Дата 1 класс
Урок Математика
Тема. Сравнение без измерения: выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче
Цель урока: В ходе практической работы и наблюдений научить сравнивать длину предметов разными способами.
Задача:
· уточнение и формирование отношений «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»;
· развитие мыслительных операций, творческих способностей, речи учащихся;
· развивать навык счёта;
· воспитывать чувство товарищества, умение выслушивать ответы товарищей и дополнить по необходимости;
· воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность.
Планируемые результаты:
предметные:
· уметь сравнивать объекты на глаз;
· уметь сравнивать объекты с помощью наложения;
· выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения.
метапредметные:
· принимать учебную задачу, выбирать действие согласно поставленной задаче;
· строить сообщения в устной форме, проводить сравнение;
· уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
личностные:
· работать в паре и группе, оценивать товарища;
· уметь слушать собеседника и вести диалог;
· оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Ход урока
І. Организационный момент.
Проверка готовности. Психологический настрой.
ІI. Актуализация знаний
Подготовиться в поход нам поможет устный счет.
Устный счет.
«Натуральный ряд чисел и цифр»
1. Счет предметов от 1 до 10.
2. Обратный счет от 10 до 1
3. Какое число стоит после числа 3?
4. Какое число стоит перед числом 5?
5. Назовите соседей числа 4
6.С помощью чего записываются числа?
7.Какое число стоит между числами 4 и 6?
А не заблудиться в лесу нам поможет один сказочный герой. Как его зовут, мы узнаем, когда расшифруем числа.
. Соедини рисунки с соответствующими числами. Какими цифрами мы запишем числа?
Грибы – 5 – М, Орехи – 3 – А, листочки – 6 – Ш , цветы – 3 – А. Какое имя получилось? «МАША»
Когда-то эта девочка сама заблудилась в лесу и к кому в избушку попала? Правильно, к медведю! Как называется эта сказка? Конечно, «Маша и медведь». Мы очень хорошо её знаем, особенно на новый лад.
. Сколько приключений произошло с этими героями! Смешные, страшные, веселые приключения, но все они оканчивались хорошо.
III. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите у меня в руках две ленточки. (Учитель показывает синюю и красную ленточки разной длины (длина лент не должна сильно отличаться))
- Мне нужно узнать, которая из ленточек длиннее? (Дети на глаз определяют, которая ленточка длиннее, высказывают свои предположения.)
- Как можно проверить, правильно ли вы ответили? (Учащиеся предлагают разные способы, останавливаемся на варианте – приложить друг к другу. Учитель прикладывает ленточки друг к другу, не совмещая края).
- Какая ленточка длиннее? (Мы не можем определить.)
- Что я сделала неправильно? (Нужно один конец совместить с другим концом.)
(Учитель прикладывает ленточки друг к другу совмещая края).
- Какая ленточка длиннее? (Синяя, второй ее конец вышел за конец красной полоски.)
( У учащихся на партах лежит по три полоски: белая, черная, красная.)
- Приложите белую полоску к черной. Какая полоска длиннее? Какая короче? (Белая длиннее черной. Черная короче белой.)
- Приложите красную полоску к белой. Что вы заметили? (Они одинаковой длины.)
- Что можно сказать о красной и черной полосках? (Красная длиннее черной.)
- Какие слова мы использовали при сравнении длины ленточек? (Длиннее, короче, одинаковой длины.)
- Эти слова будут сегодня главными на уроке.
IV. Работа по теме урока
Маше 6 лет и осенью ей пора идти в школу. Вот Медведь и решил подготовить ее к школе, позаниматься. Но Маше это не очень понравилось. Вот Мишка и просит нас ему помочь.
Работа по учебнику.
- Прочитайте на стр. 32, чему мы будем учиться на уроке.
- Какой способ мы уже рассмотрели? (Наложение.)
- Рассмотрите рисунок. Что делают ребята? (Выгуливают собак, дрессируют их на площадке.)
- Давайте по рисунку выполним задания. Вас просят сравнить «на глаз» какой поводок длиннее, какой короче; чей хвост длиннее; чьи уши короче; какая лавочка длиннее.
- Но сначала скажите, как вы понимаете что значит «сравнить на глаз»? (Сравнить не измеряя, не накладывая.)
- Когда можно сравнить на глаз? (Когда явно видно, что длиннее.)
- Ответьте на вопросы. (При необходимости учитель повторит вопросы)
- О чём ещё можно спросить, что длиннее, что короче? (О собаках, шарфах, горках и т.д.)
- Как мы сравнивали длину этих предметов? (На глаз.)
- Рассмотрите следующий рисунок. Как сравнивали длину ремней? (Приложили один к другому)
- Сравните ремни по длине. Какой ремень длиннее? (Желтый ремень длиннее.)
- Какой ремень короче? (Красный ремень короче.)
- Сравните ремни по ширине. Какой ремень шире, какой уже? (Желтый ремень шире, красный уже.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
А теперь вы покажите, что поняли. Мы будем работать по верхнему рисунку на стр. 33.
- Вы разделились на группы. Выберете старшего в группе. Он будет читать вопрос и говорить, кто будет на него отвечать.
А теперь давайте проверим ваши ответы.
- Старший первой группы назовёт самую длинную полоску.
- Старший второй группы – самую короткую полоску.
- Старшие третьей и четвёртой группы продолжат по одному предложению.
2. Работа в тетради на печатной основе.
Отдохнули они с медведем, пообедали, и решил медведь сходить порыбачить, а Маша с ним увязалась. По дороге на речку увидели они много разного. Медведь нарисовал все это на листочке и говорит Маше: «Соотнеси картинку и математический знак». Откройте тетрадь на стр. 12.
(Самостоятельное выполнение.). Захотела Маша себе удочку сделать, нашла веточки. А какой длины выбрать? Какая подойдет? Поможем девочке.
- Какая из них короче?
- Как вы это узнали? (Это видно на глаз.)
- Раскрасьте её.
. Задумалась Маша. А Мишка опять вопросы готовит.
. Идут они домой, а по дороге им то мышка встретится, то кошка, а Медведь пристает: «Посчитай кого больше».
- Рассмотрите рисунки ниже. Заполните таблицу.
- Какой фигурой обозначена кошка? (Кругом.)
- Сколько кругов вы нарисуете? (3.)
- Как обозначена мышка? (Треугольником.)
- Сколько их? (4.)
- Какую рамку закрасите? (Кошек меньше, чем мышек.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
- Посмотрите вокруг. Что у нас в классе имеет отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
- Где можно применить новые знания?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.