Конспект урока словесности 6 кл
Тип урока – комбинированный; форма – дидактическая игра.
Цель – учиться анализировать художественный текст, составлять собственный поэтический и прозаический текст на заданную тему.
Задачи:
1)
Учебные: - закрепить навык анализа текста;
- научить составлять устный и письменный ответ на
заданную тему;
2)
Развивающие: - развивать умение наблюдать
лингвистический материал;
- обогащать словарный запас;
- развивать воображение.
3)
Воспитательные: - прививать уважение к родному
языку, любовь к нему;
- прививать любовь к природе.
Оборудование: - раздаточный материал с текстом ;
- компьютер и мультимедия.
Ход урока
1)Орг.момент;
2) Актуализация знаний;
3) Работа с худож. текстом;
4) Работа с фото;
5) Интеллектуальная игра;
6) Творческая работа;
7) Устная работа;
8) Рефлексия, Д/з.
1)Орг.момент: Здравствуйте, ребята! Рада всех вас видеть. Прошу вас разделиться на 3 группы. (Детям раздаются карточки – жребий с 3 разными рисунками: снеговик, снежинка, елка). Приготовьте ручки, цв.карандаши, тетради.
2)Актуализация знаний:
Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Чтоб узнать, чем мы будем
заниматься, разгадайте одно слово, которое входит в тему нашего урока.
Напишите приставку слова склеить (С-), корень слова ловить (ЛОВ-), суффикс
слова чудеса (ЕС), суффикс слова длинный (Н), и добавьте к этому суффикс слова
радость (ОСТЬ). Что у вас получилось? (СЛОВЕСНОСТЬ).
Сегодня у нас урок словесности (записываем тему).
Исходя из этого, как вы думаете чем мы с вами будем заниматься?
- Работать с текстом, анализировать
его.
- Изучать новые слова;
- Будем учиться составлять устную речь.
В преддверии праздника у нас будет не обычный урок, а игровой, догадайтесь, с чем будет связана игра? (С новым годом)
3)Работа с худ.текстом:
Сейчас мы приступим к первому заданию
– анализу тектса.
Ребята, прочитайте текст, который лежит у вас на партах, читаем по предложению
по очереди. Попытайтесь представить себе то, о чем говорится в нем.
Отшумели, отсверкали новогодние праздники. Но ещё живы воспоминания о том, как все мы, кто раньше, кто позже, начинали жить предвкушением праздника и с нетерпением ожидали того вечера, когда с жаром доставались из шкафа в передней запылённые картонные коробки из-под старых шляп. Стиралась с них тряпкой пыль и открывались крышки. Из коробок весело выглядывал какой-то особенный мир – мир праздников. Тускло поблескивали перепутанные между собой серебряные и золотые нити «дождя», ёлочной канители. Будто сказочные расписные яблоки, лежали укутанные в вату разноцветные шары. А как хороши были ватные зайчики, белки, мишки! Как празднично сверкали усеянные блёстками звёзды!
-Что вы себе представляли?
- Итак, ребята какова основная тема текста? (Воспоминания о предвкушении праздника).
-Какова его идея? (Погрузить читателя в атмосферу
предновогодней суеты).
- Каким настроением проникнут текст? (вначале немного грустным, т.к. автор
вспоминает прошедши праздники, а затем настроение повышается, мы видим
восхищение, восторг).
- Что в тексте нам помогает понять настроение автора?
(изобразительно-выразительные средства).
Работаем в группах, ищем различные тропы в тексте(текст поделен на 3 части),
подчеркиваем их разными цветами. На работу вам дается 3 минуты.
1 группа: Отшумели, отсверкали новогодние праздники. Но ещё живы воспоминания о том, как все мы, кто раньше, кто позже, начинали жить предвкушением праздника и с нетерпением ожидали того вечера, когда с жаром доставались из шкафа в передней запылённые картонные коробки из-под старых шляп.
2 группа: Стиралась с них тряпкой пыль и открывались крышки. Из коробок весело выглядывал какой-то особенный мир – мир праздников. Тускло поблескивали перепутанные между собой серебряные и золотые нити «дождя», ёлочной канители.
3 группа: Будто сказочные расписные яблоки, лежали укутанные в вату разноцветные шары. А как хороши были ватные зайчики, белки, мишки! Как празднично сверкали усеянные блёстками звёзды!
(фразеологизм: живы воспоминания; эпитеты: особенный мир, сказочные яблоки…; метафора: мир праздников; сравнения: будто сказочные расписные яблоки; риторич.восклицания).
Читает один ученик из группы по одному тропу по очереди.
-Какие слова в тексте привлекли ваше внимание и почему?
- Вам известно слово КАНИТЕЛЬ? Что это? (ответы детей)
- Запишем слово в наш словарик.
Словарная работа:
Слово |
Этимология |
Значение |
Запоминалка |
КАНИТЕ /ЛЬ (корень- канитель), однокоренные слова: Канительный, канительщик |
Латинское – canna (тростник, плетеные изделия из тростника) |
Тонкая металлическая нить, предназначенная для рукоделия. |
Нарядим мы ель богато, канителью синеватой. |
А вы слышали выражение «тянуть канитель»? Что оно означает? (ответы детей).
Дословно канитель переводится как металлическая нить. В русском же понимании канитель – это очень тонкая металлическая проволока, которая произведена из золота или серебра.
Применяется этот материал в основном в рукоделии для вышивания по бархату, сафьяну или сукну. Работа требовала особой внимательности и являлась довольно кропотливой и утомительной. Кроме всего этого, вышиванием канителью могли заниматься только те люди, которые отличались хорошим глазомером и точностью в движениях. Не смотря на дороговизну и эффектность вышивки канителью, занятие это довольно долгое и изнурительное. Однако производство данного материала куда продолжительнее.
Для изготовления канители, металл нагревали до максимальной точки накаливания и вооружившись специальными клещами начинали аккуратно и с большой осторожностью вытягивать в проволоку. После того, когда металл остывал, его нагревали и снова вытягивали в проволоку, но уже более тонкого диаметра. Процесс вытягивания продолжается до тех пор пока проволока не превратиться в тонкую нить. Затем металлическую нить, диаметр которой составляет всего лишь пару миллиметров начинают скручивать в тонкую и достаточно плотную пружинку. В результате получается та самая канитель, которой в дальнейшем мастерицы вышивают свои шедевры. Так как процесс изготовления весьма долгий, однообразный и можно сказать нудный, в народе появилась фраза «тянуть канитель». Другими словами это выражение означает заниматься чем-то неинтересным, скучным, рутинным. На сегодняшний день данное выражение является достаточно распространенным и в основном применяется к тем лицам, которые не хотят работать.
- Ребята, чему сейчас с вами учились и что повторяли? (Мы анализировали текст, определяли его основную тему, искали тропы, узнали новое слово).
4)Работа с картинками:
Сейчас мы поработали с вами над текстом, который посвящен предвкушению праздников, радости и веселья. Но наша жизнь – это не сплошной праздник. Есть в ней и грустные минуты, также связанные и с праздником. Я наткнулась в интернете на эти фотографии (фото на слайде – выброшенные елки).
-Как бы вы назвали серию таких фотографий? («Выброшенная елка», «Праздник кончился», «Никому не нужна» и др.)
- Как вы оцениваете такой поступок? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.
-Попробуйте почувствовать себя «загубленной елкой». Посмотрите на мир людей ее глазами, выразите свои чувства. Обсудите в группах, подумайте 4 мин. (Выступление одного человека из группы).
-Ребята, а что же можно сделать с елкой после праздников? Чтобы она не была загублена? (Можно угостить свежей хвоей зверей в зоопрке, из хвои делают целебные настойки и отвары, косметические средства, из ствола дерева можно сделать с папой кормушку для птиц, различные поделки из коры и веточек.) Таким образом, елка не будет загублена, она может принести пользу.
-Ребята, чем мы с вами занимались? (Учились выстраивать свой ответ, аргументировать его, выражать свои чувства и эмоции с помощью слов).
5)Интеллектуальная игра:
Ребята, мы не будем думать о грустном, мы не будем губить деревья, мы будем их украшать. У вас на группу лежит листок в форме елочки, запишите на нем слово ЁЛКА в самом верху. Слева запишите слова, которые рифмуются со словом елка. Давайте вспомним, что такое РИФМА? (Рифма – это созвучие в окончании слов). А справа запишите слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. У вас на работу 2 мин.
(От группы один человек прочитывает слова, которые составили ребята. )
-Ребята, чем мы с вами занимались, выполняя это задание? (вспомнили, что такое рифма, подбирали рифму к слову и ассоциации к нему).
Творческое задание:
Сейчас мы с вами собрали рифмы и ассоциации к слову елка. А признаком каких
жанров литературы является рифма? (Поэтических). Сейчас ваша задача – составить
небольшое стих-ие, используя те рифмы и ассоциации, которые вы составили в
предыдущем задании. У вас на выполнение 4 мин.
По очереди выслушиваем представителя из группы.
- Ребята, это задание было интересным для вас? Оно было трудным?
- Чему вы учились, выполняя данное задание? (Составлять поэтический текст).
6)Творческое задание (составление слов и словосочетаний):
Сейчас мы попробуем сами составить прозаический мини-текст.
У русского писателя К.Г. Паустовского в повести «Мещерская сторона» есть
удивительные строки, посвященные символу Нового года:
«… Ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную листву, и всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной ёлки»
- Попробуйте передать слова ощущение человека, который находится внутри зажженной елки, или настроение самой новогодней елки. Запишите свои мысли на листок. Помните, что слова и предложения должны быть связными. У вас на работу 4 мин.
(Выступление по одному человеку от группы).
- Чему мы учились, выполняя это задание? (Составлять текст, передавать свои чувства с помощью слова).
7)Рефлексия:
-Ребята, что вам на уроке сегодня было интересно выполнять?
-Что нового вы узнали?
- Какие чувства у вас вызвал урок?
Чтобы у вас хорошо прошли новогодние праздники, я покажу вам маленький мультфильм. (Видеофрагмент)
8) Д/з:
Напишите свободное сочинение на тему «Как я провел Новый год» (не менее 1тетрадной страницы). А кому понравилось сочинять стихи, можете написать стихотворение, оценка за который будет поставлена и по литературе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.