Конспект урока "Правописание окончаний имён существительных первого склонения"
Оценка 4.9

Конспект урока "Правописание окончаний имён существительных первого склонения"

Оценка 4.9
docx
06.12.2021
Конспект урока "Правописание окончаний имён существительных первого склонения"
Правописание окончаний имён существительных первого склонения.docx

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Составила Зыдыгмаева ЦС

Тема: Правописание  окончаний имён существительных первого склонения

Цели: 1) Обобщить знания о правописании окончаний имён существительных первого склонения. 

2) Развивать умение определять падеж имён существительных 1-го склонения, мышление,

внимание, орфографическую зоркость; самоконтроль и контроль работы одноклассников,  связную устную и письменную речь, обогащать словарный запас детей,

3) воспитывать интерес к предмету,  любознательность, чувство взаимопомощи.

Формируемые УУД:

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Личностные - оценивание учащимися усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей, использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

 коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные  - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

                                                         Ход урока

1) Организационный этап.   Вступительное слово учителя.

      Смотрю вечером на небо, где множество звезд сияют, и будто слышу - кто-то издалека

О чем-то меня спрашивает. И хочется мне взлететь во Вселенную, еще непознанную, чтобы всё увидеть, ощутить и передать землянам. Хотелось ли вам когда-нибудь полететь в небесную даль и увидеть все своими глазами?

-Когда впервые человек достиг высот Космоса?

-Каким должен быть человек, который хочет достигнуть высот Вселенной?

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

       Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок–путешествие. Ребята, у нас будет 3 экипажа. У каждого участника полёта есть свой личный бортовой журнал, в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время полёта. За успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами. Набравшие большее количество будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал).

          Сообщение темы и целей урока. (слайд1)

     В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Запись на доске «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных первого склонения») Давайте вместе определим, что мы должны  с вами сделать в нашем путешествии? А какие качества нам понадобятся, чтобы справиться с заданиями? (дружба, взаимопомощь, выдержка, умение работать вместе.)

3) Актуализация знаний.

   - Прежде чем отправиться в космическое путешествие, нужно пройти  цикл подготовки на Земле. Начинаем тренировку «Что вы знаете об именах существительных?»

     За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

 Изменяемая часть слова … (окончание).

 Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

 Постоянный признак имён существительных… (род).

 Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

 Слова женского и мужского родов с окончаниями -а; -я относятся … (к 1 склонению).

 Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о; -е).

 К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

 Имена существительные изменяются  … (по числам и по падежам). Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Молодцы! Справились с заданием!Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова). 

Первое склонение. Падежи. Окончания.

2.Словарная работа.

     Дети отгадывают загадки, отгадки записывают в бортовом журнале (тетради), определяют склонение имён существительных.

Слайд 3   Самый первый в космосе

                 Летел с огромной скоростью

                 Отважный русский парень,

                 Наш космонавт ...            (Гагарин)

Слайд 4. На корабле воздушном,

                Космическом, послушном,

                Мы, обгоняя ветер,

                Несёмся  (на ракете)

Слайд 5. Есть специальная труба,

                В ней Вселенная видна,

                Видят звезд калейдоскоп

               Астрономы в ...  (телескоп)

Слайд 6. Специальный космический есть аппарат,

                Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

                Как одинокий таинственный путник,

               Летит по орбите искусственный ...(спутник)

Назовите окончания в этих словах.

—  Можно ли по этим окончаниям определить склонение? (Нет, они употреблены в косвенных формах.)

—  Как вы определили склонение? (По их начальной форме.)

4) Первичное усвоение новых знаний

Упр. 158 (с. 91). Рассмотрите таблицу. Прочитайте, какие слова просклоняли в таблице. Обратите внимание на ударение. На какую часть слова оно падает? Как пишутся ударные и безударные окончания?

—  Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». Как пишутся ударные и безударные окончания 1-го склонения в одном и том же падеже? (Одинаково.)Значит, как можно проверить безударное окончание? (По ударным падежным окончаниям.)

Слайд 7 -Внимание: наш корабль вышел в открытый космос. Давайте посмотрим на нашу планету из космоса. Что вы увидели?

       Запись предложения :  Большая часть Земли покрыта водой.

Грамматический разбор предложения. Выделение орфограмм, определение склонений, падежей существительных.

5). Первичная проверка понимания

. Встреча с неопознанным объектом. Слайд 8

                   «Внимание! Неопознанный объект»– Ой, что это? Что-то непонятное …(читаем)

1.Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

– Что за абракадабра? По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит – нужно изучить. Рассмотрим повнимательнее. Вид записи, форма ничего не напоминает? (Предложение) Предложение простое или сложное? Чем-то осложнено?– Найдём второстепенные члены предложения.– Есть ли в предложении однокоренные слова? На что указывает суффикс ёнок?Попробуем найти имена существительные и определить падеж и склонение.    (работа выполняется устно)

2.Упражнения в правописании безударных падежных окончаний существительных первого склонения.

А) чтение правила  Б) склонение существительных по вариантам

1-ракета, звезда        2- орбита, Земля,         3- планета, комета

Какие слова будут ключами для проверки окончаний сущ.1 скл.? ( звезда, земля)

В) Вывод (падежные оконч. Сущ. 1 скл.) Слайд 9

6) Первичное закрепление  Выход в открытый космос Слайд 10,11

-Нам предстоит выход в открытый космос.
Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все необходимые ремонтные работы.
     На крыш...  избушк...,  на ветк...  яблон...,  около башн...,  на окраин... деревн...,  сказка о зимушк...,        по дорог... к рощ...,  от бабушк... к дедушк...,  по тропинк... к дач...,  Волод... от Ол...,  в избушк... у дяд... Пет..., подарки Люб... и Маш....

7). Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) «Встреча с инопланетянами»

– Ребята, но в космосе мы встречаем не только планеты и звёзды, не редкость и сами инопланетяне. Давайте представим, что повстречались с ними. Закроем глазки, помечтаем. Как они выглядят? На кого похожи?(Мнения ребят.)

Пригласим их в гости. Побеседуем. Форма беседы? (Диалог.)

Составьте диалог с инопланетянами, используя словарные слова и обращения (здравствуйте, пожалуйста, инопланетяне, планета, путешествие, ракета, НЛО. Работаете в парах. (Опорные слова распечатаны на листах.)

    

8) Рефлексия .  (Слайд 12) Попробуйте познакомить их с русскими пословицами и объяснить их смысл. (Дети объясняют)

Работа по вариантам . (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка, самооценка.)

 Вставьте пропущенные буквы в окончания имён существительных 1-го склонения. Определите  их падеж .

1-в  В доброй бесед…  всяк ума набирается.

Не бывать калин…малиною, не расти яблочку на ёлк….

2-в   Счастливый в сорочк…родился.

Кто шутк…  не понимает, над тем не шути.

3-в Пташк… ветка дороже золотой клетк… .

В своей водиц… и лягушка певица.

 

9) Подведение итогов урока—  Что такое склонение? Как определить склонение имени существительного в косвенной форме?  Как пишутся ударные и безударные падежные окончания существительных?—  Как проверить безударные окончания?

 

10) Домашнее задание c. 90 упр.156

                                  Слайд 13

 


 

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Постановка цели и задач урока.

Постановка цели и задач урока.

Дети отгадывают загадки, отгадки записывают в бортовом журнале (тетради), определяют склонение имён существительных

Дети отгадывают загадки, отгадки записывают в бортовом журнале (тетради), определяют склонение имён существительных

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка

Вставьте пропущенные буквы в окончания имён существительных 1-го склонения

Вставьте пропущенные буквы в окончания имён существительных 1-го склонения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2021