Тема урока: Глаголы в форме повелительного наклонения
Цели урока:
Оборудование:
Технологии: уровневая дифференциация, ИКТ
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы, цели и задач урока
– Эпиграф нашего сегодняшнего
урока: «Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!».
– Как вы думаете, могут ли эти слова К. Д. Ушинского подсказать вам тему урока?
– Верно, тема урока «Глаголы в форме повелительного наклонения». Вчера мы
познакомились с тем, как образуются такие глаголы, каковы особенности их
правописания, в чём их отличие от глаголов в форме изъявительного и условного
наклонений. Сегодня наша задача – закрепить полученные знания на практике.
– Вот уже несколько дней мы гостим в сказочной стране Глаголия.
– Сегодня король Глагол
пригласил нас принять участие в весёлой ярмарке.
– Результатом нашего путешествия по ярмарочным рядам станет домашнее сочинение
«Но где же пересказать всё то, что было на той ярмарке!» с использованием
глаголов в форме повелительного наклонения
– Итак, добро пожаловать на весёлую ярмарку в стране Глаголии.
2. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель. Знаете
ли вы, ребята, откуда пришло к нам слово «ярмарка»?
Оказывается, пришло оно из немецкого языка. Если присмотреться внимательно к
слову, то можно увидеть в нём две частички: «яр» – то есть «год» и «маркт» –
«торг», «рынок», «базар». Что же получилось? Ежегодный торг, базар. А что вам
известно о ярмарках, проводившихся на Руси?
1.
Ярмарки в России проводились в разное время года.
Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода.
Многоголосая, пёстрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами
торгующих, музыкой и песнями цыганских хоров.
Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты.
Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов, по-особому зазывали, или закликали, народ.
Чего только здесь не было!
Флаг поднят, ярмарка открыта.
Недаром площадь вся покрыта;
Глядят из лавок кушаки,
И разноцветные платки,
И разноцветная серпянка;
Тут груды чашек и горшков,
Корчаг, бочонков, кувшинов;
Там – лыки, вёдра и ушаты,
Лотки, подойники, лопаты…–
писал русский поэт И. Никитин.
2. Фронтальный опрос
Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево – лавки с товаром!
Гляньте направо – веселье даром!
– Глаголы в форме какого
наклонения вы услышали в этой закличке?
– Что вы знаете об их образовании и особенностях правописания?
– Какими по цели высказывания будут предложения, в которых употреблены глаголы
в форме повелительного наклонения? Почему?
3. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале.
Учитель: Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, говор, смех, веселье. А уж без музыки на ярмарке никак нельзя.
Звучит отрывок из песни Валерия Леонтьева «Ярмарка», и представьте, как «заходила, зашевелилась, загудела весёлая ярмарка».
1. Творческий диктант
– Перед вами глаголы в форме
изъявительного наклонения.
Передайте действия людей, продающих или покупающих товар, веселящих или
пришедших повеселиться, глаголами в форме повелительного наклонения:
Обозначьте у глаголов суффикс (если есть) и окончание.
Покупают, продают, предлагают, спорят, зазывают, веселятся, позабавят, едят, торгуются, прибавят, смеются, положат.
2. Конкурс на лучшее предложение
– С одним из глаголов составить предложение о ярмарке и выполнить его синтаксический разбор.
3. Выборочно-распределительный диктант
– Вот мы подошли к торговым рядам. Чего здесь только не продают! Свистульки филимоновские, кружева вологодские, посуду хохломскую и гжельскую, игрушку дымковскую, пряники тульские, окорока московские!
– Сейчас мы посмотрим, справятся ли наши покупатели с коробейниками и барышниками, хорошего ли товару купят.
– Кстати, а кто такие коробейники и барышники?
4. Работа с толковым словарём
– Попробуйте из закличек и выкриков торговцев выписать глаголы в форме повелительного наклонения и обозначьте у них суффиксы (если есть) и окончания: 1 вариант – в форме множественного числа, 2 вариант – в форме единственного числа.
Вы поверьте мне, друзья:
Без обману здесь нельзя.
Бросьте, не спорьте, покупайте,
Время даром не теряйте!
Не держи язык за зубами,
Покупай пироги с грибами.
Уж потешь меня, дружок,
Скушай этот пирожок!
Становитесь в ряд,
Забирайте всё подряд!
Люди, подходите-ка!
Платки поглядите-ка!
Мои куклы разбирай-ка!
Детям радость доставляй-ка!
Сами мы – рязанские!
Сельди – астраханские!
Налетай – покупай,
Выбирай – забирай!
5. Редактирование текста
а) – А что это там народ собрался? Оказывается, в большом дощатом балагане скоморохи представление дают, конкурсы устраивают, а чуть подальше уже скрипят карусели.
– Послушайте побасёнки, которые звучали на ярмарках.
Принесёте за меня дрова,
Раздобудете за меня спички,
Растопите за меня печь,
А погреюсь я сам.
– Эй, хозяйка! Сваришь суп из
топора?
– Хорошо, сварю!
– Да гуся-то прихватишь?
– А это зачем?
– А то топор не разварится.
– А теперь замените в
побасёнках, где необходимо, глаголы одного наклонения глаголами в форме
повелительного.
– Глаголы какого наклонения нужно заменить?
– На что указывают глаголы в форме изъявительного наклонения?
– Укажите морфологические признаки этих глаголов.
– Запишите побасёнки, отредактировав текст.
– Укажите морфологические признаки глаголов в форме повелительного наклонения.
6. Физкультминутка.
7. Конкурс знатоков пословиц
а) – А на другом конце ярмарки собрались знатоки пословиц, и мы среди них.
– Ваша задача – собрать пословицу. Я читаю её начало, вы же должны выбрать вторую часть из предложенных на слайде. Не забудьте вставить пропущенные буквы.
На базар едете – |
а правду реж?. |
– Глаголы в форме каких
наклонений используется в пословицах?
– Докажите это графически, обозначив окончания и суффиксы глаголов (если есть).
– Отражают ли как-нибудь данные пословицы дух ярмарки?
б) Самопроверка.
в) Организация индивидуальной
работы.
У подмостков, где смешат народ клоуны, остановились наши ребята. Они будут
работать самостоятельно
4. Обобщение и систематизация изученного материала
1. Тестирование.
– Разноголосый гул стоит на ярмарке. Многое здесь можно увидеть и
услышать.
– А нам пора подводить итоги. Сейчас мы посмотрим, кто из вас выгодно купил
товар. Максимальное количество купленного – 14 баллов. Работаем с тестом.
1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:
а) которые происходили,
происходят или будут происходить;
б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
в) которые могут происходить при определённых условиях.
2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются
а) по временам, числам, лицам
или родам;
б) по числам и родам;
в) по числам.
3) Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения?
а) отрежете
б) отрежьте
в) напишите
г) напишете
д) продаёте
е) продайте
4) В каких глаголах окончание -те?
а) Как вы это терп…те?
б) Крикн…те погромче!
в) Умолкн…те хоть на минутку!
г) Пока не умолкн…те, я ничего не скажу.
5) Это глаголы (см. № 4) какого наклонения?
а) изъявительного,
б) условного,
в) повелительного.
6) В каких глаголах пишется ь?
а) не эконом…те
б) не удержит…ся
в) поклониш…ся
г) намаж…те
7. В каких предложениях допущена ошибка в написании глагола?
а) Вы бродете по ярмарочным
рядам.
б) Проходити, налетайти, мои куклы покупайте!
в) Отрежте мне кусочек пирога.
г) Заплатите за товар, будет у меня навар.
2. Беседа с учащимися:
– Каково значение глаголов в
повелительном наклонении?
– При помощи каких суффиксов образуются эти глаголы?
– В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении?
– Что вы знаете о правописании ь в глаголах повелительного наклонения?
5. Подведение итогов урока.
ü Что вы узнали из нашего путешествия по ярмарке?
ü С чем познакомились?
ü Понравилось ли вам наше путешествие?
Выставление оценок.
6. Домашнее задание: Век живи, век учись!»
(составить указ короля, используя глаголы повелительного наклонения. (10 пунктов)).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.