Конспект урока развития речи по русскому языку
Оценка 4.7

Конспект урока развития речи по русскому языку

Оценка 4.7
docx
07.06.2024
Конспект урока развития речи по русскому языку
Урок развития речи 5-6 кл.docx

Конспект урока словесности 6 кл

Тип урока – комбинированный; форма – дидактическая игра.

Цель – учиться анализировать художественный текст, составлять собственный поэтический и прозаический текст на заданную тему.

Задачи:

1)                       Учебные:  - закрепить навык анализа текста;
                        - научить составлять устный и письменный ответ на заданную тему;
                       

2)                       Развивающие: - развивать умение наблюдать лингвистический материал;
                             - обогащать словарный запас;

                             - развивать воображение.

3)                       Воспитательные: - прививать уважение к родному языку, любовь к нему;
                                     - прививать любовь к природе.

 

Оборудование: - раздаточный материал с текстом ;
                              - компьютер и мультимедия.

 

Ход урока

1)Орг.момент;

2) Актуализация знаний;

3) Работа с худож. текстом;

4) Работа с фото;

5) Интеллектуальная игра;
6) Творческая работа;

7) Устная работа;

8) Рефлексия, Д/з.

 

1)Орг.момент: Здравствуйте, ребята! Рада всех вас видеть. Прошу вас разделиться на 3 группы. (Детям раздаются карточки – жребий с 3 разными рисунками: снеговик, снежинка, елка). Приготовьте ручки, цв.карандаши, тетради.

2)Актуализация знаний:
Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Чтоб узнать, чем мы будем заниматься, разгадайте одно слово, которое входит в тему нашего урока.
Напишите приставку слова склеить (С-), корень слова ловить (ЛОВ-), суффикс слова чудеса (ЕС), суффикс слова длинный (Н), и добавьте к этому суффикс слова радость (ОСТЬ). Что у вас получилось? (СЛОВЕСНОСТЬ).
Сегодня у нас урок словесности (записываем тему).


Исходя из этого, как вы думаете чем мы с вами будем заниматься?

 

- Работать с текстом, анализировать его.
- Изучать новые слова;
- Будем учиться составлять устную речь.

 

В преддверии праздника у нас будет не обычный урок, а игровой, догадайтесь, с чем будет связана игра? (С новым годом)

 

3)Работа с худ.текстом:

Сейчас мы приступим к первому заданию – анализу тектса.
Ребята, прочитайте текст, который лежит у вас на партах, читаем по предложению по очереди. Попытайтесь представить себе то, о чем говорится в нем.

 

Отшумели, отсверкали новогодние праздники. Но ещё живы воспоминания о том, как  все  мы, кто раньше, кто позже, начинали жить предвкушением праздника  и  с  нетерпением  ожидали того вечера, когда с жаром доставались  из  шкафа  в  передней   запылённые картонные коробки из-под старых шляп. Стиралась с них тряпкой пыль  и открывались крышки.  Из   коробок  весело выглядывал какой-то особенный  мир  –  мир праздников. Тускло поблескивали перепутанные между собой серебряные и золотые нити «дождя», ёлочной канители. Будто сказочные расписные яблоки, лежали укутанные в вату разноцветные  шары.  А  как  хороши  были  ватные  зайчики, белки, мишки!  Как празднично сверкали  усеянные  блёстками  звёзды!

-Что вы себе представляли?

- Итак, ребята какова основная тема текста? (Воспоминания о предвкушении праздника).

-Какова его идея? (Погрузить читателя в атмосферу предновогодней суеты).
- Каким настроением проникнут текст? (вначале немного грустным, т.к. автор вспоминает прошедши праздники, а затем настроение повышается, мы видим восхищение, восторг).

- Что в тексте нам  помогает понять настроение автора? (изобразительно-выразительные средства).
Работаем в группах, ищем различные тропы в тексте(текст поделен на 3 части), подчеркиваем их разными цветами. На работу вам дается 3 минуты.

1 группа: Отшумели, отсверкали новогодние праздники. Но ещё живы воспоминания о том, как  все  мы, кто раньше, кто позже, начинали жить предвкушением праздника  и  с  нетерпением  ожидали того вечера, когда с жаром доставались  из  шкафа  в  передней   запылённые картонные коробки из-под старых шляп.

2 группа: Стиралась с них тряпкой пыль  и открывались крышки.  Из   коробок  весело выглядывал какой-то особенный  мир  –  мир праздников. Тускло поблескивали перепутанные между собой серебряные и золотые нити «дождя», ёлочной канители.

3 группа: Будто сказочные расписные яблоки, лежали укутанные в вату разноцветные  шары.  А  как  хороши  были  ватные  зайчики, белки, мишки!  Как празднично сверкали  усеянные  блёстками  звёзды!

 

(фразеологизм: живы воспоминания; эпитеты: особенный мир, сказочные яблоки…; метафора: мир праздников; сравнения: будто сказочные расписные яблоки; риторич.восклицания).

Читает один ученик из группы по одному тропу по очереди.

-Какие слова в тексте привлекли ваше внимание и почему?

- Вам известно слово КАНИТЕЛЬ? Что это? (ответы детей)

- Запишем слово в наш словарик.
Словарная работа:

Слово

Этимология

Значение

Запоминалка

КАНИТЕ /ЛЬ

(корень- канитель), однокоренные слова: Канительный, канительщик

Латинское – canna (тростник, плетеные изделия из тростника)

Тонкая металлическая нить, предназначенная для рукоделия.

Нарядим мы ель богато, канителью синеватой.

 

А вы слышали выражение «тянуть канитель»? Что оно означает? (ответы детей).

Дословно канитель переводится как металлическая нить. В русском же понимании канитель – это очень тонкая металлическая проволока, которая произведена из золота или серебра.

Применяется этот материал в основном в рукоделии для вышивания по бархату, сафьяну или сукну. Работа требовала особой внимательности и являлась довольно кропотливой и утомительной. Кроме всего этого, вышиванием канителью могли заниматься только те люди, которые отличались хорошим глазомером и точностью в движениях. Не смотря на дороговизну и эффектность вышивки канителью, занятие это довольно долгое и изнурительное. Однако производство данного материала куда продолжительнее.

Для изготовления канители, металл нагревали до максимальной точки накаливания и вооружившись специальными клещами начинали аккуратно и с большой осторожностью вытягивать в проволоку. После того, когда металл остывал, его нагревали и снова вытягивали в проволоку, но уже более тонкого диаметра. Процесс вытягивания продолжается до тех пор пока проволока не превратиться в тонкую нить. Затем металлическую нить, диаметр которой составляет всего лишь пару миллиметров начинают скручивать в тонкую и достаточно плотную пружинку. В результате получается та самая канитель, которой в дальнейшем мастерицы вышивают свои шедевры. Так как процесс изготовления весьма долгий, однообразный и можно сказать нудный, в народе появилась фраза «тянуть канитель». Другими словами это выражение означает заниматься чем-то неинтересным, скучным, рутинным. На сегодняшний день данное выражение является достаточно распространенным и в основном применяется к тем лицам, которые не хотят работать.

- Ребята, чему сейчас с вами учились и что повторяли? (Мы анализировали текст, определяли его основную тему, искали тропы, узнали новое слово).

4)Работа с картинками:

Сейчас мы поработали с вами над текстом, который посвящен предвкушению праздников, радости и веселья. Но наша жизнь – это не сплошной праздник. Есть в ней и грустные минуты, также связанные и с праздником. Я наткнулась в интернете на эти фотографии (фото на слайде – выброшенные елки).

-Как бы вы назвали серию таких фотографий? («Выброшенная елка», «Праздник кончился», «Никому не нужна» и др.)

- Как вы оцениваете такой поступок? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

-Попробуйте почувствовать себя «загубленной елкой». Посмотрите на мир людей ее глазами, выразите свои чувства. Обсудите в группах, подумайте 4 мин. (Выступление одного человека из группы).

-Ребята, а что же можно сделать с елкой после праздников? Чтобы она не была загублена? (Можно угостить свежей хвоей зверей в зоопрке, из хвои делают целебные настойки и отвары, косметические средства, из ствола дерева можно сделать с папой кормушку для птиц, различные поделки из коры и веточек.) Таким образом, елка не будет загублена, она может принести пользу.

-Ребята, чем мы с вами занимались? (Учились выстраивать свой ответ, аргументировать его, выражать свои чувства и эмоции с помощью слов).

5)Интеллектуальная игра:

Ребята, мы не будем думать о грустном, мы не будем губить деревья, мы будем их украшать. У вас на группу лежит листок в форме елочки, запишите на нем слово ЁЛКА в самом верху. Слева запишите слова, которые рифмуются со словом елка. Давайте вспомним, что такое РИФМА? (Рифма – это созвучие в окончании слов). А справа запишите слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. У вас на работу 2 мин.

(От группы один человек прочитывает слова, которые составили ребята. )

-Ребята, чем мы с вами занимались, выполняя это задание? (вспомнили, что такое рифма, подбирали рифму к слову и ассоциации к нему).

 

Творческое задание:
Сейчас мы с вами собрали рифмы и ассоциации к слову елка. А признаком каких жанров литературы является рифма? (Поэтических). Сейчас ваша задача – составить небольшое стих-ие, используя те рифмы и ассоциации, которые вы составили в предыдущем задании. У вас на выполнение 4 мин.

По очереди выслушиваем представителя из группы.
- Ребята, это задание было интересным для вас? Оно было трудным?
- Чему вы учились, выполняя данное задание? (Составлять поэтический текст).

6)Творческое задание (составление слов и словосочетаний):

Сейчас мы попробуем сами составить прозаический мини-текст.
У русского писателя К.Г. Паустовского в повести «Мещерская сторона» есть удивительные строки, посвященные символу Нового года:

«… Ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную листву, и всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной ёлки»

- Попробуйте передать слова ощущение человека, который находится внутри зажженной елки, или настроение самой новогодней елки. Запишите свои мысли на листок. Помните, что слова и предложения должны быть связными. У вас на работу 4 мин.

(Выступление по одному человеку от группы).

- Чему мы учились, выполняя это задание? (Составлять текст, передавать свои чувства с помощью слова).

7)Рефлексия:

-Ребята, что вам на уроке сегодня было интересно выполнять?

-Что нового вы узнали?

- Какие чувства у вас вызвал урок?

Чтобы у вас хорошо прошли новогодние праздники, я покажу вам маленький мультфильм. (Видеофрагмент)

8) Д/з:

Напишите свободное сочинение на тему «Как я провел Новый год» (не менее 1тетрадной страницы). А кому понравилось сочинять стихи, можете написать стихотворение, оценка за который будет поставлена и по литературе.


 

Конспект урока словесности 6 кл

Конспект урока словесности 6 кл

Отшумели, отсверкали новогодние праздники

Отшумели, отсверкали новогодние праздники

Однако производство данного материала куда продолжительнее

Однако производство данного материала куда продолжительнее

Сейчас мы попробуем сами составить прозаический мини-текст

Сейчас мы попробуем сами составить прозаический мини-текст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024