Конспект урока "Родственные слова"
Оценка 5

Конспект урока "Родственные слова"

Оценка 5
docx
25.08.2021
Конспект урока "Родственные слова"
Родственные слова.docx

Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока:
Что такое родственные слова?
Класс: 2 
Тип урока: открытие новых знаний 
Цель: 
Познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся Основные виды учебной деятельности:

    Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

    Различать родственные слова и синонимы.

    Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них  корень.

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
 Цели данного урока:
Образовательные:
Создать условия для:
получения представлений о понятиях «родственные слова», «корень слова»;
-совершенствования умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
-совершенствования умения правильно выделять и писать корень в однокоренных словах;
-активизации мыслительной деятельности.
Развивающие:
Создать условия для:
- развития внимания; 
- развития отдельных логических операций (умения обобщать, классифицировать, проводить сравнительный анализ, устанавливать 
аналогии, строить рассуждения).
- активизации познавательной, творческой активности учащихся.
Воспитательные:
Создать условия для:
- воспитания дружелюбия, взаимопомощи.
Структура урока изучения новых знаний

-          первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

- указание на то, что учащиеся должны запомнить;

- мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

- сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

- контроль результатов первичного запоминания;

- регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

- внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

- частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся находить корень в словах, распознавать и подбирать родственные слова;

получат возможность научиться работать с информацией, работать в группах, участвовать в диалоге, выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные:
Познавательные: (общеучебные) – понимание текста с опорой на содержащуюся в нем информацию; группировка слов по заданному признаку; осуществлять
логические – проведение анализа текста с точки зрения наличия\отсутствия в нем необходимых данных; преобразование информации полученной из сценки в учебную задачу; формулировка на основе анализа правил; применение на практике полученных знаний.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий; сопоставлять выполненную работу с образцом; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, оценивать правильность выбора языковых средств общения на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; формулировать собственное мнение и аргументировать его; строить понятное для слушателей высказывание; задавать уточняющие вопросы; формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи; участвовать в обсуждении проблемных вопросов.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы, осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий, обнаруживают умение преодолевать трудности, используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; применяют учебные навыки в практической деятельности; владеют общими логическими приемами мышления; обнаруживают устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую выполняют; умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в учебной деятельности.

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

·         воспитание чувства гордости за русский язык;

·         формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

·         развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

·         развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

·         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

·         развитие умения работать с информацией;

·         развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

·         развитие умения использовать различные способы поиска информации;

·         развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

·         формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

·         формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

·         формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

·         формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

·         формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

·         формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

·         развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

·         освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

·         овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

·         Виды работы:

·         парная
• групповая,
• фронтальная.
Методы работы:
• вербальный,
• ролевая игра,
• наглядно-образный,
• эвристический,

План урока.

  1. Орг.момент. Мобилизующий этап.
    2.1.Мотивационный настрой.
    2.2.Формулирование темы урока. 
    2.3. Постановка вопросов по теме.
    2.4.Формулирование целей урока.
    3.Работа по теме урока:
    3.1.Задание «Восстанови кластер «Слова»».
    3.2.Работа над понятием «Родственные слова», «Корень».
    3.3.Задание «Распредели родственные  слова по группам».
    3.4.Физминутка. Игра «Истинно или ложно высказывание».
    3.5. Разбор проблемной ситуации. «Исправь ошибку» (работа в парах).
    4.Рефлексия.

Подведение итогов.

Д.З.
 

 

 

 

План урока.

  1. Орг.момент. Мобилизующий этап.
    2.1.Мотивационный настрой.
    2.2.Формулирование темы урока. 
    2.3. Постановка вопросов по теме.
    2.4.Формулирование целей урока.
    3.Работа по теме урока:
    3.1.Задание «Восстанови кластер «Слова»».
    3.2.Работа над понятием «Родственные слова», «Корень».
    3.3.Задание «Распредели родственные  слова по группам».
    3.4.Физминутка. Игра «Истинно или ложно высказывание».
    3.5. Разбор проблемной ситуации. «Исправь ошибку» (работа в парах).
    4.Рефлексия.

Подведение итогов.

Д.З.



 

Структура и ход урока

Этапы урока.

Время.

                 Деятельность          учителя

Деятельность  учащихся

     УУД

Примечания

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Эмоциональная мотивация.

-Пожелайте друг другу на урок удачи.

 

-Прочитайте девиз нашего урока, записанный на доске (хором).

«Дерево сильно корнями, а человек знаниями»

- Как понимаете эту поговорку?

- Чтобы получить крепкие знания как нужно работать?

Цель: оценить свою готовность к уроку.

 

- Пожелания друг другу успешной работы на уроке.

 

 

 

 

 

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Чувствовать необходимость учения

(Личностные УУД)

Девиз записан на доске

«Дерево сильно корнями, а человек знаниями»

 

2. Этап актуализация знаний.

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной  речи учащихся;  развитие личностных УУД через развитие     внимания,  мышления, воображения, языкового  чутья

 

Минутка   чистописания.

 

 

 

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятий «лексическое значение слова»; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...); задача этапа: систематизировать знания учащихся,  необходимые для введения данной темы.

 

  -Минутка чистописания пройдёт необычно. Поставьте себе личную цель на урок. На фруктах запишите  её аккуратно и правильно. Проверьте, выделите орфограммы.      

-Ребята, сейчас у нас урок русского языка.

И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем. Но прежде, чем открывать новые тайны, давайте систематизируем то, что знаем о словах. Составим кластер.

 

 

Цель: повторить сведения по теме «Значение слова». Задача этапа: систематизировать знания учащихся,  необходимые для введения темы.

 

 

 

 

         Если ручкой я пишу,
         Не верчусь и не спешу,
         Букву к букве по линейке
         Аккуратно вывожу.

Дети ставят цель и записывают её.

Выполняют задание. Самооценка.

 

Составляют коллективно кластер «Слова».

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменнорй форме. форме (Коммуникативные УУД).

Определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя. (Регулятивные УУД).

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль.

(Регулятивные УУД).

 

Раздать детям картинки фруктов, с нанесёнными на них полосками для письма.

 

На доске составляется кластер

«Слова».. Можно заранее напечатать таблички с изученной информацией.

3.Введение в тему урока.

 

Цель:

 познакомить с понятием

«родственные слова»

развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной  речи учащихся;  развитие личностных УУД через развитие     внимания,  мышления, воображения,

создать условия для развития  УУД, через анализ и синтез.

 

Целеполагание. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Знакомство с признаками родственных слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Освоение признаков родственных слов и упражнение в нахождении слов- «родственников».

 

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «Родственные слова»,

умение выделять родственные слова  среди других слов; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение).

-Понаблюдаем за словами.

задача этапа: систематизировать знания учащихся,  необходимые для введения данной темы.

-Прочитайте про себя название следующей части учебника и ответьте на вопрос.

 

-Прочитайте про себя название следующей части учебника и ответьте на вопрос.

--Сегодня мы будем открывать новые секреты слов. А какие-, подскажет заголовок следующей части учебника.-

Тема урока: «Собираем родственников».

Беседа о родственниках.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

- Это люди, которые из одной семьи, значит родные. Очень часто они бывают  похожими  между собой. В чём сходство? Их называют родственниками.

Мы сегодня тоже собрали родственников. Ребята оформили свои родословные. Принесли семейные портреты. Но ведь у нас урок русского языка, может быть речь о каких-то других родственниках? У вас есть предположения?

_Для проверки предположения откройте учебник и шёпотом прочитайте первое передложение №281.

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

 

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое родственные слова?

-Давайте определим цель нашего урока

2  Научиться распознавать родственные слова.

 

Было слово сахар. Научились его люди дробить, получили песок, назвали его..

-Нужна посуда для песка. Назвали её…

-Как вы думаете, эти слова можно назвать родственными?

-Верно. Все эти слова родились из слова «сахар». Оно так и осталось в них жить. Если прислушаться, присмотреться, то мы найдём эту часть во всех перечисленных словах.

-Скажите, пожалуйста, являются ли родственниками слова «сахар», «варенье», «конфета»?

-Мне показалось, что в ваших ответах не было уверенности. Проверим, так ли вы думали. Прочитайте информацию в розовой рамке на странице 7.

. Давайте укажем, что же общего имеют родственные слова:

1) общую часть;

2) общее значение.

-Являются перечисленные слова родственными?

-Сами продукты похожи, но речь на уроке идёт не о продуктах, а о словах.

-Прочитайте сведения в голубой рамке на странице 7.

 

-Уточните, как же будем действовать, чтобы точно узнать, являются слова родственными, или нет?

Поучимся находить родственные слова. Выполним задание № 283.1 ) Образование родственных слов

 - Образуйте группу слов, связанных со словом рыба

 а) Небольшая мелкая рыба. (рыбка, рыбёшка)

 б) Рыбная ловля. (рыбалка)

 в) Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак)

 г) Ловить рыбу (рыбачить)

Прочитайте написанные на доске слова. ( Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбак, рыбалка, рыбачить. )

Сравните их и скажите, что в них имеется общего?

 (В этих словах есть общая часть –рыб - . )

 Что можно сказать о значении данных слов? (Данные слова близкие  по значению )

 Как называются эти слова? (Родственные)

 - Докажите (Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению называются родственными. )

-Запишите родственные слова в столбик в тетрадь.

-Окунь- это тоже рыба. Значит окунь и рыба -родственные слова.

Читают заголовок следующей части учебника.

(Тайны родственных слов.)

 

 

 

 

 

Дети предлагают варианты ответа на вопрос учителя.

(Слова-родственники)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

 (Сахарный).

(Сахарница).

Дети предлагают варианты ответа на вопрос учителя.

(Можно назвать родственниками)

 

 

 

 

 

Дети предлагают варианты ответа на вопрос учителя.

Дети читают сведения в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слова не являются родственными).

 

Читают сведения в голубой рамке на странице 7.

 

 

Перед нами родственные слова, если:

1) слова имеют общее значение,

2) слова имеют общую часть.

 

Дети выполняют упражнение. Читают слова. Значение каждого слова объясняют с использованием слова «рыба».

Определяют: есть ли у слов общее значение?

Делают вывод - слова родственные.

 

Учащиеся возражают.(В словах нет общей части, они не являются родственными).

  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

(Регулятивные УУД).

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль. (Регулятивные УУД).

 

 

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

(Регулятивные УУД)

Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями

(Личностные УУД)

Постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно

(Регулятивные УУД)

На доске сделать запись.

Тема урока: «Собираем родственни

ков».

На стене оформить выставку родословных, разместить портреты семей детей, рисунки по теме «Моя семья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) общая часть;

2) общее значение.

 На доске появляется карточка- помогайка

 

 

.

 

Знакомство с понятием «корень слова».

. Цель:

 познакомить с понятием

«корень слова»

развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной  речи учащихся;  развитие личностных УУД через развитие     внимания,  мышления, воображения,

создать условия для развития  УУД, через анализ и синтез.

 

Цель: учить

 продолжить работу над комплексом речевых и орфографических умений.создать условия для выполнения самостоятельной работы

 

-Ребята, мне кажется, что нужно дополнить наш план ещё одним пунктом. Каким?

 

Пробное действие. Для этого вы сейчас поработаете по карточке и поставите галочку напротив нужного, по вашему мнению, ответа.

-Поднимите руки, кто выбрал 1 слово, 2, 3. Почему так получилось? Почему возникла трудность?

-Отгадайте загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту.   (Корень)

     -О каких значениях корня говорится в загадке?

  -Прошу дежурных библиографов зачитать, что говорится в словаре о слове «корень».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Однажды произошла такая история.

На одной волшебной полянке поселились корни Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него  появлялись слова-веточки и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый домик.

– Графически  выделять корень будем особым значком – «дугой»(учитель показывает).
Выделяйте знак аккуратно. Начинать и заканчивать его надо между буквами слова.

- А попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

  Цель: применить полученные знания для выполнения самостоятельной работы

 

 

Дети предлагают варианты ответа на вопрос учителя.

 (Узнать, как называется общая часть родственных слов и научиться  находить её в словах)

Общая часть родственных слов - называется

 

1.ядро

 

2.корень

 

3.часть

Подготовленные дети зачитывают сведения, которые они нашли заранее в словаре. Или раздать на парты. Можно отметить «+»- то, что знали, «!» новую информацию

КОРЕНЬ | 1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

 

2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

3. Корень из числа - число, которое при возведении его в определенную степень дает данное число. Корень уравнения.

4. В языкознании: основная, значимая часть слова.

5. Употребление в речи.  Пресечь зло в корне. В корне неправильно.

В корень смотреть - вникать в самую суть дела. Много пословиц и поговорок с этим словом.

 

Дети инсценируют сказку.

-Встретились корень растения и корень слова.

- Здравствуй! Ты кто?

- Я корень растения. Живу в земле.

- А я корень слова. Живу в словах.

- Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то, что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья. А из тебя разве может что-нибудь вырасти?

- Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов.

 

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД)

Контролировать свои.

(Регулятивные УУД)

 

Интерес к способу решения и общему способу действия.

(Личностные УУД)

 

Уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера.

(Познавательные УУД)

Интерес к способу решения и общему способу действия.

(Личностные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Формирование коммуникативных УУД.

 

 

 

У каждого ребёнка карточка №1.

 

 

 

 

 

 

 

Сведения напечатать крупно, раздать на парту.

Можно отметить «+»- то, что знали, «!» новую информацию

 

Определение  и освоение способа действия при нахождении в слове корня.

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия

умение выделять сложные слова среди других слов; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);

1.      Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

давайте вместе попробуем составить последовательность нахождения корня в словах.

На доске карточки.

Поставим их в нужной последовательности:

1. Читаю слова.

2. Определяю значение.

3.Нахожу общую часть.

4.Выделяю корень в слове

.2. Упражнение на внимание.

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите  однокоренные слова к слову САД.

Как-то много лет назад

 Посадили странный сад.

 Не был сад фруктовым,

А был садик - словом.

Это слово,

 Слово – корень,

 Разрастаться стало вскоре

 И плоды нам принесло –

 Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

 Вот еще посадка рядом,

 А вот садовый цветок,

Садовник пересадил в горшок.

Очень интересно

 Гулять в саду словесном.

- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении?

Докажите, что эти слова  являются однокоренными к слову сад.

Работа в группах.

 Сейчас мы поработаем группами! 1 ряд будут собирать листочки   с однокоренными словами слова дом

2 ряд слово- лес и его однокоренные слова

3 ряд слово- снег.

-Подберите родственные слова.

– Выделите корень значком.

– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.1 группа.

 2 группа - попробует «вырастить словесное дерево с корнем -цвет-».

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)

Хотите сами стать  садовниками? Какие слова  могут «вырасти» на этом дереве?

 

 

 

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

           

 

 

 

 

Дети подбирают родственные слова.

Познавательные осуществление правильного выбора языковых средств; усвоение знаний об «однокоренных словах»; проведение анализа с точки зрения наличия\отсутствия в нем необходимых данных; преобразование информации полученной из сценки в учебную задачу; формулировка на основе анализа правил; применение на практике полученных знаний.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий; сопоставлять выполненную работу с образцом; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, оценивать правильность выбора языковых средств общения на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы, осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий, обнаруживают умение преодолевать трудности, применяют учебные навыки в практической деятельности; владеют общими логическими приемами мышления; обнаруживают устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую выполняют; умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в учебной деятельности.

На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Памятка для слабых детей.

 

Признаки однокорен

ных слов.

1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение в распознавании однокоренных слов.   Игра «Засели домики»

вода

 
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли  «заселились» родственники  в домики, нет ли среди них «чужих»?  Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.

водитель

 

море

 

морской

 
 

 

 

 

 


Надпись: водичка

 

 


Надпись: лисичка

 

 


- Три человека выходят к доске, «заселяют» каждый свой домик. Остальные дети контролируют правильность выполнения задания

-А сейчас поработайте в парах и найдите пару родственному слову, выделите корень.

Работа по карточкам

 

 

 

У нескольких пар задание меньшего объёма.

 

Три ребёнка выходят к доске и «заселяют»

Слова в домики.

 

Остальные дети контролируют правильность выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают в парах на карточках.

Находят однокоренные слова.

Получают результат своей работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

 

Познавательные: осуществление правильного выбора языковых средств; усвоение знаний об «однокоренных словах»; проведение анализа текста с точки зрения наличия\отсутствия в нем необходимых данных; применение на практике полученных знаний.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий; сопоставлять выполненную работу с образцом; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, оценивать правильность выбора языковых средств общения на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; формулировать собственное мнение и аргументировать его; строить понятное для слушателей высказывание; задавать уточняющие вопросы; формулировать простые выводы; участвовать в обсуждении проблемных вопросов.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы, осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий, обнаруживают умение преодолевать трудности, используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; применяют учебные навыки в практической деятельности; владеют общими логическими приемами мышления; обнаруживают устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую выполняют; умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в учебной деятельности.

На доске три домика и карточки со словами. Их нужно перепутать. Три ребёнка выходят к доске и «заселяют»

Слова в домики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки №2 для работы в парах.

. Самостоятельная работа с самопроверкой.

 

Цель:

-организовать самостояте-

льное выполнение учащимися заданий;

 -организовать самопрове-

рку учащимися своих решений по памятке;

 - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

 - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Самостоятельная работа

Игра «Удали лишнее слово»

«Что в коробке?»

-Назовите предмет и подберите родственные слова.

-Здесь находится то, что подают каждый день на стол.

Вторая подсказка.

Отгадать мы сможем быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает  подгорелый.

-Здесь находится то, что вы берёте каждый день в школу.

 Самостоятельная работа по карточкам.

Лёгкое задание.

Выбрать однокоренные слова, записать, выделить корень.

Нос, носильщик, носик, носатый, носовой.

 

Средний уровень.

Образуй ряд родственных слов, запиши, выдели корень.

Лист, …….., ………., ………, ……

 

Сложное задание.

Прочитать, подчеркнуть  однокоренные слова, выделить корень.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

 

-А сейчас поработаем в группах (правила). Так как мы в лесу с вами искали слова, так давайте вырастим в лесу необыкновенные словесные деревья. На ваших деревьях должны распуститься листочки с родственными словами. Выбираем родственные слова и прикрепляем на дерево, выделяем корень, потом напишите его на табличке, чтобы всем было понятно, из какого корня выросло ваше дерево.

Слова для групп:

(Лес, лесной, лесник, перелесок, лесной, лестница, лесок, лезть.

Цвет, цветок, цветочек, цветник, цветение, расцветёт, цветочный, свет,

Гриб. грибной, грибочек, грибок, гречка, гриль, боровик.

Лист, листья, листочек, листики, лисий, лесок). - Вставить в текст однокоренные  слова. Выделите корень.

Мы ездили в …….  . На ………  полянке  видели домик…….    . Там растёт молодой ………  .

(Лес, лесника,  лесок, лесной) Найти  родственные  слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

Почему?

Ёж, ёжик, ежиха, ежата

 

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

Организую  выполнение творческого задания.

Групповая работа «Найди свое дерево».

- Вот 4 дерева с корнями, а вы -  листочки с этих деревьев.

- Задание: каждый листик должен найти свое дерево. Для начала соберитесь в группы. Обсудите все слова и тогда образуются 4 группы родственных слов.

- Будьте очень внимательны!

-Посмотрите, какие чудные деревья у вас получились!

 

Дети угадывают слова, подбирают к ним родственные. Проговаривают алгоритм.

 

(Хлеб, хлебный, хлебница, хлебороб)

 

 

 

 

 

 

(Учебник, учебный, учёба, книга, книжный, книжонка, книжечка.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ёж, ёжик, ежиха, ежата – животные

Ежевика – ягода.

Познавательные:осуществление правильного выбора языковых средств; усвоение знаний о «корне»слова и «однокоренных словах»; проведение анализа текста с точки зрения наличия\отсутствия в нем необходимых данных;

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действий; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, оценивать правильность выбора языковых средств общения на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; формулировать собственное мнение и аргументировать его; строить понятное для слушателей высказывание; формулировать простые выводы.
Личностные: владеют общими логическими приемами мышления; обнаруживают устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую выполняют; умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в учебной деятельности.

 

 

 

 

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

 

4. Физкультминутка

Цель: создание условий для психоэмоциональной  разгрузки.

 Игра «Лишнее слово»

Цель: создать условия психоэмоциональной разгрузки. Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

           Физминутка

- Я буду называть слова, если вы услышите однокоренное слово к слову сад, присядьте, хлопнув в ладоши.

Лиса, лисица, лестница, лесной. Лес-лесник  Гриб-грибной Дом-дым Стена-спина Кот-котик Ложка-лошадь река-ручей, кот-котик, сад - садовый, дом - домашний, поле- полюшко, обед-стол.(

 

Цель: психоэмоциональная разгрузка.

 

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Уметь выполнять физические упражнения по команде , вместе.

(Коммуникативные УУД)

 

Р Использование знаний в новых условиях

 

6. Подведение итогов урока.

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы

 

Подведение итогов

Организует итоговую беседу.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию.

- Какова же была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

Что ещё сегодня узнали  на уроке

-Если вы запомнили, какие слова называются родственными, что такое корень, можете рассказать об этом другим людям,  то прикрепите плод на 1 дерево.

-Если вы запомнили, какие слова называются родственными, что такое корень, но затрудняетесь объяснить это другим людям, то прикрепите плод на  2 дерево.

-Если вы не поняли, какие слова являются родственными, не знаете, что такое корень слова, то прикрепите плод на 3 дерево.

Цель:  представить  результат  своей  работы классу, подведение итогов. Рефлексия.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Подводят итог урока и ставят задачи к следующему.

 

Уметь соотносить цель и результат.

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Личностные УУД)

 


9. Итог урока.

Оценка.

Приём ТРКМЧП: «Верные – неверные утверждения»
 Тест (напечатать для каждого)

1. У родственных слов есть

а) одинаковое значение

б) общая часть и общее значение

в) общая часть

2) Найдите правильное определение корня.
«Корень – это общая часть всех слов».
«Корень – это главная часть предложения».
«Корень – это общая часть однокоренных слов». 

3) Верно ли утверждение:

«Слова белый, белеть, побелка»

-однокоренные слова

а) да

б) нет

в) не знаю

-Если вы согласны с утверждением, покажите зелёный цвет карточки, если не согласны - красный. 
1.Слова – гусь, гусеница, гусёнок - являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.(-) 
2.Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.(+) 
3.Слова школьница, ученица, умница – однокоренные, так как у них сходное значение.(-) 
4.Корень – это общая часть близких по смыслу слов.(+) 


Отвечают на вопросы. 

Участвуют в диалоге с учителем. 

Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.





7. Домашнее задание.

 

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель: подобрать  домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; инструктаж по выполнению домашнего задания.

-Поработать садоводами и вырастить свои кусты родственных слов.

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.

Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы.

 

 

Соотносить то , что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно

(Регулятивные УУД)

 


 

 

 






 

Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

Метапредметные: Познавательные: ( общеучебные ) – понимание текста с опорой на содержащуюся в нем информацию; группировка слов по заданному признаку; осуществлять логические – проведение анализа…

Метапредметные: Познавательные: ( общеучебные ) – понимание текста с опорой на содержащуюся в нем информацию; группировка слов по заданному признаку; осуществлять логические – проведение анализа…

УУД). 3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: · развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и…

УУД). 3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: · развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и…

План урока. Орг.момент.

План урока. Орг.момент.

Цель: развитие личностных и коммуникативных

Цель: развитие личностных и коммуникативных

Знакомство с признаками родственных слов

Знакомство с признаками родственных слов

Являются перечисленные слова родственными? -Сами продукты похожи, но речь на уроке идёт не о продуктах, а о словах

Являются перечисленные слова родственными? -Сами продукты похожи, но речь на уроке идёт не о продуктах, а о словах

Знакомство с понятием «корень слова»

Знакомство с понятием «корень слова»

Однажды произошла такая история

Однажды произошла такая история

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия умение выделять сложные слова среди других слов; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение); 1

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия умение выделять сложные слова среди других слов; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение); 1

Подберите родственные слова. –

Подберите родственные слова. –

Три человека выходят к доске, «заселяют» каждый свой домик

Три человека выходят к доске, «заселяют» каждый свой домик

На доске три домика и карточки со словами

На доске три домика и карточки со словами

Самостоятельная работа Игра «Удали лишнее слово» «Что в коробке?» -Назовите предмет и подберите родственные слова

Самостоятельная работа Игра «Удали лишнее слово» «Что в коробке?» -Назовите предмет и подберите родственные слова

Почему? Ёж, ёжик, ежиха, ежата

Почему? Ёж, ёжик, ежиха, ежата

Цель: формирование регулятивных

Цель: формирование регулятивных

Итог урока. Оценка.

Итог урока. Оценка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2021