Конспект урока "Различение частиц НЕ и НИ на письме".7 класс.
Оценка 4.8

Конспект урока "Различение частиц НЕ и НИ на письме".7 класс.

Оценка 4.8
doc
29.05.2021
Конспект урока  "Различение частиц НЕ и НИ на письме".7 класс.
Различение на письме частиц НЕ и НИ.doc

Конспект урока в 7 классе "Различение частиц не и ни" (1 слайд)


Тип урока: повторительно - обобщающий

Предметный результат:

Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания.

Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.

 

Метапредметный  результат: обучающиеся должны владеть приёмами отбора материала на  определённую тему, уметь вести самостоятельный

поиск информации, её анализ и отбор; определять цели предстоящей

учебной деятельности, ( индивидуальной и коллективной ), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их;

Оборудование: фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, тестовые задания, компьютер с презентацией учебного материала.

           ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята!  Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.

- Итак, какова тема урока? (Различение отрицательных  частиц НЕ и НИ)

2. Подготовка к обобщению понятий, правил:

Учитель: 1) Давайте вспомним правила употребления не и ни:

                         В каких случаях пишется не?

               Когда употребляется ни?

         2). А теперь проверим, как вы усвоили эти правила

 

     3. Практическая работа с раздаточным материалом (тест)

 

1.     Найдите предложения, которым частица не придаёт положительный смысл.

А. Ветер не утихал.

Б. Я не мог не ответить на это письмо.

В. Где он только не бывал!

Г. Где он не бывал, так это на Кавказе.

2.   В каких предложениях частица ни служит для выражения       утверждения?

      А. Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.

      Б. Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.

      В. Дождь не прекращался ни на час.

      Г. В воздухе ни звуков, ни движения.

3.    В каких предложениях не – частица?

      А. Трава (не)скошена.

      Б. Это было письмо, (не)прочитанное мною.

      В. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.

      Г. Дневник (не)был заполнен.

4.  Найдите предложения, в которых частица не служит для отрицания.

     А. Товарищ не мог не помочь мне.

     Б. Когда я не зайду к нему, он беспокоится и звонит.

     В. Я никак не мог определить, откуда доносится шум.

     Г. Какой же русский не любит быстрой езды!

 

 Учитель: Проверим, как вы справились с тестом. (2 слайд)

 

4) Выборочный диктант (задание: выписать устойчивые сочетания с частицами)

                Светило солнце в вышине
                Ни бледно и ни ярко.
                И в результате было мне
                Ни холодно ни жарко.

                К доске я вышел отвечать,
                Стоял я перед классом.
                Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
                Ни рыба и ни мясо.

- Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали?

               Проверьте  себя (3 слайд)

Назовите ещё устойчивые сочетания с не и ни, которые вы знаете (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)

- Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?

- Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Одна из таких традиций – празднование Масленицы.

- Что вы знаете об этом празднике?

Рассмотрите цветную вклейку учебника № 15. (4 слайд)  Придумайте предложение, описывающее данную иллюстрацию, и постарайтесь употребить в нём частицу не или ни.

           Разбор предложений у доски:

А) Не морозами, не метелями славится Масленица, а вкусными блинами,  играми и забавами, пришедшими к нам из далёких веков, и неожиданными чудесами.

Б) На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.

5. Физкультминутка: (отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы):

Вы сегодня не устали?

Сели - встали, сели - встали!

Вам неймётся на уроке?

Так уприте руки в боки!

Поворот туда-сюда!

Не болят ваши бока?

Вы не дёргайтесь, не надо!

Расслаблять нам руки надо!

Никогда не бойтесь сами

Вы подпрыгивать с хлопками!

Ни слова, ни жеста, ни взгляда!

Мы делаем вдох – выдыхаем!

    - Сколько частиц встретилось?   8: 5 не, 3 ни.

6. Работа с текстом.

- Возьмите карточку. Прочитайте текст.

Словарная работа : маска  (5 слайд)

- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

- Какое устойчивое сочетание вы встретили?

- Что оно обозначает?

7. Самостоятельная работа.  У каждого на парте – таблица-подсказка, выполненная ранее.

Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.

Различение НЕ и НИ

НЕ

НИ

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный.

(Не выучил- выучил)

Если опустить частицу, смысл не изменится.

(Его не остановят ни горы ни реки. - Его не остановят горы, реки)

В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест.)

Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…, куда ни…, о чём ни…, где ни…

С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д.)

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.)

 

Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.

Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.

Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку № 3

Карточка № 5

- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.

Карточка № 4

- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 3

- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком - таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

Проверка самостоятельной работы по группам.

- Какие трудности вам встретились при выполнении этой работы?

 -Какие вопросы по теме хотели бы повторить, уяснить глубже?

8. Подведение итогов :

Учитель: Итак, подведём итог урока.

   Как оцениваете выполненные вами задание? Испытывали ли трудности?  Почему?

   А кто остался доволен своей работой?  Попробуем сформулировать то, о чём говорили  на уроке. Что мы делали на уроке и зачем? (Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ, но и побывали на праздновании Масленицы, заглянули в мастерскую чешского мастера, узнали о происхождении слова «маска».)

  Как проходила наша работа? Проанализируйте свои знания: если остались какие-то вопросы, что-то неясно, оставьте у доски для меня сигнал в виде «?», если же вам теперь всё понятно, оставьте «!»(7 слайд)

Домашнее задание: по выбору обучающихся

1) составить тест из двух вопросов на различение частиц «не» и «ни»;

2) составить словарный диктант по изученной орфограмме (10-15примеров);

3) Упр. 440 (учебник)


Конспект урока в 7 классе "Различение частиц не и ни" (1 слайд)

Конспект урока в 7 классе "Различение частиц не и ни" (1 слайд)

А теперь проверим, как вы усвоили эти правила 3

А теперь проверим, как вы усвоили эти правила 3

Назовите ещё устойчивые сочетания с не и ни , которые вы знаете (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни…

Назовите ещё устойчивые сочетания с не и ни , которые вы знаете (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни…

Словарная работа : маска (5 слайд) -

Словарная работа : маска (5 слайд) -

Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку № 3

Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку № 3

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! ( простое восклицательное предложение)

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! ( простое восклицательное предложение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021