Конспект урока «Повторение темы «Предложения с однородными членами» Словарный диктант №2»

  • doc
  • 27.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 77.doc

Урок № 77

от  30.01.

от 01.02.

от 31.01.

2020

 

Тема

«Повторение темы «Предложения с однородными членами»

Словарный диктант №2»   

 

Цель урока:

обобщить знания учащихся об однородных членах, знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом и без него; повторить материал по теме «Синтаксис. Простое предложение» для подготовки к административной контрольной работы.

 

Задачи:                                                                                                                      

 

предметные:

формирование прочных знаний об однородных членах  предложения, об обобщающих словах  при однородных членах  предложения; совершенствование умения различать однородные и неоднородные определения; формирование умения правильно ставить знаки препинания в  предложениях  с  однородными членами; составлять схемы предложений  с  однородными  членами и  с  обобщающими словами при однородных членах;

 

метапредметные:

формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образного мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания;

 

личностные:

содействовать воспитанию рационального распределения        времени, социализация личности, формирование правильной, грамотной речи.

 

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

 

Методы урока: устная работа, работа в парах.

 

Технология: модерации.

 

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

 

ХОД УРОКА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

  1. Организационный этап

 

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют.  Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить 2 предложений  (разбор+схема).

Показывают тетради.

  1. Объявление темы. Постановка  цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

  1. Написание словарного диктанта №2

1.     Аббревиатура,

2.     настежь,

3.     полбака,

4.     сыночек,

5.     растение,

6.     кошеный,

7.     по прежнему пути

8.     дальневосточный

9.     винегрет,

10. соломенный

11. искусство,

12. сложить

13. пол-арбуза,

14. направо

15. росток,

16. нация

17. прибывать в город

18. кованый

19. слагать

20. приморский

21. невтерпёж,

22. негодовать,

23. плащ,

24. цирк

25. премудрый

26. пребывать в городе

27. скованный

28. сгореть

29. глаженный мамой

30. гусиный

31. цыплёнок

32. вмешаться в следствие по делу

33. думать по-прежнему

34. влево

35. заря

Написание в тетрадях для контрольных работ.

  1. Актуализация опорных знаний (теоретическая работа)

Блиц-опрос:

1.     Словосочетание: виды СС по главному слову, связь в СС.

2.     Способы выражения подлежащего.

3.     Тире между подлежащим и сказуемым.

4.     Виды сказуемых.

5.     Виды дополнений.

6.     Виды определений.

7.     Виды обстоятельств.

8.     Односоставные предложения, их виды.

9.     Обособленные члены (ПО,ДО).

10. ОС при ОЧП, знаки препинания.

Подробные ответы с примерами.

  1. Работа над темой урока (практическое применение)

Классификация словосочетаний.

1) г л а г о л ь н ы е (читать книгу, выйдя из дому, прибитый гвоздями, сильно устал, поставить на стол);

2) и м е н н ы е, которые распадаются на три подгруппы:

с именами существительными (дорогая книга, рубашка в клетку, ключ от двери),

с именами прилагатель­ными(очень дорогая, дороже золота),

с именами числи­тельными (две книги, трое детей);

3) н а р е ч н ы е (очень дорого, невероятно плохо);

4) м е с т о и м е н н ы е (что-то детское, каждый из присутствующих).

Распреде-

лительный

диктант.

По двое – у доски.

СОЛГАСОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

 

желтые листья, пожелтевшие страницы, третий звонок, моя сумка, чистая столовая, передовой рабочий, загорелый отдыхающий, диван-кровать. 

писать (что?) книгу;

щелкать (чем?) зубами;

три (чего?) гриба;

улыбаться (чему?) солнцу. 

наука наблюдать,

позволил высказаться, ,

читать быстро,

поворот направо,

стриженная по-мальчишески, разговаривал улыбаясь,

летел кувырком, цвет хаки, час пик.

 

  1.  

 

Определите ГО.

Я с приятелем решил трудную задачу.

Мы с приятелем решили трудную задачу.

Один – у доски.

 

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Тире ставится:

1. Сущ. + сущ.

Лес — друг человека.

2. Числит. + числит.

Дважды два — четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу — любить родину.

4. Сущ. + н. ф. глаг.

    Н. ф. глаг. + сущ.

Наша задача — хорошо учиться.

Ходить босиком — удовольствие.

6. если перед сказуемым: это, вот, значит

Чтение — вот лучшее учение.

Тире не ставится:

1. Подлеж. =  личное местоим.

Он врач.

2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно…

Пруд как зеркало.

3. При сказуемом есть не

Старость не радость.

4. Перед сказуемым стоит второстепенный член предложения, относящийся к нему

Варвара мне сестра.

5.П=сущ., С=прил.

Воздух тих и свеж.

6. Между П и С стоит вводное слово (иногда наречие, союз, частица)

Риск, говорят, дело благородное.

Декабрь только начало зимы.

1.     Язык есть сама жизнь.

2.     Наши души - зеркала, отражающие нас.

3.     В бою побывать - цену жизни узнать.

4.     Воздух как роза.

5.     Этот день словно праздник.

6.     Бедность не порок.

7.     Наша Волга - самая красивая река.

8.     Великое дело - новость.

9.     Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять - двадцать пять.

 

 

 

 

 

 

 

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ (ПГ)

1.                 Глагол в форме одного из наклонений :

·        Изъявительного

·        условного

·        повелительного

2.

·        глагол в будущем времени

·        фразеологический оборот

 

Месяц скрылся уже за близким горизонтом черных гор.
Тучи как бы смазываются, сливаются.
Никогда не думайте, что вы уже все знаете.

 

Еще я долго буду петь.(=запою)

Фрунзе отдал приказ .(= приказал)

 Между прочим, бабушка в нем души не чаяла (= любила)

 

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ (СГ)

Вспомогательная часть

Основная часть

Примеры

1. Фазовые глаголы (начать, продолжать, кончить, прекратить и др.)

Инфинитив

Владимир начинал сильно беспокоиться.

2. Модальные глаголы (мочь, желать, хотеть, решать, предполагать, стремиться, намереваться и др.)

Инфинитив

Хочу я с небом примириться.
Рассудок пытался возмутиться — и не возмущался.

3. Глаголы, выражающие эмоциональную оценку действия (любить, ненавидеть, бояться)

Инфинитив

Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра.

4. Краткие прилагательные с модальным значением (должен, намерен, готов, обязан, рад, способен) или в самостоятельном употреблении, или с глаголом быть как показателем прошедшего или будущего времени

Инфинитив

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.
Я должен был только передать вам письмо.

5. Устойчивые сочетания
с модальным значением (изъявить желание, иметь намерение, иметь право, находить нужным и др.)

Инфинитив

Ты не имеешь права настаивать на этом.
Он был не в силах отменить приказ.

!!!!!!Если инфинитив обозначает действие другого лица              дополнение

      * Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье.

При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив            обстоятельство:

·        Я опять пришел сюда слушать прибой .

При существительном выполняет роль определения. * Желание спеть всех обьединило.

 

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ (СИ)

1. Существительное в форме им. или творит. п.

  Поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ  души.
В искусстве слова все являются учениками друг друга.

2. Прилагательное:

Осенние зори хмурые, медленные.
Настроение солдат становилось все грознее.

3. Причастие в полной или краткой форме

Охвачено сердце тревогой смутной.
Я ушел смущенный ее поступком.

4. Местоимение

Вишневый сад теперь мой.

5. Числительное

Дважды два — четыре. Возраст дуба — две тысячи лет.

6. Наречие

Окна были настежь.

7. Инфинитив

Курить — здоровью вредить.

8. Предложно-падежные формы существительных

Небо было в тучах.
Низкая и узкая комната была без окон.

9. Неделимое (или фразеологическое) сочетание

Варя была с заплаканными глазами. (= заплаканная)
Он был тертый калач. (=опытный)