УРОК ПО ТЕМЕ: СТАТИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ»
Куннова Елена Юрьевна
учитель информатики и математики
МБОУ Новлянская СОШ Селивановского района
Пояснительная записка: данный урок является уроком открытия новых знаний для учащихся 8 классов. Урок комбинированный и интегрированный. В нем использованы УМК И.Р. Высоцкого «Вероятность, статистика» и соответствует требованиям ФГОС ООО. При составлении заданий представлена связь с информатикой. Применение возможностей прикладного программного обеспечения на уроках математики поддерживают у учащихся интерес к изучаемому материалу, активность ребят, побуждает их глубоко погрузиться в изучаемую тему. Разнообразие методов, форм и приемов на уроке позволяют держать высокий уровень внимания и достигать цели занятия. Упражнения, касающиеся данного материала, упираются на общие учебные умения, способы и навыки действия. Учебная деятельность на уроке строится на основе базовых логических действий: соединения частей в единое целое, умения сравнивать, выделять главное, осуществлять поиск необходимой информации, владеть общим приемом решения задач, находить наиболее рациональный способ решения задач.
Цель урока: включить учащихся в учебную деятельность, направленную на знакомство с электронной таблицей, её возможностями при обработке статистических данных, на развитие навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты: развитие интереса к предметам, развитие мотивации готовности и достижения к преодолению трудностей, умение слушать и понимать других, формирование способности к саморазвитию, самоконтролю.
Метапредметные результаты: развитие умения планировать свою деятельность, развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля, формирование учебных действий, направленных на поиск информации, ее преобразовывать, делать выводы.
Предметные результаты: расширение и углубление знаний о статистических данных, возможностях электронных таблиц при построении диаграмм, использование встроенных функций ЭТ.
Оборудование и дидактический материал урока: УМК «Вероятность и статистика 7-9», компьютерный класс «Точка роста», проектор, экран, магнитная доска, раздаточный материал, маршрутный лист, смайлики успеха, интернет ресурс https://learningapps.org.
Конспект урока
Содержание урока |
Формируемые УУД |
Мотивационно-целевой: Приветствует и задаёт вопросы по организации урока. Создаёт эмоциональный настрой. (Отвечают на организационные вопросы учителя) |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Проверка домашнего задания: Отгадайте кроссворд, составленный вашей одноклассницей, после выполнения этого задания вам необходимо ответить на вопрос «Какого понятия не хватает в этом кроссворде?»: https://learningapps.org/display?v=p6c3wyx9n23 (Отгадывают кроссворд, Ответ «среднее арифметическое») Какие виды диаграмм вы знаете? (Круговые, столбчатые, графики) Напишите, пожалуйста, на листочках порядок описания свойств набора числовых данных (1 ученик выходит к доске на створке пишет, остальные на листочках) Проверка: меняются листочками с соседом и осуществляют проверку с доски и выставляют оценки. Сбор листочков. |
Познавательные: Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников. Коммуникативные: уметь слышать и слушать собеседников. Базовые логические действия: анализ, сравнение, умение ученика делать выводы |
Основной этап: 1.Вопрос: С помощью, каких инструментов можно построить диаграммы? (Инструменты: транспортир, линейка, угольник, циркуль, цветные карандаши, ластик) 2.Вопрос: А как вы думаете, с помощью какого современного инструмента можно еще построить диаграммы и обработать статистические данные? (Персональный компьютер) На ПК существуют такие специальные программы, которые носят название ЭЛЕКТРОННЫЕ таблицы (ЭТ). Итак, ребята, Что нужно нам сделать? Какова наша цель? («Научиться обрабатывать данные, строить диаграммы в ЭТ) С какими понятиями мы сегодня будем с вами работать? (статистические функции в ЭТ: размах, мода, среднее арифметическое, диаграммы, медиана, максимум и минимум) 3.Для продолжения нашего урока нам необходимо разбиться на группы (Делятся на группы) 4.Для работы в группе ознакомьтесь с правилами работы в группе (Приложение4) (Ребята изучают) 5.Выбираем название группы, записываем списки группы, знакомимся с заданиями, отображаемые в маршрутном листе (Приложение 2) (заполняют маршрутный лист). 6.В случае затруднения при использовании возможностей ЭТ ребятам предлагается справочный материал (Приложение 1) 7. Организует самостоятельную работу в группе, оказывает помощь учащимся по «Правилу поднятой руки», в случае необходимости контролирует время выполнения задания. (Учащиеся выполняют работу в группах по маршрутному листу) 8.Напоминает о необходимости сделать вывод. |
Познавательные: выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: формирование умения организовывать учебное взаимодействия в группе, умение выражать мысли, следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности. Регулятивные: принятие учебной задачи, составление плана действий Личностные: положительное отношение к учению Базовые логические действия: выделяют тип задачи и способ ее решения, поиск необходимой информации, производить анализ и преобразование информации, владеть общими приемами решения задачи, осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения |
Контроль, оценка: Организует Беседу по выставлению оценки за урок (Ребята сами выставляют себе оценки в маршрутный лист (Приложение 2)
|
Регулятивные: соотнесение целей и результатов своей деятельности. Вырабатывание критериев оценки и определение степени успешности работы осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Домашнее задание: Дает инструктаж по выполнению домашнего задания: Построить диаграмму по данным №68 на стр.43, но в текстовом редакторе (ТР), сравнить возможности ЭТ и ТР. Ответить письменно на вопросы: 1. «Чем схожи и в чем различны эти объекты?» 2. «Разработать алгоритм построения диаграмм в ТР» (Записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению, задают вопросы) |
Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Базовые логические действия: сравнение, выбор наиболее эффективного способа решения задач, создание схемы для решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения |
Рефлексия: Наш урок подходит к концу. Вспомним начало урока, какую цель перед собой поставили? (Выяснить возможности ЭТ при обработке статистических данных) Добились ли мы ее? (Да) С какими трудностями столкнулись? Я дарю вам смайлики успеха. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Оцените себя и свою группу, выбирайте смайлик с надписью, удовлетворяющий вашей оценке урока, прикрепив его на магнитную доску. СПАСИБО за УРОК. |
Личностные: самооценка Регулятивные: оценка Предметные: умение сопоставлять цель и результат Базовые логические действия: сравнение, осуществлять выбор исходя из конкретных условий, |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Высоцкий И.Р., Ященко И.В. Вероятность и статистика 7-9 класс, М., Просвещение 2023г.
2. https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Ffsd.videouroki.net%2Fhtml%2F2020%2F03%2F14%2Fv_5e6c7b63232b3%2F99746829_1.png&lr=192&pos=1&rpt=simage&source=serp&text=правила%20работы%20в%20группе%20на%20уроке%20математики%20памятка
Приложения
Приложение 1
СПРАВОЧНЫЙ материал
Справочный материал: учебник
Среднее арифметическое стр. 33
Медиана стр.38
Максимальное, минимальное и размах стр.42
Приложение 2
Маршрутный лист группы ____________________
1. |
3. |
2. |
4. |
Обработка статистических данных
Производство зерновых культур в России (таблица 1)
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
94,2 |
70,9 |
92,4 |
105,2 |
104,7 |
120,7 |
135,5 |
113,2 |
120,6 |
133,0 |
Выполните задания:
1. Составьте сгруппированный ряд данных:
_________________________________________
2. Выполните на ПК
А) заполните таблицу 1 в ЭТ;
Б) найдите среднее арифметическое; ______________
В) вычислите наибольшее и наименьшее значение производства зерновых культур; _________________
Г) определите размах данных; ____________________
Д) найдите моду значений;______________________
Е) вычислите медиану данных;____________________
Ж) постройте гистограмму данных.
3. Ответьте на вопрос: какие преимущества и недостатки есть в обработке статистических данных на ПК?
|
Недостатки |
Преимущества |
|
|
|
Оценка за урок:_______________________
Приложение 3
Смайлики успеха
Приложение 4
Правила работы в группе
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.