Тема урока «Звуки и Буквы» 1 класс
Цель: Обеспечить условия для дальнейшего формирования понятий звук и буква
Задачи: 1. Научить различать звук и букву
2. Способствовать дальнейшему формированию фонематического слуха у учащихся
3.Развивать мышление и формировать процесс мыслительной деятельности
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Интерес к языковой и речевой деятельности
2. Сотрудничество со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной деятельности на уроке
Мета-предметные результаты:
1. Принимать и сохранять цель и учебную задачу с помощью учителя
2. Высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи
3. Оценивать с помощью учителя свою деятельность.
Предметные:
1. Представление о значимости звуков и букв в русском языке и жизни человека
Формы работы: групповая, индивидуальная, парная
Оборудование: учебник (Русский язык, 1 класс, Рамзаева Т.Г., 2008.), призентация
ХОД УРОКА
Этапы и под этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
|||
Организационный момент |
-Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! |
|
1 мин |
|||
|
||||||
I. Формирование нового понятия и способа действий с опорой на ранее изученно
|
||||||
1.1. постановка учебной задачи путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового понятия |
Ребята наш друг Колокольчик просит нас о помощи. Поможем ему? |
Да |
3 минуты Планируемые результаты: личностные: интерес к языковой и речевой деятельности
пишу на доске слово «Звуки» Пишу на доске слово «Буквы» |
|||
В его родной стране произошло несчастье. Все жители между собой поругались, потому что каждый из них считал себя главным. Его родная страна распалась на два разных города Звуколянди и Букляндия. Он просит нас померить жителей этих городов. Давайте же поможем нашему другу? |
Давайте |
|||||
Ребята, а как вы думаете кто живет в Звуколяндии? |
Звуки |
|||||
Хорошо, а кто же живет в Букляндии? |
Буквы |
|||||
А кто по вашему мнению главный звуки или буквы? |
Дети затрудняются ответить |
|||||
1.2.Коллективное решение учебной задачи путем анализа языкового материала с целью выделения существенных признаков языковых понятий |
Отправляемся в первый город Звуколяндию. Послушайте, что вы слышите за окном? |
звуки |
15 минут Личностные: первоначальный навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной деятельности на уроке. Мета предметные: 1.Принимать и сохранять цель и учебную задачу с помощью учителя 2. Высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи Предметные: Представления о значимости звуков и букв в русском языке и жизни человека |
|||
А что вы слышите в коридоре? |
звуки |
|||||
А сейчас, что вы слышите?(стучу по столу карандашом) А из этих звуков можно составить слова? |
Звук
нет |
|||||
Конечно, молодцы! А из каких звуков можно составлять слова? |
Из звуков, которые говорит человек |
|||||
Хорошо, а с помощью чего люди могут произносить звуки? |
С помощью органов речи |
|||||
А какие вы знаете органы речи, с помощью которых человек может произносить звуки? |
С помощью губ, рта, языка и т.д. |
|||||
Хорошо, а давайте посмотрим с помощью каких органов речи мы произносим слово «Рука». Повернитесь к соседу по парте и произнесите по очереди слово «Рука». |
Дети поворачиваются друг к другу, произносят слово и внимательно смотрят с помощью каких органов речи они произносят слово. |
|||||
Ну что с помощью каких органов речи вы произносили слово? |
С помощью губ, языка и т.д |
|||||
Теперь Таня выйдет к доске и нарисует звуковую схему. |
Таня выходит к доске и рисует схему. Слово мы обозначаем прямоугольников. Разделяем слово по слогам. В слове 2 слога. Первый слог состоит из согласного звука [р] и гласного звука[у], второй слог состоит из согласного звука [к] и гласного [а].
|
|||||
Умничка Таня присаживайся. Теперь давайте проведем с вами фонетический анализ слова «Рука» Миша выходи к доске.
Хорошо Миша! Садись. Ребята давайте проверим правильно ли выполнил фонетический анализ Миша, посмотрите на экран. |
1. Произношу слово Ру-Ка, 2 слога, ударение на второй слог, [Ру-ка] 2. [р] согл,сонорный(непар), тверд парный(р`), обозначается буквой -Р [у] гласный, безударный обозначается буквой У [к] согл, глух,парный пара(г) твердыйпарный(k`), обозначается буквой -К [а] гласный ударный, обозначается буквой – 4 звука, 4 звука.
Да правильно |
|||||
Ребята так, что мы с вами можем сказать о звуках? Хорошо. Отправляемся в другой город Букляндия. Ребята на пути в этот город мы встретили волшебника, этот волшебник раньше жил в стране где звуки и буквы жили вместе. Он хочет нам рассказать историю этой страны, давай те его послушаем. |
Мы звуки может слышать и говорить
Давайте |
|||||
Жили были в одной волшебной стране звуки. Это была очень красивая страна. Никто не мог видеть жителей этой страны, а вот слышать их было можно. 6 звуков были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали, как? Правильно назовите эти звуки. Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом и назывались они как? И вот однажды я решил поселиться в этой стране. Мне так понравилась эта страна, что я захотел познакомиться с ее жителями, но они были невидимками. Ребята пока волшебник рассказывал нам мы дошли до нашего города Букляндия, давайте его историю дослушаем в этом городе? (волшебник продолжает свой рассказ) Я решил подарить каждому жителю одежду. Стоило ее одеть, как звуки становились видимыми. Ребята как вы думаете, как называется эта одежда? Вся одежда, которую придумал я имела свое название. Ребята, что мы можем сказать с вами услышав ту часть истории, которую волшебник рассказывал нам в городе Букляндия? Хорошо, продолжаем слушать Когда они поругались звуки снова стали не видимыми, а их одежду буквы никто не слышал, а только видели. Вот такая прекрасная история этой страны, я вас прошу померите между собой звуки и буквы. Дети мы же поможем волшебнику? Ребята, а что вы узнали из этой истории? Хорошо.(ставлю стрелочку от звуков и букв и пишу 1 часть правила) хорошо что еще мы можем сказать? А почему вы так решили? Молодцы!(ставлю 2 стрелку и пишу 2 часть правила)
Ребята вы уже догадались кто главный звуки или буквы? |
Гласные А, О, И, У, Э, Ы
Согласные
Давайте
Буквы
Что все буквы имеют свое название
Да Что все звуки обозначаются буквами
Потому что у каждой одежды было свое название, а одежда, которую придумал волшебник называлась буквами.
Они равноправны и зависят друг от друга |
|||||
1.3.Обобщение изученного с целью объединить выделенные признаки, установить связь между ними |
Ребята давайте посмотрим на доску и по полученной схеме попробуем сформулировать правило. Молодцы ребята! Мы с вами сами, как настоящие ученые сформулировали правило. Давайте же откроем учебник на стр. 28 и посмотрим, а какое же правило предлагают нам авторы учебника. Ребята мы правильно с вами сформулировали правило? |
Звуки на письме обозначаются буквами. Буквы имеют свое название
Дети открывают учебник на стр.28 и читают правило. Звук на письме обозначается буквой. Буква имеет свое название.
Да |
2 минуты Личностные: работа с учебником Предметные: 1. Представление о значимости звуков и букв в русском языке и жизни человека |
|||
1.4.Ознакомление с ведением понятия и ознакомление с термином |
1. Назовите правильный ответ: 1) Мы произносим и слышим … А. Звуки. Б. Буквы. 2) Мы видим и пишем … А. Звуки. Б. Буквы. 3) [у], [о], [ы], [а], [и] – это … А. Гласные звуки. Б. Согласные звуки 4) [б], [ж], [к], [р], [д] – это … А. Гласные звуки. Б. Согласные звуки. 5). В каждом ряду подчеркни лишний звук. 1) [а], [ы], [и], [р], [о]. 2) [к], [д], [щ], [у], [л]. 3) [т], [с], [п], [з], [к]. 4) [д], [з], [х], [б], [в]. 6). Выберите слова, где все согласные звуки мягкие. 1.берёза 5.Лидия 2.тётя 3.тополь 6. Петя 4.лось 7. Щавель 7) Закончите предложение Количество звуков и букв в слове… 1.Одинаково 2.Может не совпадать 8)Укажите слово, в котором 7 звуков: 1.Яблоко 2. Малина 3.Клубень 4. Клубника 9) Укажите слово, в котором 5 звуков и 4 буквы: 1.Якорь 2. Лось 3. Ёлка 4. Конь |
1)А, 2)Б 3)А 4)Б 5) 1-р, 2-у, 3-з, 4-х 6) 2, 6, 7 7) 2 8) 1 9) 3 |
|
|||
Физкультминутка |
Ну-ка детки встаньте в ряд Звуки пусть заговорят. С-с-с змеиный слышен свист, Ш-ш-ш шуршит опавший лист Ж-ж-ж шмели в саду жужжат, Р-р-р моторы тарахтят. Мчится поезд чух-чух-чух, Плачет филин ух-ух-ух, А теперь такая шутка Сесть вы можете без звука.
|
Дети выполняют физ минутку, а потом садятся на свои места |
1 минут |
|||
II. Первичное закрепление с целью конкретизации изучаемого языкового явления по средствам упражнений в распознавании изучаемого понятия среди других и применение полученных знаний на практике |
||||||
2.1. Упражнения на развитие первичных грамматических умений |
1.«Найди лишнее слово» 2. Кукла, мяч, чайник, чашка. 3. Овца, цыпленок, солнце, луна.
|
В первой строчке лишнее слово «шерсть», во второй «мяч», в третьей «луна»
|
4 минуты
|
|||
2.2. Упражнения по видоизменению грамматических форм |
2. Ребята прочитайте стихотворение, которое вы видите на экране.
Оно вам нравится? А давайте изменим в этом стихотворении то что вам не нравится. Хорошо и что же мы с вами изменили? Давайте проверим правильно ли мы с вами изменили слова, обратите внимание на экран |
Тает снег, течет ручей, На ветвях полно врачей. Мишка дров не напилил, Печку кепками топил. На болоте нет дорог, Я по кошкам – скок да скок. Нет Давайте. Врачей – грачей, кепками-щепками, кошкам-кочкам. Первый звук в словах
Да
|
4 минуты
|
|||
2.3. Упражнения связанные с конструированием языкового материала |
Ребята теперь обратимся к учебнику на стр. 28 выполним упр. 40 вторую часть, та что под правилом. Катя прочитай задание.
Выполняем упр. Его мы будим выполнять в парах. Парой будет ваш сосед по парте. И так что у вас получилось, начнем с Кати и Саши Хорошо, вы все большие молодцы.
|
Составьте из букв слова «мостик» новые слова и напишите их.
Выслушиваю варианты ответов: кости, том, сом, сток и т.д
|
4 минуты Мета-предметные: Работать с учебниками Работа в парах |
|||
2.4. Творческие упражнения |
Следующее упражнение обратите внимание, у вас на парте лежат карточки с заданиями, выполните его. (раскрась грибы, название которых начинается со звонкого согласного звука. Запишите эти слова) Его мы выполняем в группах, первая парта разворачивается ко второй и т.д.. И так начнем с первой группы с Кати, Саши, Артема и Насти, какие слова вы записали? Ребята у всех так получилось или может кто то выписал другие слова? Хорошо, молодцы ребята
|
Дети выполняют задание раскрашивают грибы и выписывают слова.
Лисичка, волнушка, масленок, дождевик, боровик, рыжик, груздь.
нет |
6 минут Работа в группах |
|||
|
Следующее задание разгадайте ребусы и произведите фонетический анализ этих слов. Аня, Петя и Катя выходите к доске и запишите анали этих слов на доске
Хорошо, у всех так получилось? |
Буква, Улыбка, Тигр. Дети пишут в тетрадях фонетический анализ. 1.Буква 2 слога, ударение на первый слог [бук-ва] [б] согл, звонк парн(п), тверд(б`) обозначается буквой Б [у] гласны, ударный обозначается буквой У [к] согл,глух(г),тверд(к`) обозначается буквой К [в]согл,звонк(ф),тверд(в`) обозначается буквой В [а] гласный, безударный обозначается буквой А 5 букв, 5 звуков Улыбка 3 слога, 2 слог ударный [У-лы-пка] [у] гласный, безударный обозначается буквой У [л] согл,сонор, тверд(л`) обозначается буквой Л [ы] гласный, ударный обозначается буквой Ы [п] гласный, глух(б),тверд(п`) обозначается буквой Б [к]согл,глух(г),тверд(к`) обозначается буквой К [а] гласный безударный обозначается буквой А 6 букв, 6 звуков Тигр – 1 слог, ударение на 1 слог [Тигр] [т] согл,глух(д), тверд(т`) обозначается буквой Т [и] гласный, ударный, обозначается буквой И [г] согласный,звонк(к),тверд(г`) обозначается буквой Г [р] согласн, сонорный, тверд(р`) Обозначается буквой Р Дети записали слова на доске Да |
|
|||
.Рефлексия |
А теперь у вас есть возможность оценить себя. Нарисуйте у себя в тетрадях две волшебные палочки и оцените себя по двум умениям: 1.работу в тетрадях, правильное красивое письмо; 2.отличаете ли вы звуки от букв, знаете ли вы какова взаимосвязь между буквой и звуком Ребята вам понравился урок? Что вы нового узнали сегодня на уроке
Молодцы дети вы сегодня все отлично поработали
|
Дети оценивают себя по данным умениям
Да ТО что звук и буква тесно связаны между собой, звук обозначается на письме буквой, буква имеет свое название |
3 минуты Мета-предметные: Оценивать совместно с учителем свою деятельность
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.