Конспект урока русского языка ": Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц."
Оценка 5

Конспект урока русского языка ": Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц."

Оценка 5
doc
10.05.2020
Конспект урока русского языка  ": Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц."
урок рус.яз названия птиц.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка 
во 2 классе
 по теме
"Безударные гласные,
непроверяемые ударением. 
Написание названий птиц"

Программа «Планета знаний»

 

 

 

Учитель: Кинерт В.Л.

 

 

                                                                             

 

 

Дата проведения: 28.01.2019 г.

Тема урока: Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц.

Цель урока:  отработать умение правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными.

Задачи урока:

·        продолжить работу по формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип; обогащать речь и словарный запас.

·        развивать познавательные и творческие способности учащихся,  аналитическое мышление,  орфографическую зоркость; умение анализа, синтеза, обобщения; расширение кругозора учащихся.

·        воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности и уважения к русскому языку; бережного отношения к птицам.

Планируемые результаты:

Личностные- формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, умения высказывать своё отношение к зимней природе и выражать свои эмоции.

Метапредметные:

·        Регулятивные УУД- умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя,  умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника; познавательная и личностная рефлексия,  проявлять инициативность и самостоятельность;

·        Познавательные УУД– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.      

 

 

·        Коммуникативные УУД–  умение сотрудничать с учителем и сверстниками

     при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за

     результат  своих действий; умение полно и точно выражать свои мысли.

    

 

 

·        Предметные - уточнить представления о безударных гласных непроверяемых ударением, закрепить знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной. 

 

Оборудование:  компьютер, мультимедийное оборудование,  презентация Microsoft  Office Power Point, учебник «Русский язык. 2 класс» Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина(ОС «Планета знаний»), рисунки зимних месяцев, снежинки с заданием для самостоятельной работы, вырезанные из бумаги снежинки, «Орфографический словарь» Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, разноцветные снежинки, карточки с гласными буквами, со словарными словами и  словами запомнить  посмотреть в словаре, музыкальный файл( песня «Три белых коня»).

 

Ход урока

I.Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя.

 Здравствуйте, ребята. Я думаю, у нас с вами всё получится. А сейчас настроимся на урок.

(Читаем вместе со слайда)

 

 На уроке не зевай –                         Слайд  2

      Сразу всё запоминай.

      Чтоб минутка не пропала,

      Мысль чтоб точно в цель попала!

      Чтобы в русском языке

       Равных не было тебе!

 

    II. Сообщение темы и целей урока.

    - Ребята,  послушайте загадку и отгадайте её.    Слайд 3

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила
.

(зима)                              (Пишу на доске зима)

  Слайд 4

-Да, сейчас в природе  хозяйничает зимушка-зима. «Матушка» – так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов.

- Ребята,  любите ли вы  зиму и  за что? Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!

- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный, урок – путешествие. Но  отправимся в гости к зимушке – зиме не с пустыми руками,  принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение заданий на уроке.

- Откройте тетради. Произнесём хором стихотворение: 

 

- Запишите число.

   28 января.

   Классная работа.

-Выделите орфограммы.

III. Каллиграфическая минутка.

- Итак, вернёмся к зиме.

- Зима – удивительное, волшебное время года. У неё есть верный спутник. Хотите узнать, кто он? Слушайте ещё одну загадку.

 Какой это мастер    Слайд 5
 На стекла нанес
 И листья, и травы
 И заросли роз?

(мороз) 

Слайд 5

- Посмотрите, какие удивительные и причудливые  узоры нарисовал мороз на окнах. Морозные узоры на стекле — это скопление крошечных кристалликов льда.  

(Пишу на доске слово  мороз)

 - Назовите гласные буквы в слове зима.

 - Какая из этих гласных находится в сильной позиции в слове зима? Почему?( а на неё падает ударение, они ударные)

- Какая гласная в слабой позиции в слове зима? Почему ( и безударная гласная, требующая проверки).

- Назовите гласные буквы в слове мороз.

- Какая из этих гласных находится в сильной позиции? ( вторая гласная буква о – ударная)

-Какая гласная буква в слове мороз в слабой позиции? (Гласная о)

- А можно ли проверить эту букву – орфограмму?

- С непроверяемыми безударными гласными в корне слова мы и будем работать на нашем уроке. Слова с такими буквами – орфограммами мы называем словарными.

-Мороз вам   написал буквы.

- Назовите их: а я е и о

- Какие это буквы?

-  Эти буквы очень часто  находятся в слабой позиции (бывают безударными).

-  Поработаем волшебниками и, как Мороз  на окне, в тетрадях составим узор из букв и соединений.    

 - Но прежде чем написать узор, выполним «гимнастику для пальчиков».

«согреем пальчики»
«пальчики здороваются»

«змейка»

«молоточки»

- Молодцы, приступаем к работе.

Записываем слово мороз

- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.

- Оцените сами себя.

- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому  первая снежинка ваша.

( прикрепляю снежинку на доску)

IV. Словарная работа.

- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

    По снегу покатите-

    Я подрасту.

    На костре согреете-

    Я пропаду.(снежок)

- Да, это снежок.  Вы любите играть в снежки?

- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

- Перед вами  словарные слова,  в которых  пропущены  буквы, а ниже  «снежки» с этими буквами. Они помогут нам восстановить слова.      Слайд 6

- Запишите    Словарь:

- Записывать слова будем в строчку, через запятую, подчёркивая  вставленную  букву  ставя ударение.

 -Первым бросает снежок…    (записываем с комментированием)

ин …  й                    р ...  бина                                                                  

б…рег                      п…года

…блака                   с…р…бро

к… л… ндарь         пр…рода

- Что можете сказать о вставленных буквах? (гласные, безударные, непроверяемые)

- А сейчас прочитаем ещё раз эти слова орфографическим чтением, чтобы лучше их запомнить.

-  В «снежки» поиграли и словарные слова повторили, а значит заработали ещё одну снежинку.

   ( прикрепляю снежинку на доску)

 

V. Актуализация знаний.

- Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с  интересным и необычным героем. А  кто это, вы узнаете, позже.

- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить» его.

     ( на слайде появляются детали снеговика)               Слайд 7

    1)Какие бывают звуки?(гласные и согласные)

    2) Какие звуки называются гласными?

    3) На какие две группы можно разбить гласные звуки (ударные, безударные)

   4) Какие значимые части слов вы знаете?

  5) Что такое корень слова?

  6)  Какие слова называются однокоренными?

  7) Что такое орфограмма?

  8) Какие бывают орфограммы в корне слова? (проверяемые и непроверяемые)

 - Кого мы  «вылепили»?

 - Снеговика.

- Молодцы! Хорошо всё  повторили,  а значит получаете ещё одну снежинку.

       ( прикрепляю снежинку на доску)

 

VI. Изучение нового материала.

 - Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.   Слайд 8

(звучит песня «Три белых коня»)

  - Так кто эти три брата?

  -Да, это зимние месяцы.    

  - Назовите зимние месяцы по порядку.

  - Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.

   - О Декабре нам расскажет Влад.    Слайд 9       Рисунок Декабря на доске

  Декабрь  завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».

   1. Задание Декабря.

- Декабрь предлагает вам поиграть с ним в игру  «Найди лишнее слово»

(Слова написаны на доске)

 Гроза,   месяц,   перо.           выделите корень в каждом слове.                             

 Волна, зима, ветер.                                                    

 Февраль, следы,  трава.                                                                        

- Какие слова лишние в первой строчке? во второй? в третьей и почему?(лишние месяц, ветер, февраль – слова с непроверяемой безударной гласной.)

- Это новые словарные слова, которые будут дежурными у нас на уроке.

- Спишите подчёркнутые новые словарные слова  в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.

-Дома запишите их в словарик и выучите.

- Как можно проверить написание этих слов? ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ  (на доске) 

Показ орфографического словаря

- Но словари не всегда бывают под рукой, поэтому слова с непроверяемой  безударной гласной надо ЗАПОМНИТЬ (на доске).

- Молодцы! С заданием Декабря мы с вами  успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку.

   (прикрепляю снежинку на доску)

2. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо…

- Ребята, а кто внимательный, какое из новых словарных слов встретилось в физминутке? ветер

-Произнесите его орфографическим чтением.

3. Задание Января

- Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю?                   Слайд  10

 -Миша, расскажи, что ты знаешь о январе?    Рисунок Января

     В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.

 -   Голодно и холодно нашим пернатым друзьям – птицам зимой. 

  - Посмотрите, ребята, Январь с ветрами и метелями унёс из кормушки  весь корм, и птицы могут погибнуть!   Слайд 11

-Какие птицы прилетели к кормушке? ( На слайде появляются все птицы)

воробей

синица

снегирь

ворона

сорока

- С этими словами вы уже знакомы. Запишите названия этих птиц, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

- Проверьте слова.  (Вывешиваю слова на доску)

-Можно ли проверить безударные гласные в этих словах? (Нет, в этих словах непроверяемая безударная гласная)

-Это словарные слова. Их правописание надо запомнить.

-  Ребята, как мы с вами можем помочь птицам зимой?(развесить кормушки, подкармливать их)

- Молодцы! Ребята,  Январю стало стыдно за свои проказы и он вернул корм птицам, а вы  получаете ещё одну снежинку.

(прикрепляю снежинку на доску)

4. Физкультминутка для глаз.      Слайд 12

5. Задание Февраля.

-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.

- Расскажет об этом месяце Олеся    Слайд 13

 Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».              Рисунок Февраля

- Февраль подготовил для вас задание по учебнику на стр. 24  упр. 7.

 Запишите Упр 7

- Прочитайте задание.

- Сколько месяцев в году?

- Назовите осенние месяцы; зимние месяцы.

- Работать будете по вариантам:

 I в. – будете записывать названия осенних месяцев               

 IIв.-  будете записывать названия зимних месяцев.

-Будьте внимательны. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

-Проверьте вашу работу по слайду, исправьте ошибки.   Слайд 14

-  Вы справились с заданием Февраля. Каждый вариант заработал по одной снежинке.

  (прикрепляю  две  снежинки на доску)

 

VII. Домашнее задание

- Найдите упр.8 на с. 25. Прочитайте задание. Это и будет ваше домашнее задание. Оно поисковое и исследовательское. Вспомните наш урок, обратитесь за помощью к родителям, к энциклопедиям и к Интернету.

- Откройте  дневники и запишите Упр.8 с. 25.

6.Самостоятельная работа.              Слайд 15

- Сегодня   весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.

   Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки.

- К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно на снежинках. Первое задание выполните все. 2 задание по выбору. Приступили к работе.

 

1.     Вставь пропущенные буквы. Поставь ударение в словах.

Н…род, х…зяин, к…ньки, г…ра, яг…да, гор…д.     

2.     Подчеркни лишнее слово

( выборочно проверяю)

- А у остальных ребят я обязательно проверю сам. Работу и поставлю оценки.

- Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.

  (прикрепляю снежинку на доску)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Подведём итог тому, что узнали нового. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.

Чтобы правильно написать слова с непроверяемой безударной гласной надо их …запомнить или проверить по словарю.

 - Наше путешествие подошло к концу. А вот и сама красавица-  Зима. Она очень рада нас всех видеть, тем более мы пришли не с пустыми руками, а со снежинками.  Слайды 16 - 17

- Давайте посчитаем, сколько мы сумели собрать снежинок.

На партах лежат тоже снежинки трёх цветов. Пусть каждый из вас выберет по одной снежинке                           Слайд 18

- если  вам было легко выполнять задания       –   выберите розовую снежинку

- если у вас на уроке возникали затруднения –    выберите жёлтую снежинку

-  если все задания для вас были трудными –     возьмите   синюю снежинку          

- А теперь поднимите снежинки. Как красиво!

-  Эти снежинки я дарю вам.

(Оценить ребят, рассказывающих о зимних месяцах и др. активных учащихся)

-Наш урок окончен. Вы, ребята, молодцы. Спасибо за урок!

 

Список использованной литературы:

  1. Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель. 2012
  2. Л. Я. Желтовская. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык». — М., АСТ, Астрель.2012

                                   

Интернет-ресурсы:

  1. Свободная энциклопедия Википедия http://yandex.ru

2. Приметы зимы. Декабрь http://www.semya.ru/

3.  Приметы. Январь  http://primeta.yaxy.ru/1.html

4. Приметы зимы. Февраль http://www.rus-goroskop.ru/

5. Загадка о зиме http://childline.ru/zima.shtml

6. Загадка о морозе  http://vospitayel.ucoz.ru


Скачано с www.znanio.ru

Программа «Планета знаний»

Программа «Планета знаний»

Дата проведения: 28.01.2019 г

Дата проведения: 28.01.2019 г

Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина(ОС «Планета знаний»), рисунки зимних месяцев, снежинки с заданием для самостоятельной работы, вырезанные из бумаги снежинки, «Орфографический словарь»

Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина(ОС «Планета знаний»), рисунки зимних месяцев, снежинки с заданием для самостоятельной работы, вырезанные из бумаги снежинки, «Орфографический словарь»

Классная работа. -Выделите орфограммы

Классная работа. -Выделите орфограммы

Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать

Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать

Что такое корень слова? 6)

Что такое корень слова? 6)

Ребята, а кто внимательный, какое из новых словарных слов встретилось в физминутке? ветер -Произнесите его орфографическим чтением

Ребята, а кто внимательный, какое из новых словарных слов встретилось в физминутке? ветер -Произнесите его орфографическим чтением

Проверьте вашу работу по слайду, исправьте ошибки

Проверьте вашу работу по слайду, исправьте ошибки

Наш урок окончен. Вы, ребята, молодцы

Наш урок окончен. Вы, ребята, молодцы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020