Применение технологии развития критического мышления
на уроках немецкого языка
Образовательная технология развития критического мышления - это система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у обучающихся. Критическое мышление – это разумное мышление, поиск здравого смысла: как поступить логично с учётом своей точки зрения и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление - это использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Эта технология развивается путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Общим для всех стратегий критического мышления является построение работы на основе 3 фаз: 1) Фаза вызова – самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме, где у обучающихся возникает чувство информационной пустоты. На данной фазе применяют кластеры: в центре тема, от неё – вопросы; отвечая на них, обучающиеся заполняют свои кластеры. Здесь выявляются причинно-следственные связи. На фазе вызова эффективна стратегия «Вопросительные слова». Стратегия помогает создать поле интереса. 2) Фаза осмысления – это самостоятельное сопоставление изучаемого материала с уже известными данными, мнениями. Здесь применяется прием «Толстый и тонкий вопросы»: толстые вопросы предполагают развернутый ответ. Тонкие вопросы предполагают однозначный и фактический ответ. Прием «6W» позволяет обучающимся установить множество связей в рамках одной темы. 3) Фаза рефлексии: на этом этапе происходит «встраивание » нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов, систематизация материала и перспективы дальнейшего изучения темы. Стратегия «ЗХУ» наиболее эффективна, когда предполагается дальнейшая исследовательская деятельность. На данном этапе можно предложить вернуться к кластеру, дополнить необходимые факты, организовать дискуссии “pro” und “kontra”, а также выполнить творческую работу в форме пятистишья-синквейна (стих из 5 строк, который требует систематизации информации в сжатой форме по теме).
Следовательно, обучающиеся, умеющие критически мыслить, владеют разнообразными способами интерпретации и оценки информационного
1
сообщения. Они способны выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и представления собеседника. Критически мыслящие школьники способны принимать многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения, что воспитывает в них толерантность, умение жить в коллективе.
Конспект урока по теме «Путешествие в Германию» в 8 классе с использованием технологии критического мышления
Тема урока: „Wir fahren nach Deutschland “
Цель: обучение изучающему чтению и монологическому высказыванию на основе прочитанного.
Задачи: - расширить познавательную сферу обучающихся; - обучать изучающему чтению; - обучать монологическому высказыванию; - учить заполнять таблицы, строить синквейн.
I. Организационный момент:
Guten Tag! Heute ist der __. ___________. Heute fehlt niemand. Die Klasse ist zur Stunde bereit. Wir beginnen die Stunde.
II. Фаза «Вызов»:
Heute beginnen wir ein neues Thema. Wie heißt das Thema? Ratet bitte!
|
|
Man reist nach , man reist nach , aber zu
ist es am besten.
(Man reist nach Osten, man reist nach Westen, aber zu Hause ist es am besten. -слайд 2).
2
Ja, das Thema heißt „Reisen“. Aber wohin reisen wir? Ihr müsst erraten. Also, wir reisen mit einem Zug. Der Zug heißt „Moskau-Berlin“. Wir fahren nach Westen Europas! Wie heißt das Land? Seht bitte die Landkarte an! Ihr habt Recht. Das ist Deutschland. (слайд3- карта ФРГ). Heute haben wir die Stunde zum Thema „Wir fahren nach Deutschland“. Was wissen wir über Deutschland? Denkt bitte an. Ассоциограмма (слайд 4):
III. Фаза «Осмысление содержания»:
Объяснение нового материала: Jetzt lesen wir einen Text. Der Text ist über Deutschland. Sagt bitte: Welche Sehenswürdigkeiten gibt es in der BRD? (Обучающимся предлагается текст для чтения, они делятся на группы, у каждой группы - своё задание. После прочтения текста каждая группа отвечает на свой вопрос. Используя технологический приём «ИНСЕРТ», обучающиеся делают соответствующие пометки на полях. - слайд 5):
V |
+ |
- |
? |
Ich habe gewusst То, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете |
Neue Information То, что вы читаете, является для вас новым
|
Ich habe nicht gewusst То, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете |
Es ist nicht klar То, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
Text «Bundesrepublik Deutschland»
Die Bundesrepublik Deutschland liegt in der Mitte Europas und grenzt an Dänemark (im Norden), Polen und die Tschechische Republik (im Osten), Österreich und die Schweiz (im Süden), Frankreich, Luxemburg, Belgien und die Niederlande (im Westen). Die Nordsee und die Ostsee bilden eine natürliche Grenze im Norden. Die Amtssprache der BRD ist Deutsch. Die Hauptstadt des Landes ist Berlin. Die Bundesrepublik Deutschland ist ein Bundesstaat. Der Bundesstaat ist aus den sechzehnten selbständigen Bundesländern gebildet. Die größten Städte des Landes sind München, Frankfurt am Main, Köln, Dresden, Düsseldorf, Hamburg, Bonn. Deutschland zählt rund 80 Millionen Einwohner. Die BRD hat eine Fläche von 357 000 km2 . Deutschland ist ist sehr schön und malerisch, es ist ein Ferienland. Die deutschen Landschaften sind vielfältig. Das
3
sind das Norddeutsche Tiefland im Norden, das Mittelgebirge in der Mitte und die Alpen im Süden. Der höchste Berg der BRD ist die Zugspitze (2962 m). Der größte Fluss ist der Rhein. Die anderen großen Flüsse sind die Elbe, die Weser, die Donau. Der Bodensee ist der größte Binnensee der BRD. Fast ein Drittel des Landes ist mit den Wäldern bedeckt. Deutschland ist bekannt für seine klassische Literatur und Musik. Viele Musiker, Dichter und Schriftsteller haben in Deutschland gelebt. In der Stadt München fanden im Jahre 1972 die Olympischen Sommer-spiele statt.
Закрепление: а) обучающиеся отвечают на следующие вопросы (пользуясь таблицей): 1) Was habt ihr früher gewusst? 2) Welche Information ist neu? 3) Was ist nicht klar?
б) каждая группа отвечает на свои вопросы: 1) Wo liegt die Bundesrepublik Deutschland? 2) Aus wie viel Bundesländern besteht die BRD? 3) An welche Staaten grenzt Deutschland? 4) Wie groß ist das Staatsgebiet? 5) Wie viel Menschen leben in Deutschland? 6) Welche Sprache ist die Amtssprache? 7) Ist Deutschland ein Bundesstaat? 8) Wie heißen die größten Städte der BRD? 9) Wie heißt die Hauptstadt der BRD? 10) Wie heißt der größte Fluss Deutschlands? 11) Wie heißt der größte Binnensee der BRD? 12) Wie heißt der höchste Berg der BRD? 13) Wodurch ist München bekannt?
Повторение: а) обучающиеся заполняют таблицу (Richtig oder falsch? Kreuzen bitte an!)
|
R |
F |
Die Bundesrepublik Deutschland hat 16 Bundesländer. |
|
|
Rund 80 Millionen Menschen leben in Deutschland. |
|
|
Die Amtssprache ist Französisch. |
|
|
Die Hauptstadt der BRD ist Bonn. |
|
|
Der größte Fluss Deutschlands ist die Elbe. |
|
|
Der höchste Berg der BRD ist Harz. |
|
|
Der größte Binnensee der BRD ist der Bodensee. |
|
|
4
б) заполнить кластер:
geographische Lage Landschaft
Städte
Bevölkerung, Fläche
grenzt an 9 Länder n in der Mitte Europas
16 Bundesländer der größte Fluss der Rhein
geographische Lage Landschaft
80 Millionen Menschen Städte
Bevölkerung, Fläche Berlin - die Hauptstadt
Flache 357000 km2 die größten Städte: München,
Dresden, Frankfurt am Main, Bonn, Köln,
Hamburg, Düsseldorf
5
IV. Фаза «Рефлексия»:
а) обучающиеся сравнивают знания о Германии: Sagt, bitte, was habt ihr Neues erfahren?
б) Просмотр слайдов: Sagt, was gefällt euch in Deutschland am besten?
в) Macht die Tabelle komplett! (Синквейн):
1. |
Название предмета |
Deutschland |
2. |
Два прилагательных, которые описывают предмет |
schön, malerisch |
3. |
Описание действий (три глагола) |
liegt, lebt, besteht |
4. |
Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль |
im westlichen Teil Mitteleuropas |
5. |
Синоним первого слова, который раскрывает его суть |
Ferienland |
V. Die Hausaufgabe: рассказать о Германии.
6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.