Конспект
урока русского языка для 5 класса
по теме «Как определить лексическое значение слова»
(с использованием технологии развития критического мышления
через чтение и письмо)
УМК «Русский язык. 5 класс» М. М. Разумовской
Раздел: «Лексика. Словообразование. Правописание».
Цель урока: создать условия для формирования умения определять лексическое значение слова разными способами.
Задачи урока:
Обучающие: систематизировать знания обучающихся о способах объяснения лексического значения слова,
Развивающие: формировать умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, умение работать со словарями.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, его богатству и выразительности.
Приемы РКМЧП: «Корзина идей», «Лови ошибку», «Составление инструкции».
Формирование универсальных учебных действий:
формирование личностных УУД:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
формирование регулятивных УУД:
· возможность планировать свои действия;
· контролировать свою деятельность;
· оценивать правильность выполнения действия на основе тестов, тренажеров;
формирование коммуникативных УУД:
· формулировать собственное мнение и позицию;
· задавать вопросы;
· контролировать действия партнёра;
· строить монологическое высказывание,
· владеть диалогической формой коммуникации;
формирование познавательных УУД:
· пользоваться различными словарями;
· читать и слушать, извлекая нужную информацию;
· соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
Планируемые результаты:
Личностные:
1) осознание лексического богатства языка;
2) осознание эстетической ценности русского языка;
3) уважительное отношение к родному языку.
Метапредметные:
1) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
2) свободно пользоваться толковым словарём;
3) овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях.
Предметные:
1) усвоение основных понятий: лексика, лексическое значение слова, словарный состав языка, словарный запас языка, грамматическое значение слова;
2) знание основных способов толкования лексического значения слова;
3) правильно употреблять слова в устной и письменной речи.
Оборудование и материалы:
Компьютер, экран, проектор.
Видеоролик, интерактивные тесты и задания.
рабочие тетради.
Список учебной и дополнительной литературы:
М. М. Разумовская. М.Учебник русского языка,5 класс М., «Дрофа»,2012г., С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», школьный словарь синонимов.
Ход и содержание урока
Основные этапы урока |
Методические приемы и педагогические техники РКМЧП |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
1.Организационный момент. (2 мин)
|
|
Предлагает поднять карточки со смайликами, передающими эмоциональный настрой обучающихся. |
Выбирают «настроение» |
Учитель акцентирует внимание на то, как «заулыбался класс» |
2. Вызов. Театрализация. (7 мин)
|
|
Ребята, вы посмотрели инсценировку из рассказа В.Драгунского. Разговор, который произошел между Денисом и Люсей. - В речи какого персонажа вы заметили ошибки? - Правильно понимает Люся значение слов сатирик, партнер? - Какой словарь поможет нам ответить на этот вопрос?
|
Инсценировка отрывка. - Дениска, а ты сможешь выступить в концерте? Мы решили организовать двух малышей, чтобы они были сатирики. Хочешь? - Хочу! Только ты объясни, что такое сатирики? - Видишь ли, у нас есть разные неполадки... Ну, например, двоечники или лентяи, их надо прохватить, понял? Надо про них выступить, чтобы все смеялись... А у тебя есть партнер? - Нету. - Как же ты без товарища живешь? - Товарищ у меня есть. Мишка. А партнера нету. - Это почти одно и то же...
|
Заранее подготовленные дети показывают сценку. |
3. Целеполагание (4 мин):
|
Прием «Корзина идей». (Учащиеся работают в парах, каждая пара записывает все, что знает по данной теме, затем складывает в корзину). |
учитель просит заполнить карточки
|
Обучающиеся заполняют карточки: Дописать предложения.
1.Все слова языка образуют его_________________ 2. Большинство слов имеет ___________________ 3.Способы объяснения лексического значения слова__________________________________ 4. Синонимы -это____________________________________5.Антонимы - это
|
Учитель акцентирует внимание на пробелах в карточках Обучающиеся ставят цель урока, учитель корректирует ответы учеников.
|
4. Осмысление (3 мин).
(5 мин)
|
«Лови ошибку» - (работа в парах)
|
Учитель зачитывает ответы учеников и просит сверить с учебником: п.32, стр.84-87).
Пользуясь толковым словарем, исправьте ошибки. 1. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина. Западня- квартира с окнами на запад. Гривенник- юноша с модной гривой. Маховик- регулировщик на перекрестке Застрельщик- браконьер. |
Обучающиеся работают с текстом п.32
Обучающиеся делают записи в тетради. |
Учитель вместе с обучающимися делают вывод: лексическое значение слова можно определить несколькими способами: с помощью толкового словаря подбором синонимов подбором однокоренных слов с помощью рисунка (вывод на слайде)
Задание на слайде.
|
(7 мин)
(8 мин) |
|
2. Определите значение слов, выполните задания, пользуясь электронными ресурсами. Работа в группах.
Сделайте вывод: какими способами можно определить лексическое значение слова?
3. Работа с тренажер «Отгадай словечко». - Какие трудности возникли при выполнении задания? - Что помогает правильно сделать выбор? -В русском языке кроме известных лексических категорий есть слова, которые близки по звучанию, строению и написанию, но имеющие разные лексические значения. Такие слова называются паронимами. -Перед тем, как сделать вывод, посмотрим видеофрагмент
|
1 группа. Кроссворд. Обучающиеся пользуются словарём Ожегова
2 группа. Тест Определяют слово по рисунку и его лексическому значению.
3группа. Задание «Подбери синоним» Обучающиеся пользуются словарём синонимов
4 группа: Выполнить упражнение 239, стр.86
Обучающиеся, готовые дать правильный ответ, поднимают свой смайлик.
Обучающиеся делают вывод: чтобы не попасть в нелепую ситуацию, необходимо знать лексическое значение слова и уметь пользоваться толковыми словарями.
|
При условии наличия компьютеров в кабинете.
Приложение №1 Разгадайте кроссворд.
Приложение №2 Пройди тест
Приложение № 3
Учебник
Приложение №5
Приложение № 5 Видеофрагмент (крокодиловый и крокодилий)
|
Рефлексия (3 мин) |
Прием «Составление инструкции» |
Чтобы успешно выполнить домашнее упражнение 245, вам необходимо составить инструкцию «Как объяснить лексическое значение слова» |
Работают парами. Рисуют смайлик в конце инструкции, выразив свое впечатление от урока. |
Приложение № 6
|
Домашнее задание (1 мин) |
|
Запишите задание на дом (дифференцированное) |
|
П.32, упр. 245, 247 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.