которые а) делятся на 3; б) делятся на 9.
2. Вместо звездочек вставьте пропущенные цифры так, чтобы а) число 9*45 делилось на 3, б) число *674 делилось – на 9. |
1. Из представленных чисел
выбери те числа, которые а) делятся на 3; б) делятся на 9.
2. Вместо звездочек вставьте пропущенные цифры так, чтобы а) число 9*45 делилось на 3, б) число *674 делилось – на 9. |
||
1. Из представленных чисел
выбери те числа, которые а) делятся на 3; б) делятся на 9.
2. Вместо звездочек вставьте пропущенные цифры так, чтобы а) число 9*45 делилось на 3, б) число *674 делилось – на 9. |
1. Из представленных чисел
выбери те числа, которые а) делятся на 3; б) делятся на 9.
2. Вместо звездочек вставьте пропущенные цифры так, чтобы а) число 9*45 делилось на 3, б) число *674 делилось – на 9. |
||
1. Из представленных чисел
выбери те числа, которые а) делятся на 3; б) делятся на 9.
2. Вместо звездочек вставьте пропущенные цифры так, чтобы а) число 9*45 делилось на 3, б) число *674 делилось – на 9. |
1. Из представленных чисел
выбери те числа, которые а) делятся на 3; б) делятся на 9.
2. Вместо звездочек вставьте пропущенные цифры так, чтобы а) число 9*45 делилось на 3, б) число *674 делилось – на 9. |
||
1. Из представленных чисел
выбери те числа, которые а) делятся на 3; б) делятся на 9.
2. Вместо звездочек вставьте пропущенные цифры так, чтобы а) число 9*45 делилось на 3, б) число *674 делилось – на 9. |
1. Из представленных чисел
выбери те числа, которые а) делятся на 3; б) делятся на 9.
2. Вместо звездочек вставьте пропущенные цифры так, чтобы а) число 9*45 делилось на 3, б) число *674 делилось – на 9. |
||
|
ФИ______________________ Тест. 1 вариант 1. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 2: а) 125126 б) 13579 в) 4689041 2. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 5: а) 12567 б) 1243655 в) 1234578 3. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 10: а) 123467 б) 135790 в) 587952 4. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 3: а) 3456 б) 4783 в) 2222 5. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 9: а) 947 б) 8145 в) 1268 6. Из данных чисел выберите число, которое делится одновременно и на 5 и на 10: а) 25 б) 20 в) 18 7. Из данных чисел выберите число, которое делится одновременно и на 5 и на 2: а) 58 б) 90 в) 15
|
|
|
|
ФИ______________________________ Тест. 2 вариант 1. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 2: а) 125133 б) 13579 в) 468904 2. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 5: а) 125675 б) 1243654 в) 1234578 3. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 10: а) 123465 б )135790 в) 587952 4. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 3: а) 13456 б) 24783 в) 22222 5. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 9: а) 947 б) 814 в) 108 6. Из данных чисел выберите число, которое делится одновременно и на 5 и на 2: а) 25 б) 20 в) 18 7. Из данных чисел выберите число, которое делится одновременно и на 5 и на 3: а) 58 б) 95 в) 1 |
|
|
|
ФИ______________________ Тест. 1 вариант 1. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 2: а) 125126 б) 13579 в) 4689041 2. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 5: а) 12567 б) 1243655 в) 1234578 3. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 10: а) 123467 б) 135790 в) 587952 4. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 3: а) 3456 б) 4783 в) 2222 5. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 9: а) 947 б) 8145 в) 1268 6. Из данных чисел выберите число, которое делится одновременно и на 5 и на 10: а) 25 б) 20 в) 18 7. Из данных чисел выберите число, которое делится одновременно и на 5 и на 2: а) 58 б) 90 в) 15
|
|
|
|
ФИ______________________________ Тест. 2 вариант 1. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 2: а) 125133 б) 13579 в) 468904 2. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 5: а) 125675 б) 1243654 в) 1234578 3. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 10: а) 123465 б )135790 в) 587952 4. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 3: а) 13456 б) 24783 в) 22222 5. Из данных чисел выберите число, которое делится без остатка на 9: а) 947 б) 814 в) 108 6. Из данных чисел выберите число, которое делится одновременно и на 5 и на 2: а) 25 б) 20 в) 18 7. Из данных чисел выберите число, которое делится одновременно и на 5 и на 3: а) 58 б) 95 в) 15 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.