Методическая разработка урока физической культуры в 5 классе (введение и реализация ФГОС ООО)
Раздел программы: лёгкая атлетика.
Тема: совершенствование техники метания теннисного мяча с места по горизонтальной и вертикальной мишени с расстояния 4-8 метров.
Вид урока по деятельностной направленности и целеполаганию: уроки «открытия» нового знания
с образовательно-обучающей направленностью.
Цели урока:
ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
- организовать деятельность учащихся по изучению и совершенствованию двигательных действий (совершенствование техники метания различными способами);
- обеспечить закрепление основных предметных понятий (виды, способы и техника метания);
- обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях (игровые моменты, применение метания в жизненных ситуациях);
- организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов деятельности.
ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ:
Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
Актуализировать личностный смысл, помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала.
Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект.
Цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной
Обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:
Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.
Материально- техническое оснащение: теннисные мячи 10 штук, обручи 5 штук (для горизонтальных мишеней), вертикальные мишени (нарисованы на стене зала), волейбольный мяч, свисток, музыкальный центр, аудио записи мелодий детских песен.
Этап урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
общие методические указания |
1.Организационный момент (3-4 минуты) |
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
|
Команды на построение и расчёт по порядку. Приветствие. |
Построение в шеренгу, расчёт, приветствие. |
Команды:
«Становись!», «Равняйсь! Смирно!», « По порядку рассчитайсь!» |
2.Основная часть урока. (30-26 минут) Актуализация знаний, систематизация ранее полученных знаний. Частичная проверка Д/з
Начало целеполагания, построение плана освоения задачи урока |
Личностные УУД (смыслообразование) Коммуникатив ные УУД ( умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Познавательные УУД (находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.) Регулятивные УУД Определять проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической
|
Диалог -Какой спортивный инвентарь находится у меня в кармане? -В каких играх используется? -Что вы знаете о теннисном мяче, о теннисе как виде спорта? - На какие виды делится теннис? -Для чего мы можем применить теннисный мяч на уроке физкультуры? -Какие виды метания вы знаете?
-Мы в спортивном зале. Какой вид метания применим в спортивном зале? -Для чего нужно уметь метать в цель? (дополнение к ответам обучающихся: координация, глазомер, меткость)
|
Предположения обучающихся (теннисный мяч)
- Теннис, лапта Проверка Д/з (общие сведения о теннисном мяче, история появления тенниса)
-Настольный, Большой теннис.
Предположения обучающихся (в общем: метание, лапта)
-Метание на дальность; в цель горизонтальную и вертикальную
- В цель горизонтальную и вертикальную на небольшом расстоянии. Предположения обучающихся.
|
Корректировать ответы обучающихся с привлечением других обучающихся. |
Самоопределение к деятельности. |
Регулятивные УУД Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической Коммуникатив ные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Регулятивные УУД (планировать деятельность в учебной ситуации)
Личностные УУД (смыслообразование) Регулятивные УУД (планирование деятельности, освоение новых видов деятельности)
Познавательные УУД (логическое решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений) Регулятивные УУД (работать по плану, сверяясь с целью.) Личностные УУД (аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности)
Коммуникатив ные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Организовывать работу в группах)
|
- Исходя из выше сказанного, сформулируйте основную ЦЕЛЬ урока? - Где мы можем применить умение точно попадать в цель
-Что нужно для совершенствования техники метания?
- Мышцы, каких частей тела активно участвуют при выполнении метания?
- Молодцы! -В какой последовательности мы будем достигать своей цели, составьте план нашей работы для достижения цели урока?
Деление на группы любым способом (в группе от 3до 5 обучающихся)
Общее задание для всех групп. Задание: придумать по два упражнения для «разогрева» мышц плечевого пояса, рук, спины. Упражнение объяснить и продемонстрировать под счёт. Проверка выполнения задания.
Разминка с использованием ранее придуманных упражнений обучающихся. (Приложение 1)
Метание Деление на группы любым способом (в группе от 3-5 обучающихся)
-Попробуем попасть в горизонтальную цель
-Все попали? -Что нужно для того, чтобы попасть?
-Вспомните, как держат мяч при метании. Объяснение и демонстрация техники метания. Давайте вспомним ТБ при выполнении метания.
-Метание по вертикальной мишени, стоя лицом по направлению метания. - Метание в горизонтальную мишень, стоя боком по направлению метания.
Игровой момент. Игра «Меткий стрелок» |
Предположения обучающихся (Совершенствование техники метания теннисного мяча в цель) Предположения обучающихся.
-Мячи. Цели для метания. -Подготовить свой организм для выполнения метания, провести разминку.
Предположения обучающихся. ( мышцы плечевого пояса, рук, спины)
-Разминка, повторение и совершенствование техники метания, метание.
Делятся и работают в группах.
Выявляется лидер группы (самостоятельно самой группой). Группа придумывает и обсуждает упражнение (5-6 минут) .
Лидер, вместе со своей группой, объясняет, показывает упражнение (3-4 повтора), считает. Остальные обучающиеся выявляют ошибки на всех этапах демонстрации упражнения.
Разминку для всех начинает один обучающийся по желанию, далее лидеры групп по очереди показывают упражнения для всего класса. (5-6 повторов).
Несколько обучающихся произвольно выполняют метание. -Нет. -Знать технику метания
Демонстрируют, как держат мяч.
Ответы обучающихся
Обучающиеся выполняют метания в горизонтальную и вертикальную мишень по команде учителя с соблюдением ТБ.
Обучающиеся делятся на две команды, выстраиваются в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6-8 метров, выполняют метание по волейбольному мячу. Игроки команды, которая быстрее попадёт в мяч, получают 1 очко. |
Использовать музыкальное сопровождение.
Стремиться к тому, чтобы все обучающиеся участвовали в выполнении задания. Исправить ошибки в выполнении упражнения, корректировать ответы обучающихся. В случае повтора упражнения группой даётся время на замену упражнения Использовать музыкальное сопровождение.
Горизонтальной мишенью служит обруч на расстоянии 4-8 метров от метающих.
Исправить ошибки при показе.
Группы могут метать различными способами по заданию учителя.
Использовать музыкальное сопровождение.
Во время игры по команде учителя меняются способы метания |
3.Заключительная часть урока. Рефлексия(12-15 минут) |
Познавательные УУД (обобщать, делать выводы. анализировать, выделять главное.)
Познавательные УУД (обобщать, делать выводы. анализировать, выделять главное.)
Личностные УУД (аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности)
|
Игра на внимание «Класс, смирно!»
Подведение итогов урока. -Какую цель мы ставили в начале урока? -Достигли мы этой цели? -Продолжите предложение -Что нового узнали на уроке? -Какие способы метания применялись на уроке, какие не применялись? -Оценки за урок…. -Отметки за урок…. Рефлексия. Поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши те, кому урок понравился. Те, кому урок не очень понравился хлопают перед собой, кому урок совсем не понравился хлопают внизу. Д/З. Выполнять комплекс утренней зарядки, производить имитацию броска по мишени разными способами. Подготовить информацию о российских теннисистах с использованием ИКТ. |
Выполняются все задания-упражнения учителя, начинающиеся со слова: «Класс…», невнимательные игроки выбывают из игры (приседают на своем месте). Игру можно остановить в любой момент.
Отвечают на поставленные вопросы.
Выполняют действие согласно предложенной схемы. |
Использовать упражнения для заминки.
Похвалить отличившихся на уроке.
Выяснить почему не понравился урок, если такие обучающиеся будут. |
Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Дата:
Класс, учитель: 5 «А»
Количество учащихся в классе: 24
Присутствовали на уроке: 20
Раздел программы: лёгкая атлетика.
Тема: совершенствование техники метания теннисного мяча с места по горизонтальной и вертикальной мишени с расстояния 4-8 метров.
Тип урока: смешанный урок (ознакомление с новым материалом и совершенствование в выполнении пройденного материала)
Вид урока по деятельностной направленности и целеполаганию: уроки «открытия» нового знания
с образовательно-обучающей направленностью.
Цели урока:
ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
- организовать деятельность учащихся по изучению и совершенствованию двигательных действий (совершенствование техники метания различными способами);
- обеспечить закрепление основных предметных понятий (виды, способы и техника метания);
- обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях (игровые моменты, применение метания в жизненных ситуациях);
- организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов деятельности.
ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ:
Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
Актуализировать личностный смысл, помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала.
Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект.
Цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью:
Обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:
Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.
Ведущие аспекты самоанализа урока
Ведущие аспекты анализа урока |
Содержание наблюдения |
Самоанализ урока |
Образовательная задача урока (краткий оценочный анализ) |
1.Соответствие содержания урока образовательной задаче. 2.Результативность решения образовательной задачи. |
1. Содержание урока способствует решению образовательной задачи урока: изучение нового, повторение пройденного материала с целью совершенствования учащимися выполнения двигательных действий. 2. Образовательная задача урока решена в полном объеме. |
Содержание урока |
Соответствие основного содержания урока содержанию программы |
Соответствует |
Методы обучения |
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели |
1.Применялся метод строго регламентированного упражнения: а) метод разучивания в целом(обучение технике метания разными способами). 2.Метод частично регламентированного упражнения: а) игровой метод (совершенствование техники метания в игре), заминка в игровой форме ; б) соревновательный метод (совершенствование техники метания в игре с элементами соревнования). 3. Метод наглядного восприятия: а) показ двигательного действия (на всех этапах урока). Использованные методы обучения соответствовали достижению триединой образовательной цели. |
Способы обучения |
1. Соответствие способов обучения (фронтальный, групповой, индивидуальный, коллективный) решению основной образовательной задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий. |
1. На уроке применялись различные способы обучения: а) фронтальный (формулирование цели урока обучающимися, разминка); б) поточный (выполнение метания по различным целям); в) групповой (придумывание упражнений для разминки), работа в парах (выполнение прыжков в разминке). 2. Предложенные задания были целесообразны для достижения целей урока |
Результативность урока |
Достижение цели и решение основной образовательной задачи урока |
Цели, ориентированные на развитие личности обучающегося и предметные цели были достигнуты.
|
Практическая направленность урока |
Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам. |
Упражнения и задания, предлагаемые для выполнения обучающимся, были направлены на развитие: координации движений, глазомера, меткости. На уроке использовались общеразвивающие упражнения, упражнения по профилактике плоскостопия, упражнения для правильной осанки. |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности |
1.Уровень самостоятельности школьников при решении образовательной задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь. |
На уроке преобладал групповой метод работы. Задания носили как репродуктивный, так и творческий характер ( придумать упражнение, повторить упражнение по аналогии). |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока (подчеркнуть) |
Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
1.Организационный момент: коммуникативные УУД, регулятивные УУД. 2. Основная часть урока: коммуникативные УУД, регулятивные УУД, личностные УУД, познавательные УУД. 3. Заключительная часть урока: личностные УУД, познавательные УУД. |
Формирование ИКТ компетентности |
Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности обучающихся. |
Д/З предполагает использование обучающимися ИКТ. На уроке применялось музыкальное оформление некоторых видов деятельности (разминка, работа в группах, игровой момент) |
Структура урока |
Соответствие структуры урока основной дидактической задаче |
Содержание урока соответствует типовой структуре урока. |
Педагогический стиль |
Соблюдение норм педагогической этики |
Нормы педагогической этики соблюдены. |
Гигиенические требования |
Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы. |
Гигиенические требования были соблюдены. |
Методика системного анализа и оценки эффективности проведённого урока физической культуры
№№ п/п |
Что оценивается |
Оценка при самоана-лизе |
1.0 |
Подготовка к уроку. |
4.6 |
1.1 |
Качество плана проведения урока. Обоснованность определения типа урока, степень соответствия задач и логики урока его типу(оптимальность отражения в плане содержания учебного занятия, рациональность используемой формы поурочного планирования). |
4 |
1.2 |
Подготовка мест занятий (оборудование, инвентарь) |
5 |
1.3 |
Физкультурная форма учащихся. Адекватность формы одежды учителя задачам и содержанию урока. |
5 |
2.0 |
Проведение подготовительной части урока |
4.7 |
2.1 |
Ясность и чёткость постановки главной задач урока. Использование возможностей формулирования задач урока совместно с учащимися. |
5 |
2.2 |
Вводно-организующие и установочные действия (эффективность усилий учителя по обеспечению мотивации учебной деятельности; обеспечено ли понимание учащимися социальной и личностной значимости изучаемого материала; создана ли атмосфера заинтересованности при подготовке учащихся к деятельности по реализации задач урока). |
5 |
2.3 |
Содержание общей и целенаправленность специальной разминки. Степень соответствия разминки главной цели и задачи урока. |
5 |
2.4 |
Рациональность затрат урочного времени |
4 |
3.0 |
Проведение основной части урока |
4.6 |
3.1 |
Соответствие содержания деятельности учащихся реализуемым задачам, заданному ими уровню усвоения знаний и умений. |
5 |
3.2 |
Рациональность сочетания репродуктивных и проблемно-поисковых методов организации учения. Соответствие используемых методов содержанию учебной деятельности. |
5 |
3.3 |
Рациональность использования форм организации учебной деятельности. |
4 |
3.4 |
Оценка методики обучения (в том числе применение специальных и проповедческих(подводящих) упражнений, индивидуального подхода). |
4 |
3.5 |
Оценка методики развития физических способностей (качеств) |
5 |
3.6 |
Собственные оригинальные методические приёмы, используемые учителем. |
5 |
3.7 |
Общая и моторная плотность, эффективность методики регулирования двигательной нагрузки. |
4 |
3.8 |
Рациональность организации контроля за уровнем усвоения учебного материала, коррекции на этой основе знаний, умений и навыков. |
5 |
4.0 |
Проведение заключительной части урока |
4.7 |
4.1 |
Восстановительная направленность, содержание и целенаправленность использования упражнений |
5 |
4.2 |
Подведение итогов урока (умение подводить итоги, ориентировать учащихся на очередные задачи) |
5 |
4.3 |
Домашнее задание (содержание и рекомендации по самоподготовке, срок выполнения и проверки) |
5 |
4.4 |
Продолжительность, ориентировка на предстоящие занятия по иному предмету, своевременность окончания урока |
4 |
5.0 |
Выполнение требований общепедагогических принципов |
4.4 |
5.1 |
Сознательность и активность учащихся на уроке |
5 |
5.2 |
Систематичность и преемственность выполняемых упражнений |
5 |
5.3 |
Доступность и индивидуализация в процессе обучения и развития |
5 |
5.4 |
Постоянное повышение требований |
4 |
5.5 |
Наглядность и применение ТСО |
3 |
6.0 |
Воспитательная ценность урока |
4.6 |
6.1 |
Воспитание нравственных, волевых и эстетических качеств учащихся, их умственное развитие |
4 |
6.2 |
Воздействие на повышение эмоционального состояния, проявление интереса к физическим упражнениям |
5 |
6.3 |
Дисциплина и деловая активность на уроке |
5 |
7.0 |
Оценка педагогически оправданных и неоправданных затрат времени на уроке |
4.4 |
7.1 |
Затраты на объяснения и показ, восприятие и осмысление |
4 |
7.2 |
Время, занятое выполнением подготовительных, основных и других упражнений
|
4 |
7.3 |
Время, уходящее на необходимый оперативно-восстановительный отдых |
5 |
7.4 |
Время, затраченное на установку, перевод в рабочее положение и уборку оборудования, инвентаря, снаряжения |
5 |
7.5 |
Простои-потери урочного времени, которые выражены в бездеятельности занимающихся по организационно-методическим и другим недостаткам |
4 |
8.0 |
Общая оценка проведения урока |
4.6 х 2=9.2 |
8.1 |
Соотношение между деятельностными слагаемыми происходящего на уроке и результативными показателями |
4 |
8.2 |
Выполнение конкретно поставленных задач. Оправданность возможных отклонений от плана-конспекта. |
5 |
8.3 |
Оценка уровня деятельности учителя с учётом положительных сторон, просчётов и ошибок на конкретном уроке. |
5 |
|
Итоговая оценка |
|
Качественная оценка за урок: 5.1 балл
Оценка эффективности урока: 161балл
Уровень профессиональных функций учителя: высокий (четвёртый уровень)
Последовательность определения итоговой оценки:
1. Оценки отдельных составляющих в каждой из восьми разделов выводятся по 5-бальной системе.
2. Сумма оценок, делённая на число учитываемых показателей в разделе, определяет его общую оценку.
3. Сумма оценок за все разделы, делённая на 8, является комплексной, качественной оценкой за урок; при этом оценка за раздел «8.0» выводится с коэффициентом «2».
Оценка эффективности урока:
Наивысшая сумма составляет 180 баллов.
Уровни профессиональных функций учителя:
1 – й уровень – от 110 до 122 баллов – очень низкий;
2 – й уровень – от 123 до 135 баллов – низкий;
3 – й уровень – от 136 до 148 баллов – средний;
4 – й уровень – от 149 до 161 баллов – высокий;
5 – й уровень – от 162 до 174 баллов – очень высокий.
Приложение 1
Примерный комплекс общеразвивающих упражнений.
№ п/п |
Описание упражнения |
Дозировка |
Методические указания |
1 |
Бег в лёгком темпе |
3 круга |
Соблюдать дистанцию между бегущими |
2 |
Ходьба в медленном темпе, упражнения на восстановление дыхания. |
3 круга |
Соблюдать дистанцию между идущими |
3 |
Хождение на носках, руки соединены на затылке, локти развёрнуты в стороны. |
1круг |
Выполнять упражнение строго по описанию. Соблюдать дистанцию между идущими |
4 |
Хождение на пятках, руки на поясе. |
1круг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.