Конспект урока русский язык "Звуки и буквы" 1 класс
Оценка 4.7

Конспект урока русский язык "Звуки и буквы" 1 класс

Оценка 4.7
docx
28.11.2020
Конспект урока русский язык "Звуки и буквы" 1 класс
Конспект урока (1).docx

Тема урока «Звуки и Буквы» 1 класс

Цель: Обеспечить условия для дальнейшего формирования понятий звук и буква

Задачи: 1. Научить различать звук и букву

                2. Способствовать дальнейшему формированию фонематического слуха у учащихся

                3.Развивать мышление и формировать процесс мыслительной деятельности

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Интерес к языковой и речевой деятельности

2. Сотрудничество со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной деятельности на уроке

Мета-предметные результаты:

1. Принимать и сохранять цель и учебную задачу с помощью учителя

2. Высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи

3. Оценивать с помощью учителя свою деятельность.

Предметные:

1. Представление о значимости звуков и букв в русском языке и жизни человека

Формы работы: групповая, индивидуальная, парная

Оборудование: учебник (Русский язык, 1 класс, Рамзаева Т.Г., 2008.), призентация

ХОД УРОКА

Этапы и под этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный момент

-Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжки, ручки  и  тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

 

1 мин

 

I. Формирование нового понятия и способа действий с опорой на ранее изученно

 

1.1. постановка учебной задачи путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового понятия

Ребята наш друг Колокольчик просит нас о помощи. Поможем ему?

Да

 

3 минуты

Планируемые результаты: личностные: интерес к языковой и речевой деятельности

 

 

 

 

пишу на доске слово «Звуки»

Пишу на доске слово «Буквы»

В его родной стране произошло несчастье. Все жители между собой поругались, потому что каждый из них считал себя главным. Его родная страна распалась на два разных города Звуколянди и Букляндия. Он просит нас померить жителей этих городов. Давайте же поможем нашему другу?

Давайте

Ребята, а как вы думаете кто живет в Звуколяндии?

Звуки

Хорошо, а кто же живет в Букляндии?

Буквы

А кто по вашему мнению главный звуки или буквы?

Дети затрудняются ответить

1.2.Коллективное решение учебной задачи путем анализа языкового материала с целью выделения существенных признаков языковых понятий

Отправляемся в первый город Звуколяндию.

Послушайте, что вы слышите за окном?

 

 

звуки

15 минут

Личностные: первоначальный навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной деятельности на уроке.

Мета предметные: 1.Принимать и сохранять цель и учебную задачу с помощью учителя

2. Высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи

Предметные:

Представления о значимости звуков и букв в русском языке и жизни человека

А что вы слышите в коридоре?

звуки

А сейчас, что вы слышите?(стучу по столу карандашом)

А из этих звуков можно составить слова?

Звук

 

 

нет

Конечно, молодцы! А из каких звуков можно составлять слова?

Из звуков, которые говорит человек

Хорошо, а с помощью чего люди могут произносить звуки?

С помощью органов речи

А какие вы знаете органы речи, с помощью которых человек может произносить звуки?

С помощью губ, рта, языка и т.д.

Хорошо, а давайте посмотрим с помощью каких органов речи мы произносим слово «Рука». Повернитесь к соседу по парте и произнесите по очереди слово «Рука».

Дети поворачиваются друг к другу, произносят слово и внимательно смотрят с помощью каких органов речи они произносят слово.

Ну что с помощью каких органов речи вы произносили слово?

С помощью губ, языка и т.д

Теперь Таня выйдет к доске и нарисует звуковую схему.

Таня выходит к доске и рисует схему. Слово мы обозначаем прямоугольников. Разделяем слово по слогам. В слове 2 слога. Первый слог состоит из согласного звука [р] и гласного звука[у], второй слог состоит из согласного звука [к] и гласного [а].

 

Умничка Таня присаживайся. Теперь давайте проведем с вами фонетический анализ слова «Рука» Миша выходи к доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо Миша! Садись.

Ребята давайте проверим правильно ли выполнил фонетический анализ Миша, посмотрите на экран.

1. Произношу слово Ру-Ка, 2 слога, ударение на второй слог,

[Ру-ка]

2. [р] согл,сонорный(непар), тверд парный(р`), обозначается буквой -Р

[у] гласный, безударный обозначается буквой У

[к] согл, глух,парный пара(г) твердыйпарный(k`), обозначается буквой -К

[а] гласный ударный, обозначается буквой –

4 звука, 4 звука.

 

 

 

Да правильно

Ребята так, что мы с вами можем сказать о звуках?

Хорошо.

Отправляемся в другой город Букляндия. Ребята на пути в этот город мы встретили волшебника, этот волшебник раньше жил в стране где звуки и буквы жили вместе. Он хочет нам рассказать историю этой страны, давай те его послушаем.

Мы звуки может слышать и говорить

 

 

 

 

 

 

Давайте

Жили были в одной волшебной стране звуки. Это была очень красивая страна. Никто не мог видеть жителей этой страны, а вот слышать их было можно. 6 звуков были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали, как?

Правильно назовите эти звуки.

Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом и назывались они как?

И вот однажды я решил поселиться в этой стране. Мне так понравилась эта страна, что я захотел познакомиться с ее жителями, но они были невидимками. Ребята пока волшебник рассказывал нам мы дошли до нашего города Букляндия, давайте его историю дослушаем в этом городе?

(волшебник продолжает свой рассказ) Я решил подарить каждому жителю одежду. Стоило ее одеть, как звуки становились видимыми. Ребята как вы думаете, как называется эта одежда? Вся одежда, которую придумал я имела свое название. Ребята, что мы можем сказать с вами услышав ту часть истории, которую волшебник рассказывал нам в городе Букляндия? Хорошо, продолжаем слушать

Когда они  поругались звуки снова стали не видимыми, а их одежду буквы никто не слышал, а только видели. Вот такая прекрасная история этой страны, я вас прошу померите между собой звуки и буквы. Дети мы же поможем волшебнику?

Ребята, а что вы узнали из этой истории?

Хорошо.(ставлю стрелочку от звуков и букв и пишу 1 часть правила) хорошо что еще мы можем сказать?

А почему вы так решили?

Молодцы!(ставлю 2 стрелку и пишу 2 часть правила) 

 

 

Ребята вы уже догадались кто главный звуки или буквы?

 

 

 

 

 

 

 

Гласные

А, О, И, У, Э, Ы

 

 

 

 

 

Согласные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте

 

 

 

Буквы

 

 

 

 

Что все буквы имеют свое название

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

Что все звуки обозначаются буквами

 

 

Потому что у каждой одежды было свое название, а одежда, которую придумал волшебник называлась буквами.

 

Они равноправны и зависят друг от друга

1.3.Обобщение изученного с целью объединить выделенные признаки, установить связь между ними

Ребята давайте посмотрим на доску и по полученной схеме попробуем сформулировать правило.  Молодцы ребята! Мы с вами сами, как настоящие ученые сформулировали правило.

Давайте же откроем учебник на стр. 28 и посмотрим, а какое же правило предлагают нам авторы учебника. Ребята мы правильно с вами сформулировали правило?

Звуки на письме обозначаются буквами. Буквы имеют свое название

 

 

Дети открывают учебник на стр.28 и читают правило. Звук на письме обозначается буквой. Буква имеет свое название.

 

Да

2 минуты

Личностные: работа с учебником

Предметные:

1. Представление о значимости звуков и букв в русском языке и жизни человека

1.4.Ознакомление с ведением понятия и ознакомление с термином

1. Назовите правильный ответ:

1) Мы произносим и слышим …

А. Звуки.

Б. Буквы.

2) Мы видим и пишем …

А. Звуки.

Б. Буквы.

3) [у], [о], [ы], [а], [и] – это …

А. Гласные звуки.

Б. Согласные звуки

4) [б], [ж], [к], [р], [д] – это …

А. Гласные звуки.

Б. Согласные звуки.

5). В каждом ряду подчеркни лишний звук.

1) [а], [ы], [и], [р], [о].

2) [к], [д], [щ], [у], [л].

3) [т], [с], [п], [з], [к].

4) [д], [з], [х], [б], [в].

6). Выберите слова, где все согласные звуки мягкие.

1.берёза                5.Лидия                           2.тётя

3.тополь               6. Петя                        4.лось                    7. Щавель

7) Закончите предложение

Количество звуков и букв в слове…

1.Одинаково

2.Может не совпадать

8)Укажите слово, в котором 7 звуков:

1.Яблоко       2. Малина

3.Клубень      4. Клубника

9) Укажите слово, в котором 5 звуков и 4 буквы:

1.Якорь         2. Лось

3. Ёлка          4. Конь

1)А, 2)Б  3)А  4)Б  5) 1-р, 2-у, 3-з, 4-х  6) 2, 6, 7   7) 2  8) 1 9) 3

 

 

Физкультминутка

Ну-ка детки встаньте в ряд

Звуки пусть заговорят.

С-с-с змеиный слышен свист,

Ш-ш-ш шуршит опавший лист

Ж-ж-ж шмели в саду жужжат,

Р-р-р моторы тарахтят.

Мчится поезд чух-чух-чух,

Плачет филин ух-ух-ух, А теперь такая шутка

Сесть вы можете без звука.

 

Дети выполняют физ минутку, а потом садятся на свои места

1 минут

II. Первичное закрепление с целью конкретизации изучаемого языкового явления по средствам упражнений в распознавании изучаемого понятия среди других и применение полученных знаний на практике

2.1. Упражнения на развитие первичных грамматических умений

1.«Найди лишнее слово»
В трех словах есть общая буква, а в четвертом - нет. 1. Щука, плащ, шерсть, клещи.

2. Кукла, мяч, чайник, чашка.

3. Овца, цыпленок, солнце, луна.

 

В первой строчке лишнее слово «шерсть», во второй «мяч», в третьей «луна»

 

4 минуты

 

2.2. Упражнения по видоизменению грамматических форм

2. Ребята прочитайте стихотворение, которое вы видите на экране.

 

 

 

Оно вам нравится?

А давайте изменим в этом стихотворении то что вам не нравится.

Хорошо и что же мы с вами изменили?

Давайте проверим правильно ли мы с вами изменили слова, обратите внимание на экран

Тает снег, течет ручей,

 На ветвях полно врачей.

Мишка дров не напилил,

 Печку кепками топил.

На болоте нет дорог,

 Я по кошкам – скок да скок.

Нет

Давайте.

Врачей – грачей, кепками-щепками, кошкам-кочкам.

Первый звук в словах

 

 

 

Да

 

 

4 минуты

 

2.3. Упражнения связанные с конструированием языкового материала

Ребята теперь обратимся к учебнику на стр. 28  выполним упр. 40 вторую часть, та что под правилом. Катя прочитай задание.

 

Выполняем упр. Его мы будим выполнять в парах. Парой будет ваш сосед по парте. И так что у вас получилось, начнем с Кати и Саши

Хорошо, вы все большие молодцы.

 

Составьте из букв слова «мостик» новые слова и напишите их.

 

 

 

 

 

Выслушиваю варианты ответов: кости, том, сом, сток и т.д

 

4 минуты

Мета-предметные:

Работать с учебниками

Работа в парах

2.4. Творческие упражнения

Следующее упражнение обратите внимание, у вас на парте лежат карточки с заданиями, выполните его.

(раскрась грибы, название которых начинается со звонкого согласного звука. Запишите эти слова) Его мы выполняем в группах, первая парта разворачивается ко второй и т.д.. И так начнем с первой группы с Кати, Саши, Артема и Насти, какие слова вы записали? Ребята у всех так получилось или может кто то выписал другие слова?

Хорошо, молодцы ребята

 

Дети выполняют задание раскрашивают грибы и выписывают слова.

 

 

 

 

 

Лисичка, волнушка, масленок, дождевик, боровик, рыжик, груздь.

 

нет

6 минут

Работа в группах

 

Следующее задание разгадайте ребусы и произведите фонетический анализ этих слов. Аня, Петя и Катя выходите к доске и запишите анали этих слов на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо, у всех так получилось?

Буква, Улыбка, Тигр. Дети пишут в тетрадях фонетический анализ.

1.Буква 2 слога, ударение на первый слог

[бук-ва]

[б] согл, звонк парн(п), тверд(б`) обозначается буквой Б

[у] гласны, ударный обозначается буквой У

[к] согл,глух(г),тверд(к`) обозначается буквой К

[в]согл,звонк(ф),тверд(в`) обозначается буквой В

[а] гласный, безударный обозначается буквой А

5 букв, 5 звуков

Улыбка 3 слога, 2 слог ударный

[У-лы-пка]

[у] гласный, безударный обозначается буквой У

[л] согл,сонор, тверд(л`) обозначается буквой Л

[ы] гласный, ударный обозначается буквой Ы

[п] гласный, глух(б),тверд(п`) обозначается буквой Б

[к]согл,глух(г),тверд(к`) обозначается буквой К

[а] гласный безударный обозначается буквой А

6 букв, 6 звуков

Тигр – 1 слог, ударение на 1 слог

[Тигр]

[т] согл,глух(д), тверд(т`) обозначается буквой Т

[и] гласный, ударный, обозначается буквой И

[г] согласный,звонк(к),тверд(г`) обозначается буквой Г

[р] согласн, сонорный, тверд(р`)

Обозначается буквой Р

Дети записали слова на доске

Да

 

.Рефлексия

А теперь у вас есть возможность оценить себя. Нарисуйте у себя  в тетрадях две волшебные палочки и оцените себя по двум умениям:

1.работу в тетрадях, правильное красивое письмо;

2.отличаете ли вы звуки от букв, знаете ли вы какова взаимосвязь между буквой и звуком

Ребята вам понравился урок?

Что вы нового узнали сегодня на уроке

 

Молодцы дети вы сегодня все отлично поработали

 

Дети оценивают себя по данным умениям

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

ТО что звук и буква тесно связаны между собой, звук обозначается на письме буквой, буква имеет свое название

3 минуты

Мета-предметные:

Оценивать совместно с учителем свою деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока «Звуки и Буквы» 1 класс

Тема урока «Звуки и Буквы» 1 класс

Отправляемся в первый город Звуколяндию

Отправляемся в первый город Звуколяндию

Правильно назовите эти звуки.

Правильно назовите эти звуки.

Ребята мы правильно с вами сформулировали правило?Звуки на письме обозначаются буквами

Ребята мы правильно с вами сформулировали правило?Звуки на письме обозначаются буквами

Найди лишнее слово» В трех словах есть общая буква, а в четвертом - нет

Найди лишнее слово» В трех словах есть общая буква, а в четвертом - нет

Следующее задание разгадайте ребусы и произведите фонетический анализ этих слов

Следующее задание разгадайте ребусы и произведите фонетический анализ этих слов

Конспект урока русский язык "Звуки и буквы" 1 класс

Конспект урока русский язык "Звуки и буквы" 1 класс

Конспект урока русский язык "Звуки и буквы" 1 класс

Конспект урока русский язык "Звуки и буквы" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020