Конспект урока "Приглашаем на ярмарку" (Наклонение глагола)

  • docx
  • 22.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приглашаем на ярмарку 6 класс.docx

Тема урокаГлаголы в форме повелительного наклонения

Цели урока:

  • обеспечить в ходе урока закрепление знаний учащихся о глаголах в форме повелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах:
    • образование и употребление в речи глаголов в форме повелительного наклонения,
    • условия употребления ь в глаголах в форме повелительного наклонения,
    • правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений;
  • продолжить развивать у учащихся умения:
    • отличать глаголы в форме повелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного,
    • правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений,
    • выполнять указанные разборы слов и предложений,
    • логично излагать мысли в беседе с учителем, при анализе глаголов;
  • продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
  • продолжить работу по воспитанию любви к родному языку, чувства ответственности за качество знаний.

Оборудование:

  • запись на доске темы и эпиграфа урока: «Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!»К.Д.Ушинский;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • толковые словари;
  • тесты по теме урока;
  • мультимедийная презентация

Технологии: уровневая дифференциация, ИКТ

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы, цели и задач урока

– Эпиграф нашего сегодняшнего урока: «Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!».
– Как вы думаете, могут ли эти слова К. Д. Ушинского подсказать вам тему урока?
– Верно, тема урока «Глаголы в форме повелительного наклонения». Вчера мы познакомились с тем, как образуются такие глаголы, каковы особенности их правописания, в чём их отличие от глаголов в форме изъявительного и условного наклонений. Сегодня наша задача – закрепить полученные знания на практике.

– Вот уже несколько дней мы гостим в сказочной стране Глаголия.

– Сегодня король Глагол пригласил нас принять участие в весёлой ярмарке.
– Результатом нашего путешествия по ярмарочным рядам станет домашнее сочинение «Но где же пересказать всё то, что было на той ярмарке!» с использованием глаголов в форме повелительного наклонения

– Итак, добро пожаловать на весёлую ярмарку в стране Глаголии.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель. Знаете ли вы, ребята, откуда пришло к нам слово «ярмарка»? 
Оказывается, пришло оно из немецкого языка. Если присмотреться внимательно к слову, то можно увидеть в нём две частички: «яр» – то есть «год» и «маркт» – «торг», «рынок», «базар». Что же получилось? Ежегодный торг, базар. А что вам известно о ярмарках, проводившихся на Руси?

1.      Ярмарки в России проводились в разное время года.
Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода.
Многоголосая, пёстрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями цыганских хоров.
Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты.

Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов, по-особому зазывали, или закликали, народ.

Чего только здесь не было!

Флаг поднят, ярмарка открыта.
Недаром площадь вся покрыта;
Глядят из лавок кушаки,
И разноцветные платки,
И разноцветная серпянка;
Тут груды чашек и горшков,
Корчаг, бочонков, кувшинов;
Там – лыки, вёдра и ушаты,
Лотки, подойники, лопаты…–

писал русский поэт И. Никитин.

2. Фронтальный опрос

Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая! 
Гляньте налево – лавки с товаром!
Гляньте направо – веселье даром!

– Глаголы в форме какого наклонения вы услышали в этой закличке? 
– Что вы знаете об их образовании и особенностях правописания?
– Какими по цели высказывания будут предложения, в которых употреблены глаголы в форме повелительного наклонения? Почему?

3. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале.

Учитель: Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, говор, смех, веселье. А уж без музыки на ярмарке никак нельзя.

Звучит отрывок из песни Валерия Леонтьева «Ярмарка», и представьте, как «заходила, зашевелилась, загудела весёлая ярмарка».

1. Творческий диктант

– Перед вами глаголы в форме изъявительного наклонения.
Передайте действия людей, продающих или покупающих товар, веселящих или пришедших повеселиться, глаголами в форме повелительного наклонения:

  • 1 вариант – в форме единственного числа,
  • 2 вариант – в форме множественного числа.

Обозначьте у глаголов суффикс (если есть) и окончание.

Покупают, продают, предлагают, спорят, зазывают, веселятся, позабавят, едят, торгуются, прибавят, смеются, положат.

2. Конкурс на лучшее предложение

– С одним из глаголов составить предложение о ярмарке и выполнить его синтаксический разбор.

3. Выборочно-распределительный диктант

– Вот мы подошли к торговым рядам. Чего здесь только не продают! Свистульки филимоновские, кружева вологодские, посуду хохломскую и гжельскую, игрушку дымковскую, пряники тульские, окорока московские! 

– Сейчас мы посмотрим, справятся ли наши покупатели с коробейниками и барышниками, хорошего ли товару купят.

– Кстати, а кто такие коробейники и барышники?

4. Работа с толковым словарём

  • коробейники – мелкий торговцы, разносчики, торговавшие по деревням разными товарами, необходимыми в крестьянском быту;
  • барышники – люди, занимающиеся перепродажей ради прибыли)
  • побасёнка, -и, ж. (разг.). Короткий, занимательный рассказ, анекдот, а также вообще выдумка, байка.

– Попробуйте из закличек и выкриков торговцев выписать глаголы в форме повелительного наклонения и обозначьте у них суффиксы (если есть) и окончания: 1 вариант – в форме множественного числа, 2 вариант – в форме единственного числа.

Вы поверьте мне, друзья: 
Без обману здесь нельзя. 
Бросьте, не спорьте, покупайте, 
Время даром не теряйте!

Не держи язык за зубами, 
Покупай пироги с грибами.
Уж потешь меня, дружок,
Скушай этот пирожок!

Становитесь в ряд, 
Забирайте всё подряд!

Люди, подходите-ка!
Платки поглядите-ка!

Мои куклы разбирай-ка! 
Детям радость доставляй-ка!

Сами мы – рязанские!
Сельди – астраханские!
Налетай – покупай,
Выбирай – забирай!

5. Редактирование текста

а) – А что это там народ собрался? Оказывается, в большом дощатом балагане скоморохи представление дают, конкурсы устраивают, а чуть подальше уже скрипят карусели.

– Послушайте побасёнки, которые звучали на ярмарках.

Принесёте за меня дрова,
Раздобудете за меня спички,
Растопите за меня печь,
А погреюсь я сам.

– Эй, хозяйка! Сваришь суп из топора?
– Хорошо, сварю!
– Да гуся-то прихватишь?
– А это зачем?
– А то топор не разварится.

– А теперь замените в побасёнках, где необходимо, глаголы одного наклонения глаголами в форме повелительного.
– Глаголы какого наклонения нужно заменить?
– На что указывают глаголы в форме изъявительного наклонения?
– Укажите морфологические признаки этих глаголов.
– Запишите побасёнки, отредактировав текст.
– Укажите морфологические признаки глаголов в форме повелительного наклонения.

6. Физкультминутка.

7. Конкурс знатоков пословиц

а) – А на другом конце ярмарки собрались знатоки пословиц, и мы среди них.

– Ваша задача – собрать пословицу. Я читаю её начало, вы же должны выбрать вторую часть из предложенных на слайде. Не забудьте вставить пропущенные буквы.

На базар едете – 
Семь раз отмерьте – 
На чьём возу сидишь,

а правду реж?.
с с…бою цены (не) везите.
один раз отреж?те.
ту и песню пой.

– Глаголы в форме каких наклонений используется в пословицах?
– Докажите это графически, обозначив окончания и суффиксы глаголов (если есть).
– Отражают ли как-нибудь данные пословицы дух ярмарки?

б) Самопроверка.

в) Организация индивидуальной работы.
У подмостков, где смешат народ клоуны, остановились наши ребята. Они будут работать самостоятельно

 4. Обобщение и систематизация изученного материала

1. Тестирование.

– Разноголосый гул стоит на ярмарке. Многое здесь можно увидеть и услышать.
– А нам пора подводить итоги. Сейчас мы посмотрим, кто из вас выгодно купил товар. Максимальное количество купленного – 14 баллов. Работаем с тестом.

1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:

а) которые происходили, происходят или будут происходить;
б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
в) которые могут происходить при определённых условиях.

2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются

а) по временам, числам, лицам или родам;
б) по числам и родам;
в) по числам.

3) Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения?

а) отрежете 
б) отрежьте
в) напишите 
г) напишете
д) продаёте
е) продайте

4) В каких глаголах окончание -те?

а) Как вы это терп…те? 
б) Крикн…те погромче!
в) Умолкн…те хоть на минутку!
г) Пока не умолкн…те, я ничего не скажу.

5) Это глаголы (см. № 4) какого наклонения?

а) изъявительного,
б) условного,
в) повелительного.

6) В каких глаголах пишется ь?

а) не эконом…те
б) не удержит…ся
в) поклониш…ся 
г) намаж…те

7. В каких предложениях допущена ошибка в написании глагола?

а) Вы бродете по ярмарочным рядам.
б) Проходити, налетайти, мои куклы покупайте!
в) Отрежте мне кусочек пирога.
г) Заплатите за товар, будет у меня навар.

2. Беседа с учащимися:

– Каково значение глаголов в повелительном наклонении?
– При помощи каких суффиксов образуются эти глаголы?
– В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении?
– Что вы знаете о правописании ь в глаголах повелительного наклонения?

5. Подведение итогов урока.

ü Что вы узнали из нашего путешествия по ярмарке?

ü С чем познакомились?

ü Понравилось ли вам наше путешествие?

Выставление оценок.

6. Домашнее задание: Век живи, век учись!»

  (составить указ короля, используя глаголы повелительного наклонения. (10 пунктов)).