Конспект урока по теме «”Золотой век” в культуре. Живопись. Архитектура»
Оценка 4.8

Конспект урока по теме «”Золотой век” в культуре. Живопись. Архитектура»

Оценка 4.8
docx
17.05.2021
Конспект урока по теме «”Золотой век” в культуре. Живопись. Архитектура»
Конспект урока по теме «”Золотой век” в культуре. Живопись. Архитектура».docx

Конспект урока по теме «”Золотой век” в культуре. Живопись. Архитектура»

 

Цели урока:

Обучающая – продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества, познакомить учащихся с направлениями в живописи и архитектуре в первой половине XIX века;

Развивающая – развивать у учащихся общие понятия о культуре как важной составной части материальной и духовной жизни общества;

Воспитывающая – воспитывать у учащихся чувство гордости за великую культуру России Золотого века.

Задачи урока:

1)      показать на конкретных примерах, что первая половина XIX века вошла в историю как начало Золотого века русской художественной культуры, для которогобыли характерны стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь всех областей искусства;

2)      развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;

3)      изучить творчество отдельных композиторов, художников, архитекторов данного периода.

Методы урока: словесный, описательный.

Приемы урока: слово учителя, доклады учеников, медиа-презентация.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционный.

Методическое оснащение: компьютер, История России XIX век. 8 класс

Зырянов П.

Основные понятия: классицизм, эклектика, портрет, романтизм.

 

План урока:

 

I.                    Организационный момент.

II.                 Изучение нового материала.

 

Слово учителя: В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, "мощном и неразгаданном", который "сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением Пушкина". Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют "золотым веком" русской культуры.

Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению.

Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создавали новые условия для развития культуры. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля проявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств

 

§       Архитектура (доклад ученика)

 

Слово учителя:

1.      Какой стиль преобладал в архитектуре в первой половине XIX века? (классицизм);

2.      Какие цвета были основными в эту эпоху? (белый, желтый);

3.      Что было характерно для классицизма, как стиля архитектуры? (колонны, купола, арки);

4.      Что было характерно для петербургского классицизма? (ансамбли);

5.      Что было характерно для московского классицизма? (отдельные здания);

 

Запишем термины:

Классицизм — европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древне-римское) искусство, на античную литературу и мифологию;

Эклектики – направление в архитектуре 1830-90-х гг., противопоставившее строгой нормативности и единообразию композиционных решений позднего классицизма разнообразие, широкую свободу выбора стилевых прототипов. Она соединяет  разнородные художественные элементы; обычно имеет место в периоды упадка искусства.

 

§       Живопись

 

Слово учителя: Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.

 

(Доклад ученика)

 

Слово учителя:

1.      Какое название получил классицизм в живописи? (Классицизм в живописи получил название академизма);

2.      Что такое «картинные книги»? (дворянские альбомы для стихотворений, рисунков и т.п.);

3.      К какому жанру часто обращались художники первой половины первой половины XIX  века? (портрет).

 

Запишем термины:

Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской духовной культуре конца 18 - 1-й пол. 19 вв.;

Портрет- это вид изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей - внешне индивидуально сходное отображение человека на холсте или бумаге, с целью его представления окружающим, показывая характер, внутренний мир, жизненные ценности изображенного.

 

III.              Объяснение домашнего задания

 

Доклады:

1.      Театр в первой половине XIX  века.

2.      Музыка в первой половине XIX  века.

 

Подготовьтесь к контрольной работе, для этого выучите параграф


 

Конспект урока по теме «”Золотой век” в культуре

Конспект урока по теме «”Золотой век” в культуре

России. Однако консервативные тенденции в политике императоров

России. Однако консервативные тенденции в политике императоров

Что такое «картинные книги»? (дворянские альбомы для стихотворений, рисунков и т

Что такое «картинные книги»? (дворянские альбомы для стихотворений, рисунков и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2021