РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.9

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физическая культура
9 кл—11 кл
02.04.2019
РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гибкость в дошкольном возрасте является сенситивной активностью организма. Гибкость это одно из психофизических качеств человека, которое следует развивать с дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам. В статье отмечен факт существования множества технологий развития гибкости у дошкольников. Одной из эффективных современных здоровьесберегающих технологий, по мнению авторов, является фитбол.
чертаков статья.docx
РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Лесосибирский педагогический институт – филиал СФУ Алексей Игоревич Чертаков Аннотация: Гибкость   в   дошкольном   возрасте   является   сенситивной активностью   организма.   Гибкость   это   одно   из   психофизических   качеств человека,   которое   следует   развивать   с   дошкольного   возраста.   Старший дошкольный   возраст   считается   наиболее   благоприятным   для   обучения разнообразным   двигательным   умениям   и   навыкам.   В   статье   отмечен   факт существования   множества   технологий   развития   гибкости   у   дошкольников. Одной   из   эффективных   современных   здоровьесберегающих   технологий,   по мнению авторов, является фитбол. Ключевые   слова:   здоровье   сберегающая технология, гибкость, психофизическое качество, фитбол. Теоретическое исследование гибкости как психофизического качества нам представляется  целесообразным  начать с определения концептуальных основ данной дефиниции. Под физическими качествами В.П. Савин и А.В. Лексаков понимают как унаследованные   генетически   морфофункциональные   качества,   благодаря которым   возможна   физическая   (материально   выраженная)   активность человека,   получающая   свое   полное   ᅟ проявление   ᅟ в   ᅟ целесообразной   ᅟ двигательной ᅟ деятельности. В русле нашего исследования необходимо также рассмотреть понятие психическое   свойство.   В   психологии   под   психическими   свойствами понимаются   устойчивые   образования,   обеспечивающие   определенный качественно­количественный ᅟ уровень ᅟ деятельности ᅟ и ᅟ поведения, ᅟ типичный ᅟ для  ᅟ данного  ᅟ человека,  ᅟ являющиеся  ᅟ результатом  ᅟ его  ᅟ отражательной  ᅟ и  ᅟ практической ᅟ деятельности. Следует   ᅟ отметить,   ᅟ что   ᅟ по   ᅟ мере   ᅟ формирования   ᅟ и   ᅟ закрепления   ᅟ условно­рефлекторных   ᅟ связей   ᅟ и   ᅟ двигательных   ᅟ навыков   ᅟ возникают   ᅟ и   ᅟ двигательным   ᅟ совершенствуются   ᅟ анализатором   ᅟ и   ᅟ центральной   ᅟ нервной   ᅟ системой,   ᅟ что   ᅟ способствует   ᅟ многочисленные   ᅟ связи   ᅟ между   ᅟ повышению  ᅟ функциональной  ᅟ подвижности  ᅟ нервных  ᅟ процессов.  ᅟ Поэтому,  ᅟ актуальным  ᅟ стало  ᅟ понятие  ᅟ психофизические  ᅟ качества  ᅟ как  ᅟ совокупность  ᅟ физических ᅟ качеств ᅟ и ᅟ психических ᅟ свойств. Современные   ученые   ᅟ (Е.Н. Гогунов.,   ᅟ Б.И. Мартьянов,   ᅟ ᅟ Э.Я. Степаненкова) ᅟ определяют ᅟ психофизические ᅟ качества ᅟ как ᅟ проявления ᅟ двигательных ᅟ способностей ᅟ человека, ᅟ которые ᅟ зависят ᅟ от ᅟ его ᅟ врожденных ᅟ анатомо­физиологических, ᅟ биохимических, ᅟ психологических ᅟ особенностей. ᅟ Они ᅟ включают ᅟ в ᅟ себя ᅟ такие ᅟ понятия, ᅟ как ᅟ сила, ᅟ быстрота, ᅟ выносливость, ᅟ ловкость,   ᅟ гибкость.   ᅟ Тактическое   ᅟ значение   ᅟ имеет   ᅟ развитие   ᅟ всех   ᅟ психофизических ᅟ качеств, ᅟ так ᅟ как ᅟ развитие ᅟ одного ᅟ из ᅟ них ᅟ определенным ᅟ образом ᅟ влияет ᅟ на ᅟ развитие ᅟ другого . Анализ   ᅟ психолого­педагогической   ᅟ литературы   ᅟ свидетельствует   ᅟ о   ᅟ том, ᅟ что ᅟ существуют ᅟ разные ᅟ взгляды ᅟ на ᅟ феномен ᅟ«гибкости». Так, ᅟ Э.Я. Степаненкова, ᅟ Л.П. Матвеев, ᅟ Е.В. Ольхова ᅟ под ᅟ гибкостью ᅟ понимают ᅟ морфофункциональное ᅟ свойство ᅟ опорно­двигательного ᅟ аппарата, ᅟ определяющее ᅟ степень ᅟ подвижности ᅟ его ᅟ звеньев ᅟ. Н.Г. Озолин   ᅟ определяет   ᅟ гибкость   ᅟ как   ᅟ способность   ᅟ человека   ᅟ выполнять ᅟ движения ᅟ с ᅟ большой ᅟ амплитудой. Н.А.  ᅟ Бернштейн считает:  ᅟ«Гибкость –  ᅟ это  ᅟ качество,  ᅟ наделяющее  ᅟ человека   ᅟ умением   ᅟ совершенного   ᅟ владения   ᅟ своим   ᅟ телом,   ᅟ умением   ᅟ чувствовать   ᅟ его,   ᅟ быть   ᅟ в   ᅟ постоянном   ᅟ контакте   ᅟ с   ᅟ ним,   ᅟ знать   ᅟ его   ᅟ возможности, ᅟ использовать ᅟ их, ᅟ управлять ᅟ ими» ᅟ. Анализ ᅟ рассмотренных ᅟ выше ᅟ исследовательских ᅟ позиций ᅟ позволяет ᅟ сделать ᅟ вывод ᅟ о ᅟ том, ᅟ что ᅟ большинство ᅟ ученых ᅟ рассматривают ᅟ гибкость ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ психофизическое как   морфофункциональными  ᅟ и  ᅟ биологическими  ᅟ особенностями  ᅟ человека,  ᅟ а  ᅟ характеризующееся   качество,     ᅟ также ᅟ степенью ᅟ подвижности ᅟ звеньев ᅟ опорно­двигательного ᅟ аппарата. Проанализировав ᅟ психолого­педагогическую ᅟ литературу, ᅟ мы ᅟ можем ᅟ отметить, ᅟ что ᅟ существует ᅟ несколько ᅟ видов ᅟ гибкости: ‒ активная  ᅟ и  ᅟ пассивная  ᅟ(Н.Я. Алисова,  ᅟ В.И. Лях,  ᅟ Н.  ᅟ Г. Озолина  ᅟ и  ᅟ др.); др.); ‒ общая ᅟ и ᅟ специальная ᅟ(Ф.Л. Доленко, ᅟ В.И. Ляха, ᅟ В.Н. Селяунова ᅟ и ᅟ ‒ статическая, ᅟ баллистическая, ᅟ динамическая ᅟ(M.  ᅟ Alter ᅟ и ᅟ др.). Так,  ᅟ ученые  ᅟ(Н.Я. Алисова,  ᅟ В.И. Лях,  ᅟ Н.  ᅟ Г. Озолина)  ᅟ утверждают,  ᅟ что  ᅟ активная  ᅟ гибкость  ᅟ проявляется  ᅟ в  ᅟ движениях  ᅟ за  ᅟ счет  ᅟ собственной  ᅟ активности  ᅟ соответствующих  ᅟ мышц,  ᅟ а  ᅟ пассивная – ᅟ позволяет  ᅟ выполнять  ᅟ движения  ᅟ за  ᅟ счет  ᅟ приложенных  ᅟ к  ᅟ движущейся  ᅟ части  ᅟ тела  ᅟ внешних  ᅟ сил  ᅟ (усилий ᅟ партнера, ᅟ внешнего ᅟ отягощения ᅟ и т. ᅟ д.). Ф.Л. Доленко,   ᅟ В.И. Ляха,   ᅟ В.Н. Селяунова  ᅟ различают  ᅟ общую  ᅟ и  ᅟ специальную  ᅟ гибкость.  ᅟ Общая  ᅟ гибкость  ᅟ характеризует  ᅟ подвижность  ᅟ во  ᅟ всех  ᅟ суставах  ᅟ тела  ᅟ и  ᅟ позволяет  ᅟ выполнять  ᅟ разнообразные  ᅟ движения  ᅟ с  ᅟ ᅟ амплитудой.   ᅟ Специальная  большой  подвижность  ᅟ в  ᅟ отдельных  ᅟ суставах,   ᅟ определяющая  ᅟ эффективность  ᅟ ᅟ гибкость –   ᅟ это  ᅟ предельная  ᅟ спортивной ᅟ или ᅟ профессионально­прикладной ᅟ деятельности. Согласно ᅟ классификации ᅟ M.  ᅟ Alter ᅟ гибкость ᅟ по ᅟ способу ᅟ проявления ᅟ бывает ᅟ статическая, ᅟ баллистическая, ᅟ динамическая. ᅟ Статическая ᅟ гибкость ᅟ характеризует   ᅟ диапазон   ᅟ движения   ᅟ сустава   ᅟ без   ᅟ акцента   ᅟ на   ᅟ скорость.  ᅟ Баллистическая   ᅟ гибкость   ᅟ обычно   ᅟ связана   ᅟ с   ᅟ подпрыгивающими   ᅟ и   ᅟ ритмичными  ᅟ движениями.   ᅟ Под  ᅟ динамической  ᅟ гибкостью  ᅟ подразумевают  ᅟ способность   ᅟ использовать   ᅟ диапазон   ᅟ движения   ᅟ сустава   ᅟ в   ᅟ процессе   ᅟ двигательной ᅟ активности ᅟ либо ᅟ с ᅟ нормальной, ᅟ либо ᅟ с ᅟ высокой ᅟ скоростью. Кроме   ᅟ того,   ᅟ на   ᅟ развитие   ᅟ гибкости   ᅟ оказывают   ᅟ влияние   ᅟ разные   ᅟ факторы.  ᅟ Так, ᅟ В.С. Фарфель ᅟ доказал, ᅟ что ᅟ проявление ᅟ гибкости ᅟ зависит ᅟ от:   ᅟ анатомических,   ᅟ физиологических,   ᅟ психологических,   ᅟ эластичности   ᅟ мышц,   ᅟ связок,   ᅟ суставных   ᅟ сумок;   ᅟ психического   ᅟ состояния   ᅟ (при   ᅟ эмоциональном ᅟ подъеме ᅟ гибкость ᅟ увеличивается); ᅟ степени ᅟ возбудимости ᅟ растягиваемых  ᅟ мышц  ᅟ(которая  ᅟ снижается  ᅟ при  ᅟ большой  ᅟ возбудимости);  ᅟ изменения ᅟ ритма ᅟ движений; ᅟ изменения ᅟ исходного ᅟ положения; ᅟ от ᅟ массажа ᅟ (предварительный   ᅟ массаж   ᅟ увеличивает   ᅟ гибкость   ᅟ на   ᅟ 15%);   ᅟ разминки;   ᅟ внешней   ᅟ температуры;   ᅟ возраста,   ᅟ уровня   ᅟ развития   ᅟ силы   ᅟ (физически   ᅟ сильные ᅟ люди – ᅟ менее ᅟ гибки) ᅟ В ᅟ ходе ᅟ исследования, ᅟ на ᅟ основании ᅟ позиций ᅟ ученых Н.С. Власенко, ᅟ Н.Г. Озолина,   ᅟ Г.С. Туманян,   ᅟ С.К. Харацидис   ᅟ и   ᅟ др.,   ᅟ мы   ᅟ вычленили   ᅟ критерии   ᅟ оценки   ᅟ гибкости:   ᅟ Основным   ᅟ критерием   ᅟ оценки   ᅟ гибкости   ᅟ является   ᅟ наибольшая   ᅟ амплитуда   ᅟ движений,   ᅟ которая   ᅟ может   ᅟ быть   ᅟ достигнута ᅟ испытуемым ᅟ. В ᅟ своем ᅟ исследовании ᅟ мы ᅟ рассматриваем ᅟ гибкость ᅟ как ᅟ структурно ᅟ сложное   ᅟ психофизическое   ᅟ качество   ᅟ личности,   ᅟ характеризующееся   ᅟ амплитудой ᅟ движений. У  ᅟ детей  ᅟ старшего  ᅟ дошкольного  ᅟ возраста  ᅟ есть  ᅟ все  ᅟ необходимые  ᅟ психофизиологические ᅟ предпосылки ᅟ для ᅟ развития ᅟ гибкости: ᅟ практическое ᅟ действие   ᅟ становится   ᅟ умственным   ᅟ за   ᅟ счет   ᅟ развития   ᅟ перцептивных   ᅟ процессов,   ᅟ память   ᅟ и   ᅟ внимание   ᅟ произвольны   ᅟ и   ᅟ управляемы   ᅟ самим   ᅟ ребенком,  ᅟ воображение  ᅟ словесно­логическое  ᅟ и  ᅟ наглядно­образное;  ᅟ дети  ᅟ легко ᅟ осваивают, ᅟ запоминают ᅟ и ᅟ воспроизводят ᅟ новые ᅟ движения ᅟ с ᅟ высокой ᅟ степенью  ᅟ точности  ᅟ и  ᅟ координированной;  ᅟ способны  ᅟ к  ᅟ формированию  ᅟ динамического   ᅟ моторного   ᅟ стереотипа   ᅟ при   ᅟ условии   ᅟ повторяемости   ᅟ и   ᅟ нестандартности  ᅟ игровых  ᅟ ситуаций;  ᅟ анатомическое  ᅟ развитие  ᅟ в  ᅟ данном  ᅟ возрасте ᅟ асинхронно ᅟ и ᅟ динамично, ᅟ что ᅟ позволяет ᅟ формировать ᅟ гибкость ᅟ именно ᅟ как ᅟ психофизическое ᅟ качество. Существует   ᅟ множество   ᅟ технологий   ᅟ развития   ᅟ гибкости   ᅟ у   ᅟ дошкольников.   ᅟ Одной   ᅟ из   ᅟ эффективных   ᅟ современных     ᅟ здоровье   ᅟ сберегающих   ᅟ технологий    ᅟ является    ᅟ фитбол.    ᅟ Фитбол   ᅟ в   ᅟ переводе   ᅟ с   ᅟ английского – ᅟ«мяч ᅟ для ᅟ опоры».  ᅟ Фитбол ᅟ является ᅟ научно ᅟ обоснованной ᅟ методикой, ᅟ которая ᅟ была ᅟ разработана ᅟ в ᅟ 1950­х ᅟ гг. ᅟ швейцарским ᅟ врачом­ физиотерапевтом  ᅟ Сюзан  ᅟ Кляйнфогельбах. Использование ᅟ упражнений ᅟ с ᅟ мячом ᅟ(фитбола) ᅟ в ᅟ практике ᅟ детского ᅟ сада   ᅟ имеет   ᅟ много   ᅟ преимуществ:   ᅟ тренируют   ᅟ вестибулярный   ᅟ аппарат,   ᅟ развивают  ᅟ координацию  ᅟ движений  ᅟ и  ᅟ функцию  ᅟ равновесия,  ᅟ оказывают  ᅟ стимулирующее   ᅟ влияние   ᅟ на   ᅟ обмен   ᅟ веществ   ᅟ организма,  ᅟ активизируют   ᅟ моторно­висцеральные   ᅟ рефлексы.    ᅟ Кроме   ᅟ того   ᅟ в   ᅟ зависимости   ᅟ от   ᅟ поставленных ᅟ частных ᅟ задач ᅟ и ᅟ подбора ᅟ средств ᅟ могут ᅟ иметь ᅟ различную ᅟ направленность:  ᅟ для  ᅟ укрепления  ᅟ мышц  ᅟ рук  ᅟ и  ᅟ плечевого  ᅟ пояса;  ᅟ для  ᅟ укрепления ᅟ мышц ᅟ брюшного ᅟ пресса; ᅟ для ᅟ укрепления ᅟ мышц ᅟ спины ᅟ и ᅟ таза; ᅟ для ᅟ укрепления ᅟ мышц  ᅟ ног  ᅟ и  ᅟ свода  ᅟ стопы; ᅟ для ᅟ увеличения  ᅟ гибкости  ᅟ и  ᅟ подвижности   ᅟ в   ᅟ суставах;   ᅟ для   ᅟ развития   ᅟ функции   ᅟ равновесия   ᅟ и   ᅟ вестибулярного   ᅟ аппарата;   ᅟ для   ᅟ формирования   ᅟ осанки;   ᅟ для   ᅟ развития   ᅟ ловкости   ᅟ и   ᅟ координации   ᅟ движений;   ᅟ для   ᅟ развития   ᅟ координации   ᅟ и   ᅟ пластичности; ᅟ для ᅟ расслабления ᅟ и ᅟ релаксации, ᅟ как ᅟ средств ᅟ профилактики ᅟ различных   ᅟ заболеваний   ᅟ (опорно­двигательного   ᅟ аппарата,   ᅟ внутренних   ᅟ органов). Таким ᅟ образом, ᅟ рассматривая ᅟ вышеизложенные ᅟ позиции ᅟ ученых, ᅟ мы ᅟ можем   ᅟ сделать   ᅟ вывод   ᅟ о   ᅟ том,   ᅟ что    ᅟ фитбол   ᅟ является   ᅟ эффективным   ᅟ средством   ᅟ развития   ᅟ гибкости,   ᅟ поскольку:   ᅟ отвечает   ᅟ возрастным   ᅟ психофизиологическим ᅟ особенностям ᅟ и ᅟ потребностям ᅟ детей ᅟ и ᅟ условиям ᅟ развития   ᅟ гибкости:   ᅟ нестандартная,   ᅟ динамичная,   ᅟ игровая   ᅟ ситуация   ᅟ с   ᅟ изменяющейся ᅟ динамикой; ᅟ играет ᅟ важную ᅟ роль ᅟ в ᅟ формировании ᅟ личности ᅟ ребенка ᅟ как ᅟ успешной, ᅟ волевой, ᅟ целеустремленной. Список ᅟ литературы 1.    ᅟ Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в   аспирантов   и физическом   воспитании: преподавателей институтов физ. культуры / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС., 1978.   Пособие   для   студентов, 2. Власенко С.Н. Гибкость – важный фактор здоровья / С.Н. Власенко. – Мн.,1992. 3.   Еркомайшвили   И.В. Основы   теории   физической   культуры   /   –   Режим   доступа: [Электронный   ресурс]. И.В. Еркомайшвили   texts.news/metodika­fizicheskoy  4.   Степаненкова   Э.Я. Теория   и   методика   физического   воспитания   и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. Вузов / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 318 с. 5. Фарфель В.С  Физиология спорта, 1960. 6. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко ; изд. подгот. И. М. Фейгенберг ; редкол. : А. А. Баев (пред.) и др.; АН СССР. — М. : Наука, 1990.

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2019