Муниципальное казенное образовательное учреждение
"В-Казанищенская СОШ №2", Буйнакский район
«СОГЛАСОВАНО» |
Зам. директора по УВР |
_________ Чупалаев М.С. |
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по теме:
«Русско-японская война»
учителя истории и обществознания МКОУ "В-Казанищенская СОШ №2"
Насрутдиновой Умхайбат Мустапаевны
2019-2020учебный год
Урок по «Истории России. XX век» для 9 класса.
Тема урока: «Русско-японская война»
Цель урока:
Создать условия для:
1) Формирования исторического мышления учащихся - способности понимать историческую обусловленность конкретного события, взаимосвязь времен, особенность, и влияние на последующие развитие Российской истории.
2) Формирования у учащихся знаний о Русско-японской войне.
Задачи урока:
Образовательные :
1. Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале ХХ века.
2. Подвести учащихся к пониманию причин, хода военных действий Русско-японской войны.
3. Проанализировать причины поражения России в этой войне.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за совершенные подвиги (В.Ф.Руднев, Р.И.Кондратенко, С.О.Макаров,) в русско-японской войне ради мира и, негативное отношение к бездарности (А.Н. Куропаткин) и подлости на примерах исторической действительности.
Развивающие:
1. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.
2. Используя слайдовую презентацию развивать воображение учащихся, умение работать с иллюстрациями как историческими документами.
Тип: урок ознакомления с новым материалом.
1) По основной дидактической цели:
· Урок освоения новых знаний, умений работы с историческими документами и в целом формирования исторического мышления подрастающего поколения.
2) По способу проведения:
· Урок сочетания различных форм занятий (школьная лекция, эвристическая беседа на основе слайдовой презентации, анализ причин поражения России в войне самостоятельная работа с историческим документом (анализ статей Портсмутского мирного договора между Россией и Японией, мнение С.Ю.Витте).
3) По форме проведения:
· Урок освоения нового материала.
Форма урока: традиционный урок (школьная лекция) с использованием слайдовой презентации, как вспомогательного средства обучения (ИКТ). Либо если рассматривать НФУ, то - форма интерактивного обучения или занятие в «режиме интерактива» т.е. взаимодействия.
фронтальная работа (работа учителя со всем классом в едином темпе),
( форма обучения по дидактической цели - теоретическая т.е. освоение новых знаний и практическая - формирование исторических умений и навыков т.е. работа с исторической картой, выявление причин поражения России в войне, анализ статей Портсмутского мира)
Место урока в системе уроков: тема урока представлена в контексте курса «Истории России ХХ век».
Примерный план урока:
1. Внешнеполитическая ситуация (основные направления внешней политики России на рубеже XIX-XX веков);
2. Причины Русско-японской войны;
3. Ход военных действий, причины поражения России;
4. Портсмутский мирный договор.
Оборудование урока:
1. Карта «Русско-японская война 1904-1905»;
2. Музыкальный фрагмент песни «Варяг»;
3. Слайдовая презентация «Русско-японская война»;
4. Распечатка для каждого ученика выдержек из «Портсмутского мирного договора между Россией и Японией».
Основные понятия урока: военно- политический блок, эскадра, флагманский корабль,
империалистическая политика, «Безобразовская клика», «Великая Япония», Порт-Артур, Цусимское сражение, Ляодунский полуостров, агрессия, Портсмутский мир.
Исторические персоналии урока: Николай II, В.К. Плеве, В.Ф.Руднев, П.А.Столыпин, Р.И.Кондратенко, С.О.Макаров, З.П.Рожественский, А.Н. Куропаткин, С.Ю. Витте.
Структура урока
УВЭ |
Методы обучения |
Средства |
Форма организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
Организационный момент. Эмоциональный настрой |
|
|
|
Приветствие. Предлагает несколько упражнений, активизирующих умственную деятельность и создающих рабочий настрой на урок: - «сухое умывание»; - растирание ладоней и мочек ушей; - пожелание «своему соседу» успешной работы на уроке |
Проверяют готовность к уроку. Выполняют упражнения. |
Созданы благоприятные условия для дальнейшей деятельности учащихся. |
1. Мотивационно- целевой этап |
метод стимулирования интереса и мотива-ции учебной деятель-ности
вопросы учителя:
|
Музыкальный фрагмент песни «Варяг»
Слайд №1 |
фронталь-ная беседа |
1.Какому событию посвящена песня? 2.Подумайте, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Выслушав ответы учащихся, учитель объявляет тему урока.
Изучение нового материала мы начинаем с постановки цели и задач урока
1.как русско-японская война могла повлиять на последующие события российской истории? 2. какие аспекты русско-японской войны мы должны рассмотреть для того, что бы иметь полное представление об этом событии?
|
Учащиеся, прослушав музыкальный фрагмент, формулируют тему урока.
Учащиеся формулируют цель и задачи урока.
Под руководством учителя ответы учащихся обобщаются, структурируются: «Что бы иметь полное представление о Русско-японской войне мы должны: · Выяснить причины, · Ход военных действий · Последствия войны». |
Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цель, задачи урока. |
А) Планирование деятельности учащихся по изучению темы. |
|
|
фронталь-ная беседа |
Составим план урока, с помощью которого будем изучать новую тему.
|
Составляют совместно с учителем план урока: 1. Внешнеполитическая ситуация накануне войны; 2. Причины и характер Русско-японской войны; 3. Ход военных действий; 4. Последствия войны.
|
Учащиеся в совместной деятельности с учителем формулируют план урока. Таким образом, учащиеся обучаются планированию деятельности на уроке. |
2.Подготовка к учебно-познавательной деятельности (к освоению новой темы) |
репродуктивный
стимулирующий |
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №7
|
фронталь-ная беседа цель этапа: привлекая знаний истории зарубежных стран, установить общие черты внешней политики империалистических государств |
Приступая к освоению темы, учащимся предлагается вспомнить особенности внешнеполитического курса России в конце XIX в. и ответить на вопросы: · Охарактеризуйте цели и состав военно- политических блоков, возникших в конце XIX- начале XX в; · Назовите первые империалистические войны конца XIX- начала XX в. чем определяется их характер? · Охарактеризуйте внешнеполитический курс российского правительства в конце XIXв. Как Россия участвовала в экономическом разделе мира? · В территориальном разделе? |
Учащиеся, отвечая на поставленные учителем вопросы, устанавливают общие черты внешней политики империалистических государств. Формулируют определение терминам: военно- политический блок, империалистическая политика.
Краткие сообщения учеников С.Ю.Витте, П.А.Столыпине, В.К.Плеве
Учащиеся слушают ответы сверстников.
Записывают в тетрадь понятия |
Созданы условия для освоения новых знаний и познавательной деятельности учащихся
Обобщают ответы, осваивают понятия «Безобразовская клика», «маленькая победоносная война». |
3. Организация деятельности учащихся по освоению нового материала. А) Причины и характер Русско-японской войны;
|
информационно-сообщающий
познавательно-поисковый (т.е учащиеся анализируют информацию и выделяют причины войны) |
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №4
|
Школьная лекция цель этапа: подвести учащихся к пониманию причин, характера, хода военных действий, последст-вий Русско-японской войны. |
Обобщая ответы учащихся, учитель рассказывает об основных направлениях внешней и дальневосточной политики России. Используя карту на слайдах № 6, 4, учитель рассказывает о причинах конфронтации России и Японии.
Обобщая ответы учащихся, совместно формулируется причина Русско-японской войны, ее характер: · Столкновение российских и японских интересов на Дальнем востоке. · Характер войны- захватнический с обеих сторон. |
Учащиеся слушают рассказ учителя и самостоятельно определяют главные на их взгляд, причины конфронтации России с Японией и записывают в тетрадь (записи могут выглядеть так): · Расширение сферы влияния России на Дальнем Востоке; · Сближение России и Китая; -заключение секретного договора об оборонительном союзе между Россией и Китаем в 1896 году; -достижение согласия о строительстве КВЖД через китайскую территорию; -договор о безвозмездной аренде Ляодунского полуострова и Порт-Артура; - стремление правительства России ослабить влияние Японии на Дальнем Востоке; · Провозглашение программы «Великая Япония».
Учащиеся зачитывают те причины Русско-японской войны, которые посчитали основными и записали в тетради по ходу изложения нового материала учителем. Аргументировано доказывают свою точку зрения |
Работают с тетрадью. Осваивают новые знания, записывают причины и понятия: Ляодунский полуостров, Порт-Артур, «Великая Япония»
учащиеся осваивают навык выделения главного, умения аргументирован-но доказывать собственную точку зрения.
Совместная работа учителя и учащихся направленная на выявление основной причины и характера войны. |
Б) Ход военных действий;
|
Коммуникатив-ный, познавательный (информационно-сообщающий) |
Слайд №8- 14.
|
Школьная лекция с целью ознакомления учащихся с ходом военных действий. |
А) Учитель преподносит учебный материал по плану: · Начало военных действий Русско-японской войны (нападение японских миноносцев на русскую эскадру в Порт-Артуре, нападение на «Варяг» и «Кореец»); · Оборона Порт-Артура(герои обороны: С.О.Макаров, Кондратенко С.И.); · Поражение под Мукденом; · Цусимское сражение |
Восприятие учащимися нового материала. Учащимся предлагается по ходу изложения новой темы, делать краткие записи в тетради : даты сражений, фамилии героев. Не все, а наиболее важные, ключевые - на взгляд ученика. Работа предполагает ответственное отношение учащихся к освоению темы, вырабатывает навык анализа, осмысления материала, выделения главной мысли. Например: 27.01. 1904г- корейский нейтральный порт Чемульпо, нападение 14 японских кораблей на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». |
Учащиеся осваивают новые знания, учатся анализировать. Через анализ исторических фактов вырабатывается навык выделения главного и систематизации исторических фактов. Отбор фактов для формулировки последующего вывода. |
|
контрольно-стимулирующий |
|
Беседа |
Б) По ходу изложения каждой части новой темы учитель задает учащимся вопросы направленные на контроль усвоения учениками знаний. Это позволяет : · Учителю - контролировать процесс осмысления, понимания учениками темы и либо «двигаться»дальше, либо вновь вернуться к неосвоенному фрагменту темы. · Ученикам - закрепить освоенные знания, либо уточнить, то что ими упущено , непонятно. |
|
Вопросы к учащимся зависят от уровня (возможности) усвоения темы в каждом классе и поэтому индивидуальны. Они позволяют учителю «дозировать » учебный материал и помогают учащимся «ориентировать-ся» в изучаемом событии |
|
репродуктивно- познавательный |
|
Беседа |
В) После изложения новой темы учитель выясняет, какие исторические даты, понятия, фамилии исторических личностей учащиеся зафиксировали в тетрадях, а так же уровень их понимания. · Начало военных действий
· Оборона Порт-Артура
· Мукденское сражение
· Цусимское сражение |
Ученики называют понятия, даты, исторических деятелей.
26-27 января 1904- нападение на русскую эскадру в Порт-Атуре 27 января 1904г - порт Чемульпо. В.Ф.Руднев, агрессия.
17 июля 1904г-начало осады Порт- Артура ,Ляодунский полуостров, Р.И.Кондратенко, С.О.Макаров, Эскадра, флагманский корабль, 25 февраля 1905- поражение русской армии под Мукденом, А.Н. Куропаткин, 14-15 мая 1905г, З.П.Рожественский. |
Учащиеся закрепляют значение усвоенных понятий. По ходу беседы восстанавливают в памяти упущенные моменты. |
В) Последствия войны (Портсмутский мирный договор) |
информационно-сообщающий
частично-поисковый метод (сравнения, анализ а) документа |
Слайд № 15, 16 |
Самостоятельная работа учащихся в парах |
А) Рассказ учителя о заключении Портсмутского мира. На слайде № 16 требования выдвинутые Японией России. Б) определяя итоги войны, учащиеся обращаются к слайду № 15 (требования Японии) и документу «Портсмутский мирный договор» от 23 августа (5 сентября) 1905 г. приложение №1 В) анализируя документ учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем: · Определите, какие требования Японии были не удовлетворены Россией. · Перечислите потери России, закрепленные в этом документе. · Какие позиции на Дальнем Востоке России удалось отстоять? · Есть ли в тексте договора какие-либо положения, выгодные России? · Как вы думаете, устранял ли этот договор противоречия между Россией и Японией? |
А) Учащиеся зачитывают требования , поставленные Японией России.
Б) Работают над текстом договора в парах.
В) Обсуждают документ в парах. Отвечают на вопросы учителя Ученики сравнивают требования Японии и условия договора. |
Учащиеся учатся анализировать фрагмент документа и делать на основе этого выводы. Систематизации знаний учащихся способствует работа с документом.
|
Г) Причины поражения |
поисковый и систематизирующий |
Слайд № 17 (из мемуаров С.Ю.Витте) |
|
Прочитайте документ. Выскажите свое мнение: · Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией? Сопоставьте свое мнение с мнением С.Ю. Витте. · Считаете ли вы это объяснение (мнение С.Ю.Витте) верным и исчерпывающим? |
Указывают причины поражения России в Русско-японской войне: · Неподготовленность к войне на Дальнем Востоке; · Слабость путей сообщения и экономического развития в этом регионе; · Отсталость военной экономики; · Плохая подготовка части офицерских кадров и др. |
Развитие аналитических способностей учащихся.
|
4.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. |
поисково- познавательный |
|
цель этапа: проверить уровень осмысления изученного материала, а так же реализации поставленных в начале урока целей
|
Выполнение учащимися заданий устно, в форме диспута: · Карл Клаузевиц заметил, что всякая эпоха имеет свои войны. Рассмотрите с этой позиции Русско-японскую войну. · По мнению С.Ю.Витте, «несчастная война на десятки лет приблизила революцию». Раскройте смысл этого высказывания. Почему война была «несчастной для России»? · В июне 1904г. С.Ю.Витте писал Куропаткину: «Толчок к развязке будет зависеть от хода военных событий, во всяком случае, придется пережить трудные времена. Особливо я опасаюсь за внутреннее положение». Оправданы ли, на ваш взгляд, опасения С.Ю.Витте? Обоснуйте ваше мнение. |
Размышляют, высказывают свою точку зрения и пытаются её отстоять.
|
Поставленные задания способствуют формированию у учащихся умений оценивать общественные явления прошлого, доказывать правоту своих взглядов. |
5. Рефлексия (подведение итогов урока) |
преобразовательный метод самоконтроля |
|
|
Учащимся предлагается оценить свою деятельность, используя вопросы: 1. Что нового вы узнали? 2. Доволен ли своей работой на уроке? 3. С какими трудностями встретился на уроке? 4. Какой фрагмент урока ты хотел бы повторить? |
Отвечают на вопросы. |
Рефлексия, формирование умений оценивания себя в собственной деятельности. |
6. Постановка домашнего задания. |
|
|
|
Домашнее задание: § 5, стр 29-35. (вопросы и задания на стр.35). Подготовить сообщение о Гапоне Г.А., Зубатове С.В., о первой русской революции 1905г. (по выбору). |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Домашнее задание дано вариативно. |
Приложение № 1
ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ
25 августа ( 5 сентября ) 1905 г.
Статья I
Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.
Статья II
Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...
Статья III
Россия и Япония взаимно обязуются:
1. эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова...
2. возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.
Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности. <...>
Статья V
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...
Статья VI
Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...
Статья VII
Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.
Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова. <...>
Статья IX
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. <...>
Статья XI
Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. <...>
Сборник договоров России с другими государствами. С. 337-341.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.