Урок русского языка. 2 класс
Парные согласные в корне
Важницына Н. В
Урок русского языка. 2 класс
Парные согласные в корне
Цели: Образовательные:
- расширить представления об оглушении парных согласных в конце слова;
- уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, обобщать, формулировать выводы;
- обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
- развивать положительное отношение к учебе.
Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи и сопереживания.
I. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов на планеты.
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет!
Опоздавшим места нет!
Сегодня мы отправимся в космическое путешествие. Космонавтика. Что это такое? (Плакат).В переводе с греческого, космос – Вселенная, навтика – искусство кораблевождения. В ходе урока мы будем использовать все наши раннее полученные знания , надо бытьочень внимательными.
Итак, будущие космонавты, в путь!
2. Актуализация опорных знаний.
На доске: Б, В, Ж, З, К, Ш,П,Н,С,Г,Ф.
- Назовите лишнюю букву, докажите свой выбор.(н- сонорный звук.)
Как называть оставшиеся буквы?
-На какие две группы их можно разбить?(звонкие и глухие)
Определите тему урока.
Исходя из темы, сформулируйте цели урока.
3.Минутка чистописания. Откройте тетради. Посмотрите на оценку. Встаньте, кто заработал право работать в «волшебной» тетради.
Запишите число. Классная работа.
Объедините звонкую и глухую в пару, придумайте и запишите своё упражнение для минутки чистописания. Пропишите .Обменяйтесь тетрадями в парах, оцените работу. Встаньте, кто написал на «5». Молодцы!
4. Словарная работа. Повторим написание словарных слов на букву, которая обозначает гласный звук, дважды встречается в слове КОСМОНАВТИКА. Безударный.
Словарный диктант. Слова на букву «о».
Взаимопроверка. Пересядьте по рядам, откройте учебник, с. 134.Проверьте. Оцените работу. ( критерий оценки).Встаньте, кто знает словарные слова на «5» и «4». Молодцы!
5.УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА В одном из записанных словарных слов, встречается знакомая нам орфограмма. Назовите это слово. ОБЕД.
Назовите орфограмму. Попробуйте вывести правило (алгоритм) правописания слов с парными согласными в корне.
Подберите проверочное слово, изменяя форму слова. ОБЕД – ОБЕДЫ – НЕТ ОБЕДА.
1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (Обед - обеды).
2. Изменить слово – добавить слово “нет” (обед– нет обеда).
Подберите однокоренное слово. Обед –обедать.
3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное, ) – (дождь – дождик).
- Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов. Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:
Все
напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.
На обед космонавты заработали витаминную МОРКОВЬ. Запишите это слово, доказав выбор букв.
4.- Сравните слова записанные на доске:
морко…ь – морко…ный
- В каком слове вы не сомневаетесь в написании парной согласной? (Морковный)
- Почему? (Звучит четко)
- Что заставляет этот звук звучать четко, ведь гласного рядом нет? (Согласный звук “н”)
- Сделайте вывод четвертого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук “н”.)
Таким образом , рассмотрите полученный алгоритм подбора проверочных слов с парными согласными:
1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук.
2. Изменить слово – добавить слово “нет”.
3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное).
4. Изменить слово – подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит согласный звук [н].
Молодцы! Приготовились к полёту к планетам солнечной системы
5.Физминутка . ( мелодия – «Запоминайка. Планеты Солнечной системы»)
6.Упражнения в написании слов с парным согласным в корне.( по слайдам)
А)Назовите слова с парным согласным
Мороз и солнце, день чудесный
Морозы – мороз
Б)Докажите выбор букв.
Пруд – прудик
Мёд – медовый
Бег-бегать , бегу
ВЫВОД. Парные согласные – самые опасные!
В слове ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!
7. Проверочная работа.
Фамилия
Имя________________________________________ 1 вариант
ПРОВЕРОЧНАЯ
РАБОТА
1.
Напиши
под каждым согласным его пару.
З
К Д В П Ж Г
С Ф Б Ш Т
2. Вставь парные согласные буквы вместо точек. Устно подбери проверочное слово.
Но...ка, гря...ка, руба...ка, гла...кий, ша...ка, ю...ка
__________________________________________________________________
3.
К слову
«УЛОВ -»
подчеркни
проверочное слово.
Ловушка, отлов, ловить, ловчий, ловко
4.
Запиши проверочные слова к словам:
Пара… - ________________, обло…ка- ________________________,
шар….- _________________ , зама…ка - _______________________
5. Запиши текст без ошибок.
Зимой я гостил у дедушки в деревне Ду…ки. Мой де… любитель птиц. Он повесил у дома к…рмушку. Вот одна птаха поклевала кро…ки, да и шлепнулась в сугро…. Она ныряла в пуш…стый сне…
Фамилия Имя____________________________________ 2 вариант
ПРОВЕРОЧНАЯ
РАБОТА
1.
Напиши
под каждым согласным его пару.
Д Ж Ф
Б Ш П Т З Г
С В К
2. Вставь парные согласные буквы вместо точек. Устно подбери проверочное слово.
Лоша...ка, наря..., мя…кий , сугро…, сла….кий, сколь...кий.
__________________________________________________________
3.
К слову «ГРУЗ» подчеркни
проверочное слово.
Грузило, погрузка, грузы, грузить, сухогруз
4.
Запиши проверочные слова к словам:
Вере…ка-________________________ло….ка-__________________,
кла… -___________________________бага… - __________________
5. Запиши текст без ошибок.
Трещит жгучий моро…. Полянки укрыл пуш…стый сне….. Пеньки надели снежные ша….ки. Медве…ь залег в берлогу до весны. По лесным доро…кам скачут зайчишки.
Проверка .Докажите ответы.
Оцените каждый свою работу на полях тетради.. Оценки за урок.
Итог. Что нового узнали? Что запомнили. Все доказали, что достойны лететь в космос
К запуску космической ракеты приготовиться(есть приготовиться)
Включить контакты (есть включить контакты)
Завести моторы (есть завести моторы).
5, 4, 3, 2, 1…пуск !
Просмотр отрывка из обучающего фильма «В космосе»
Рефлексия.
Кому всё было ясно и всё понравилось –встаньте, подняв руки вверх. У кого остались вопросы –останьтесь сидеть .Кому было неинтересно и непонятно-легли на парту.
Как проверить парный согласный?
Парные согласные – самые опасные!
В слове ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.