Класс: 6 а,б
10.02.2020г
Тема "Половое размножение»
Учебно-воспитательные задачи урока:
1. Образовательные
2. Развивающие
3. Воспитательные
4. Здоровьесберегающие
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков, моделей.
Структура урока: приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Приемы обучения: беседа, рассказ, наглядные объекты, практическая работа.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, учебник, тетрадь.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент (приветствие, настрой учащихся на урок, определение задач урока).
II. Изучение нового материала.
НА ДОСКЕ: Тема урока «Половое размножение животных». (Слайд
№1)
Эпиграф: «Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе….»
Ф.И.Тютчев (Слайд
№2)
Домашнее задание: учебник - стр. ___________вопросы для закрепления
Учитель: Эволюционное развитие
многоклеточных животных привело к возникновению колоссального количества форм
на планете. Все они обладают основными признаками характерными для живого
организма.
Вопрос классу: Назовите основные признаки живого.
Ответ ученика: Обмен веществ, питание, дыхание, рост и развитие,
подвижность, выделение, размножение.
Учитель: Процессы размножения наблюдаются и на клеточном, и даже
молекулярном уровне. Размножение клеток лежит в основе таких процессов, как
рост, развитие, регенерация тканей и органов. Благодаря способности ДНК к
размножению (самоудвоению) возможна передача наследственной информации от
поколения к поколению.
Вопрос классу: Что такое размножение? (Слайд
№4).
Учитель: Главным признаком размножения является увеличение числа
молекул, органов, клеток, особей. Формы размножения сложны и разнообразны, но
все их можно свести к двум основным способам размножения: половому и бесполому.
Вопрос классу: В чем заключается сущность бесполого размножения, и какие
формы бесполого размножения можно встретить в природе?
Ответ ученика: В бесполом размножении принимает участие только один
родительский организм. Размножение происходит без участия половых клеток,
поддерживает существование вида, сохраняя его наследственные особенности. В
природе встречаются формы бесполого размножения: деление, почкование,
спорообразование, фрагментация клонирование, для растений – вегетативное
размножение (отводками и побеговыми черенками, воздушными луковичками,
луковицами, корневищем, клубнями, выводковыми почками, в садоводстве –
прививка).
Учитель: Способность к самовоспроизведению – непременное условие
сохранения вида. Продолжительность жизни каждой особи ограничена. В результате
размножения одно поколение особей сменяет другое. В процессе эволюции основным
способом размножения становится половой, который возможен благодаря развитию у
обоих полов специальной системы.
1. Половое размножение как способ развития живых организмов.
Учитель: В половом размножении принимают участие две родительские особи, мужская и женская. Новые организмы быстрее и лучше приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, более жизнестойки, т.к. обладают новыми генетическими комбинациями, несут новые признаки обоих родителей. (Посмотрите на доску, прочитаем определение и запишем в тетрадь).
ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – способ размножения в органическом мире, осуществляемый с помощью половых клеток – гамет. Результатом полового размножения является рождение потомства, обладающего новыми, по сравнению с родителями, генетическими комбинациями. (Слайд № 5)
В определенное время года у животных начинает проявляться интерес к особи противоположного пола. Самки и самцы внешне не похожи друг на друга. Животные стараются привлечь к себе внимание.
Сообщения учащихся: (Слайды
№ 6-17). (Приложение
1)
Учитель: У одних животных пары создаются только на брачный период, у некоторых
на длительное время.
2. Половые клетки участвующие в процессе размножения.
Вопрос: Что лежит в основе всего живого на
земле?
Ответ: Клетка – основная структурная единица всего живого.
3. Формы полового размножения.
В природе встречаются особи с различными формами полового размножения:
обоеполые особи или гермафродиты; раздельнополые организмы; партеногенез, как
одна из форм полового размножения.
Обоеполые организмы – ГЕРМАФРОДИТЫ. (Слайд
№ 21)
Задание классу: на стр. 128 прочитать 3-й абзац сверху, ответить на
вопрос – Какие особи называются обоеполыми, и кто является их
представителями.
Особи, способные в своем организме воспроизводить два типа половых гамет
(мужские и женские), называются ОБОЕПОЛЫМИ (или гермафродитами).
Представителями являются плоские (ленточные, сосальщики), некоторые кольчатые
черви, кишечнополостные, моллюски; некоторые рыбы, ящерицы. (Слайд
№ 24)
Партеногенез, как одна из форм полового размножения.
Задание классу: прочитать текст на стр. 130 (около второй
звездочки) и найти в тексте – к какой форме полового размножения он относится?
У некоторых животных зародыш развивается из одной половой
клетки, яйцеклетки, без оплодотворения, такая форма полового размножения
называется ПАРТЕНОГЕНЕЗ. (Слайд
№ 22)
Представители: пчелы, осы, тли, ракообразные, земноводные. Партеногенез бывает
и у растений.
ТИПЫ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ:
Наружное оплодотворение характерно для водных животных: рыбы, земноводные. В определенный период года яйцеклетки и сперматозоиды выметываются непосредственно в воду (на камни, стебли подводных растений). Соединение гамет становится делом случая (унесло течение, съедена другими животными, изменилась температура воды), поэтому, животные выметывают огромное количество икры от 200-300 тысяч до 10 мил. В основном икра мелкая, напоминающая студенистый шарик. (Слайды №27, 28)
5. Биологическое значение полового размножения. (Слайд № 37)
III. Закрепление знаний.
IV. Подведение итогов. Комментирование и выставление оценок.
Заключение. (Слайд № 43)
«Не то, что мните вы
природа:
Не слепок, не бездушный лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.