Урок 120
УСТНОЕ ДЕЛЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО
ЧИСЛА
НА ДВУЗНАЧНОЕ
Цели: учить выполнять устное деление двузначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умение составлять задачу по данному решению; развивать умение анализировать и обобщать.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Заполните клетки таблицы.
Фигуры |
Белые |
Серые |
Черные |
Всего |
Треугольники |
25 |
17 |
|
51 |
Четырехугольники |
|
2 |
23 |
|
Всего |
64 |
|
|
|
2. Вместо некоторых цифр поставлены звездочки. Можно ли сравнить числа?
а) 32** и 31**; в) **** и ***;
б)*1** и 8**; г) *5* и 1**.
3. Разгадайте закономерности и продолжите каждую пару рядов.
Решение:
а) числа нижнего ряда в 3 раза больше чисел верхнего, в котором каждое следующее число на 3 больше предыдущего;
12 |
15 |
18 |
21 |
24 |
27 |
30 |
33 |
36 |
45 |
54 |
63 |
72 |
81 |
90 |
99 |
б) каждое число нижнего ряда равно значению произведения числа верхнего ряда, умноженному на самое себя;
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
4 |
9 |
16 |
25 |
36 |
49 |
64 |
в) число нижнего ряда в 3 раза меньше числа верхнего, в котором каждое следующее число меньше предыдущего.
981 |
972 |
963 |
954 |
945 |
936 |
927 |
918 |
327 |
324 |
321 |
318 |
315 |
312 |
309 |
306 |
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке будем учиться выполнять устное деление двузначного числа на двузначное.
III. Работа по теме урока.
1. Задание 352.
– Вычислите значения выражений, используя правило деления суммы на число.
(40 + 40) : 40 = 40 : 40 + 40 : 40 = 1 + 1 = 2
(20 + 20 + 20) : 20 = 20 : 20 + 20 : 20 + 20 : 20 = 1 + 1 + 1 = 3
(30 + 30) : 30 = 30 : 30 + 30 : 30 = 1 + 1 = 2
(30 + 60) : 30 = 30 : 30 + 60 : 30 = 1 + 2 = 3
– Каждое выражение замените соответствующим частным, которое получается после выполнения действия в скобках. Запишите значение каждого полученного частного.
80 : 40 = 2 60 : 30 = 2
60 : 20 = 3 90 : 30 = 3
2. Задание 353.
– Выполните устно деление круглых двузначных чисел.
80 : 40 = 2 90 : 30 = 3 80 : 20 = 4
60 : 30 = 2 40 : 20 = 2 60 : 20 = 3
3. Задание 354.
– Может ли получиться двузначное число при делении двузначного числа на двузначное? Почему? (Не может.)
– Проверьте с помощью умножения, какое из однозначных чисел является значением частного 96 : 12.
12 · 8 = 96.
– Почему можно было проверять только числа 3 и 8? (Надо 2 единицы умножить на такое число, чтобы в ответе получилось 6 единиц. Для этого условия подходят числа 3 и 8.)
4. Задание 355.
– Какие из однозначных чисел наверняка не являются значением частного 85 : 17? Почему? (Не подходят числа 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9. Надо 7 единиц умножить на такое число, чтобы получить в ответе 5 единиц.)
– Проверьте с помощью умножения, является ли число 5 значением частного 85 : 17.
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Задание 356.
– Выполняя деление устно, определите, на какое однозначное число нужно разделить число 64 для того, чтобы получить число 16. (На число 4.)
– Чему равняется значение частного 64 : 16? (Числу 4.)
2. Задание 358.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Решите задачу. Ответ вычислите устно.
Запись:
Картофеля – 72 ц.
Свеклы – 18 ц.
Решение:
72 : 18 = 4 (раза) – меньше заготовили свеклы, чем картофеля.
Ответ: в 4 раза меньше.
3. Задание 359.
– Найдите устно корень каждого уравнения.
х · 12 = 72 15 · х = 90 х · 16 = 96
х = 72 : 12 х = 90 : 15 х = 96 : 16
х = 6 х = 6 х = 6
6 · 12 = 72 15 · 6 = 90 6 · 16 = 96
72 = 72 90 = 90 96 = 96
4. Задание 360.
– Сформулируйте задачу, решением которой является выражение (100 – 25) : 15.
Задача. Было 100 кг овощей, продали 25 кг. Оставшиеся овощи разложили в ящики по 15 кг в каждый. Сколько ящиков потребовалось?
– Вычислите и запишите ответ.
Решение:
(100 – 25) : 15 = 75 : 15 = 5 (ящ.) – потребовалось.
Ответ: 5 ящиков.
5. Работа по карточкам.
Карточка А.
– По каким правилам составлены ряды чисел? Продолжите каждый ряд:
а) 30285, 32285, 34285, ...
б) 217007, 237007, 257007, ...
в) 108021, 308021, 508021, ...
г) 40208, 41218, 42228, 43238, 44248, ...
Карточка В.
Запишите в порядке возрастания семь различных шестизначных чисел с помощью цифр:
а) 8 и 0; в) 9, 5, 4, 3;
б) 9, 3, 0; г) 0, 7, 2, 1.
Карточка С.
Запишите следующие числа:
а) двадцать восемь тысяч тридцать;
б) триста восемь тысяч двести пять;
в) четыреста восемь тысяч два;
г) пятьсот четыре тысячи сто двадцать;
д) шестьсот тысяч четыре;
е) семьсот семьдесят тысяч семьдесят;
ж) двести тысяч два.
Увеличьте каждое число на 300, на 1000, на 10000 и запишите полученные равенства.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание. № 357.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.