Муниципальное автономное образовательное учреждение "Зональненская средняя общеобразовательная школа"
Томского района
Конспект учебного занятия
Русский язык
3 класс
Составитель: Карбышева Татьяна Вадимовна
учитель начальных классов
Дата: 16.03.2021г.
Пояснительная записка
Учитель начальных классов: Карбышева Татьяна Вадимовна
Предмет: Русский язык
Класс: 3 Д
УМК: Школа России
Тема урока: Роль имён прилагательных в тексте
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: Показать роль имён прилагательных в нашей речи и научить правильно их употреблять в устной и письменной речи.
Задачи:
Предметные:
Умение определять тип текста;
Умение употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
Умение различать слова разных частей речи;
Умение распознавать имена прилагательные в тексте;
Умение находить грамматическую основу предложения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Умение формулировать тему урока;
Умение строить логическую цепь рассуждений;
Умение строить речевые высказывания в устной форме;
Умение выделять главную информацию из текста.
Регулятивные УУД:
Умение оценивать свои действия;
Умение ориентироваться в учебнике;
Коммуникативные УУД:
Умение сотрудничать с одноклассниками;
Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Здоровьесберегающие технологии на уроке: соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух), благоприятный эмоциональный настрой, смена деятельности.
Методы:
1. По виду источника информации:
— словесные (объяснение, беседа с учащимися);
— наглядные (презентация);
— практические (работа с карточкам).
2. По виду учебной деятельности:
— проблемно – поисковый метод (поиск решения задач, поставленных перед учащимися).
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, индивидуальная работа и фронтальная.
Средства обучения:
1. Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2013 ;
2. Мультимедийная презентация Power Point «Роль имён прилагательных в тексте»;
3. Карточки: карандаш, загадка, текст.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Сели тихо и правильно девочки, сели тихо и правильно мальчики.
2. Актуализация знаний
Какое сегодня число?
Откроем свои тетради.
Запишем число, Классная работа.
Выделите орфограммы простым карандашом.
1) Каллиграфическая минутка
В тетрадях прописано слово – карандаш.
Как вы думаете, почему мы сегодня на каллиграфической минутке будем прописывать слово карандаш?
Ребята, 16 марта необычный день, этот день - день цветных карандашей.
Ребята, давайте вспомним, по какому большому разделу русского языка мы с вами путешествуем?
(По разделу "Части речи")
Какую часть речи мы уже изучили? (Имя существительное)
Какую часть речи мы начали изучать? (Имя прилагательное)
Я вам предлагаю сыграть в игру «Да и нет». Если вы согласны с моим утверждением, то сверху вниз закрашиваете одно деление карандаша зелёным цветом, если не согласны – то красным цветом.
Приготовьте карандаши. Готовы начать?
2) Игра «Да и нет»
1. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи? (да)
2. Имя прилагательное обозначает предмет? (нет)
3. Имя прилагательное обозначает признак предмета? (да)
4. Имя прилагательное отвечает на вопросы что делать? что сделать? (нет)
5. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да)
6. В предложении имена прилагательные являются второстепенным членом предложения, определением? (да)
7. Имена прилагательные в предложение связаны с существительным? (да)
Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями и сравните ваши работы с эталоном на экране.
Все верно - зеленый фонарь на полях;
1-2 ошибки - желтый фонарь на полях;
3 и более ошибок - красный фонарь.
Встали ребята у которых зеленый фонарик - станцуйте танец победителей.; желтый - два шага вперед, два шага назад; ребята у которых красный фонарик - присели три раза.
Молодцы!
3. Постановка учебной задачи.
Возьмем простой карандаш, на отдельном белом листочке нарисуем солнце, травку, облачка. (Ребята быстро выполняют наброски на своём листочке)
Нравится рисунок? Почему?
А теперь возьмите другой листочек и цветными карандашами нарисуйте солнце, травку, облачка.
Посмотрите на два рисунка. Сравните.
Что вы можете сказать?
Что изменилось?
Почему рисунок стал ярче?
Ребята, скажите, а наша речь может быть как первый рисунок, скучной, серой?
А может быть как второй рисунок, яркой, цветной, красочной?
А какие слова нам помогают сделать нашу речь ярче, краше?
Что общего у нашего рисунка с речью, текстом?
Какую роль выполнил цвет в рисунке?
Какую роль выполняют прилагательные в тексте?
Сформулируйте тему урока.
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: как цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь.
4. Открытие нового знания.
А чего не хватает на нашем рисунке?
Чтобы узнать каких растений не хватает на нашем рисунке отгадайте загадку.
Работа в парах
Вспомним правила работы в парах.
У вас на столе карточки с загадкой.
Задание: вставьте в текст загадки подходящие по смыслу опорные слова и отгадайте загадку.
У ………… солнышка
Лучи не горячи,
У ………… солнышка
……………. лучи.
Что это? (ромашка)
(опорные слова: жёлтенького, белые)
Взаимопроверка
Прочитаем составленную загадку. Могли ли получиться другие варианты?
Что это? (ромашка)
Может быть у кого-то из вас есть другой ответ?
Это наше новое словарное слово.
Запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и запомните написание слова.
Ромашка.
Какие слова помогли вам отгадать эту загадку? (Слова: жёлтенького, белые)
К какой части речи они относятся? (Имя прилагательное)
Почему именно эти слова вам помогли? (Слова прилагательные указывают на признаки)
А без этих слов легко ли было отгадать загадку? (нет, потому что...)
Молодцы!
Задание: Составьте предложение из слов, запишите, подчеркните грамматическую основу, выделите прилагательные.
Слова: На, росла, полезная, лугу, ромашка.
Проверка по эталону.
Все правильно - встали;
Есть ошибки - подняли правую руку.
Как вы думаете, почему ромашка полезная?
Ребята, чтобы больше узнать о ромашке, найдем упражнение 119.
Прочитайте.
Работа с текстом.
Откройте учебники на странице 68, найдите упражнение 119.
Прочитаем первый текст Зинаиды АлексАндровой
Знакомимся с текстом Анатолия ОнЕгова.
В чём сходство этих двух текстов? (Два текста о ромашке)
А в чём различие? (Первый текст – стихотворение, второй – научное описание)
Какой текст описывает предмет наиболее точно? (Первый)
А какой из текстов описывает предмет более образно? (Второй, автор сравнивает ромашку с солнышком)
Где можно встретить каждый из текстов: в художественной, научной или справочной литературе?
(Текст Зинаиды Александровой – в художественной литературе, а текст-Анатолия Онегова – в научной или справочной литературе).
Итак, какая часть речи описывает предмет более точно? (Имя прилагательное)
Так без какой части речи текст был бы неполный, непонятный, скучный? (Без имен прилагательных)
Какую же роль выполняют прилагательные в тексте? (украшают, уточняют, дают авторскую оценку)
Работа в тетради
Выписать из первого текста словосочетания: прилагательное + существительное, которое с ним связано по смыслу.
Самопроверка (со слайда)
Кто нашёл все пять словосочетаний?
Нарисовали ромашку с желтой серединкой (на листочке), у ребят, которых не все словосочетания нарисовали ромашку с оранжевой серединкой.
Желтая - похлопали три раза;
Оранжевая - потопали три раза.
Самостоятельная работа в парах.
Карточка 2. Прочитайте предложения .
1)Весна прилетела к нам на крыльях.
2) Солнце светит и греет.
3) С крыш свисают сосульки.
4) Бегут ручьи.
Что объединяет их? (Общая тема - весна)
Можно ли утверждать, что это текст? (Да, потому что...)
Что вы заметили в этом тексте? (Нет имен прилагательных)
Нравится ли вам такой текст? Почему?
Какое задание мы можем придумать к этим предложениям?
Дополните каждое предложение прилагательными, подходящими по смыслу.
Ранняя весна прилетела к нам на солнечных крыльях. Яркое весеннее солнце светит и греет. С крыш свисают прозрачные сосульки. Бегут проворные шумные ручьи.
Какой текст вам нравится больше первый или второй составленный вами?
Как изменился текст?
Спишите первое предложение.
Подчеркните грамматическую основу предложения, а прилагательные волнистой линией.
5. Итог урока.
Над какой темой мы сегодня работали?
Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? (Прилагательные украшают нашу речь, делают её точной и выразительной)
Задайте друг другу вопросы по теме урока.
6. Рефлексия .
Ребята, возьмите свой карандаш, посмотрите, а грифель у нас не раскрашен.
Давайте придадим нашему карандашу цвет.
Оцените свою работу на уроке.
Зеленый цвет - Всё понял, могу помочь другим.
Желтый цвет - Многое понял, но еще нужна помощь.
Красный цвет - Мне было трудно на уроке.
7. Домашнее задание.
Учебник с. 66 у. 115
Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.