Конспект урока русского языка во 2 классе.
Тема: «Парные звонкие и глухие согласные в середине слова».
Цель урока: дать представление об оглушении парных согласных в словах ,о способах проверки, совершенствовать умение графически обосновывать орфограмму и проверять её.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся графически обосновывать орфограмму и проверять её.
Личностные УУД: выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда
Метапредметные УУД:
Регулятивные: научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи(орфограммы в корне слова)
Познавательные: научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач
Коммуникативные :научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, получат возможность задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Учитель:
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Тихо девочки мальчики
за парту сели,
На меня все посмотрели.
II. Актуализация знаний.
Сели правильно, записали число и классная работа.
Давайте проверим , какие орфограммы нам встретились?
1.Минутка чистописания.
Посмотрите, на доску. Прочитайте буквы. (Слайд 1)
г х ж ш п з с в a б к н
· А теперь найдите лишние буквы среди них – (это х, ц)
· Почему вы так думаете? (все парные согласные, а эти не имеют пары).
· А теперь запишите оставшиеся буквы парами (на верхней строчке глухие, ниже звонкие)
Б в г д з ж
п ф к т с ш
· Это парные согласные. По какому признаку они образуют пары? (По звонкости-глухости).
· Зачем их нужно изучать? (Чтобы грамотно написать слова, где они встречаются).
2.Орфографическая минутка
Словарная работа.
- Я буду вам загадывать загадки, а вы запишите мне отгадки. В каждом слове поставьте ударение и подчеркните орфограммы в словах.
Загадки.
1.
Зеленый полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке,словно груз,
Скажите, что это?
(Арбуз)
2. Она оранжевого цвета,
Полезный нам привет от лета.
Грызут ее девчонки и мальчишки,
И даже длинноухие зайчишки.
(Морковь)
3. Невидимкой, осторожно,
Он является ко мне.
И рисует как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)
4. То я в клетку, то в линейку,
Написать во мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
А зовусь….
(Тетрадь)
- А какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная) (Появляется ударение и безуд. гласная)
-А еще? (Парная согласная)
- А где она находится? (В конце слова)
- А как проверить правописание парной согласной на конце слова? Давайте вспомним стихотворение к этому правилу, которое помогает нам делать проверку.
3.Самоопределение к деятельности.
Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации. Выявление места и причин затруднения.
-По какому признаку слова объединены в две группы? (СЛАЙД 2)
Бро(в,ф)ь шу..(б,п)..ка
Ланды(ш,ж) ладо(ш,ж)ка
Сапо(г,к ) закла..(д,т)..ка
-Как проверить написание слов?
-Измените слова первого столбика так, чтобы они обозначали несколько предметов. (брови, ландыши, сапоги)
-Можно ли эти слова назвать проверочными? (Да).
-Измените так же слова второго столбика.).
-Можно ли эти слова назвать проверочными?
3. Построение проекта выхода из затруднения.
- А скажите, ребята, мы знаем, как грамотно записать слова во втором столбике?
- Мы встречались с правописанием парных согласных в середине слова? (ответы детей «Нет»).
- Мы знаем, какой мы слышим звук, а какую букву записать- нет.
- Так, в нашем первом слове «шубка» в середине слова слышим какой звук? [п], а какими буквами он может быть обозначен на письме? (б или п). А в слове «дорожка? (Звук [ш] – буквы ж и ш). А в слове «закладка»? (Звук [д], а буквы д и т).
Шу..(б,п)..ка
Доро..(ж,ш)..ка
Закла..(д,т)..ка
- Исходя из нашего незнания, проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (СЛАЙД №3)
. Правописание слов с парной согласной в середине слова(Ответы детей. Правописание слов с парной согласной в середине слова.)
.ЦЕЛЬ-Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Подбирать проверочные слова).
Научиться узнавать слова с парной согласной в середине слова, правильно писать слова и научиться подбирать проверочные слова
- Какую же букву нам выбрать, чтобы грамотно написать слово с парной согласной в середине слова?
-Как же нам решить нашу проблему?
– В конце слова умеем проверять парную согласную. Как вы думаете, в середине слова парная согласная как слышится, так и пишется или ее нужно проверять?
(Предложения детей. Парные звонкие и глухие согласные надо проверять.)
- Какие предположения у вас, как нам действовать, чтобы проверить слова? (Предположения детей).
- Я вам предлагаю подобрать родственные слова, где парный согласный будет четко слышаться.
Появляется слово шубка.
Ответы детей: шуба, шубейка, шубочка. Звук [п], какую букву выбираем? (б – записываем).
Появляется слово дорожка
- В слове дорожка звук [ш]. Подбираем слова: дорожка-дороженька, (нет) дорожек. Какую букву пишем?(ж).
Появяется слово закладка.
- В слове закладка какой звук слышим? [т]. Подбираем слова: закладочка, закладывать. Какую букву выбираем? (д).
- Что особенного вы заметили во всех этих словах? (Что во всех словах после согласного стоит гласный и помогает нам четко услышать звук).
4.Работа по теме урока.
Запись предложения под диктовку
Пчела далеко за медком летает.
Упражнение 44 стр. 26.
-Прочитайте , Назовите сказки
Выпишите слова с парным согласным в конце слова и в середине .
Устно подберите проверочные и выделите изученные орфограмы.
(Один ученик выполняет на доске, остальные – в тетради).
Как проверить букву парного согласного в слове?
Самостоятельная работа на листочках (с взаимопроверкой).
- Ваша задача подобрать проверочные слова, вставить правильную букву. Орфограмму подчеркнуть.
- Когда вы выполните работу, сосед по парте проверит вашу работу (обменяйтесь ).
- Поднимите руки, у кого нет ошибок в паре?
VI. Контроль знаний и способов действий. Работа в группах.
. Будем работать в группах.
. В левом столбике проверочные слова, а в правом проверяемые. Вам нужно стрелочкой соединить слово проверяемое с проверочным. Затем вставить букву в слово.
Работаем дружно! СЛАЙД 4
ловок ги…кий
гладок ро…кий
близок кре…кий
резок ло…кий
лёгок сла…кий
крепок лё…кий
гибок гла…кий
робок бли…кий
сладок ре…кий
Проверка работы
Итог урока. Рефлексия.
- С правописанием каких слов вы сегодня познакомились?
- Что надо делать, если сомневаешься в написании парной согласной в корне слова?
Слайд №5
- Продолжите фразу, которая на слайде. (Ответы детей).
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в нашей жизни?
Рефлексия.
- Покажите, пользуясь
смайликами, как бы вы оценили свою работу. -
С каким настроением заканчиваете урок? (покажите карточки: красные – всё
получилось, синие – надо немного постараться, зелёные – предстоит много
трудиться).
СЛАЙД :6
Домашнее задание стр.27 упр.46
.
- Вы хорошо работали на уроке. Молодцы! Спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.