Тип урока: повторительно - обобщающий
Предметный результат:
Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания.
Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.
Метапредметный результат: обучающиеся должны владеть приёмами отбора материала на определённую тему, уметь вести самостоятельный
поиск информации, её анализ и отбор; определять цели предстоящей
учебной деятельности, ( индивидуальной и коллективной ), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их;
Оборудование: фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, тестовые задания, компьютер с презентацией учебного материала.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.
НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.
- Итак, какова тема урока? (Различение отрицательных частиц НЕ и НИ)
2. Подготовка к обобщению понятий, правил:
Учитель: 1) Давайте вспомним правила употребления не и ни:
В каких случаях пишется не?
Когда употребляется ни?
2). А теперь проверим, как вы усвоили эти правила
3. Практическая работа с раздаточным материалом (тест)
1. Найдите предложения, которым частица не придаёт положительный смысл.
А. Ветер не утихал.
Б. Я не мог не ответить на это письмо.
В. Где он только не бывал!
Г. Где он не бывал, так это на Кавказе.
2. В каких предложениях частица ни служит для выражения утверждения?
А. Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.
Б. Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.
В. Дождь не прекращался ни на час.
Г. В воздухе ни звуков, ни движения.
3. В каких предложениях не – частица?
А. Трава (не)скошена.
Б. Это было письмо, (не)прочитанное мною.
В. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.
Г. Дневник (не)был заполнен.
4. Найдите предложения, в которых частица не служит для отрицания.
А. Товарищ не мог не помочь мне.
Б. Когда я не зайду к нему, он беспокоится и звонит.
В. Я никак не мог определить, откуда доносится шум.
Г. Какой же русский не любит быстрой езды!
Учитель: Проверим, как вы справились с тестом. (2 слайд)
4) Выборочный диктант (задание: выписать устойчивые сочетания с частицами)
Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.
- Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали?
Проверьте себя (3 слайд)
Назовите ещё устойчивые сочетания с не и ни, которые вы знаете (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)
- Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?
- Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Одна из таких традиций – празднование Масленицы.
- Что вы знаете об этом празднике?
Рассмотрите цветную вклейку учебника № 15. (4 слайд) Придумайте предложение, описывающее данную иллюстрацию, и постарайтесь употребить в нём частицу не или ни.
Разбор предложений у доски:
А) Не морозами, не метелями славится Масленица, а вкусными блинами, играми и забавами, пришедшими к нам из далёких веков, и неожиданными чудесами.
Б) На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.
5. Физкультминутка: (отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы):
Вы сегодня не устали?
Сели - встали, сели - встали!
Вам неймётся на уроке?
Так уприте руки в боки!
Поворот туда-сюда!
Не болят ваши бока?
Вы не дёргайтесь, не надо!
Расслаблять нам руки надо!
Никогда не бойтесь сами
Вы подпрыгивать с хлопками!
Ни слова, ни жеста, ни взгляда!
Мы делаем вдох – выдыхаем!
- Сколько частиц встретилось? 8: 5 не, 3 ни.
6. Работа с текстом.
- Возьмите карточку. Прочитайте текст.
Словарная работа : маска (5 слайд)
- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.
- Какое устойчивое сочетание вы встретили?
- Что оно обозначает?
7. Самостоятельная работа. У каждого на парте – таблица-подсказка, выполненная ранее.
Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.
Различение НЕ и НИ
НЕ |
НИ |
Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный. (Не выучил- выучил) |
Если опустить частицу, смысл не изменится. (Его не остановят ни горы ни реки. - Его не остановят горы, реки) |
В вопросительных и восклицательных предложениях. (Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) |
В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла. (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест.) Придаточная часть начинается словами Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…, куда ни…, о чём ни…, где ни… С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. ) |
В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т. д.) |
В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.) |
Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.
Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.
Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку № 3
Карточка № 5
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.
Карточка № 4
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
Карточка № 3
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком - таблицей и подсказками.
Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.
Проверка самостоятельной работы по группам.
- Какие трудности вам встретились при выполнении этой работы?
-Какие вопросы по теме хотели бы повторить, уяснить глубже?
8. Подведение итогов :
Учитель: Итак, подведём итог урока.
Как оцениваете выполненные вами задание? Испытывали ли трудности? Почему?
А кто остался доволен своей работой? Попробуем сформулировать то, о чём говорили на уроке. Что мы делали на уроке и зачем? (Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ, но и побывали на праздновании Масленицы, заглянули в мастерскую чешского мастера, узнали о происхождении слова «маска».)
Как проходила наша работа? Проанализируйте свои знания: если остались какие-то вопросы, что-то неясно, оставьте у доски для меня сигнал в виде «?», если же вам теперь всё понятно, оставьте «!»(7 слайд)
Домашнее задание: по выбору обучающихся
1) составить тест из двух вопросов на различение частиц «не» и «ни»;
2) составить словарный диктант по изученной орфограмме (10-15примеров);
3) Упр. 440 (учебник)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.