Конспект урока русского языка по теме "Антонимы в русском языке" для учащихся 2 класса
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка по теме "Антонимы в русском языке" для учащихся 2 класса

Оценка 4.7
Занимательные материалы +4
docx
русский язык +1
20.10.2020
Конспект урока русского языка по теме "Антонимы в русском языке" для учащихся 2 класса
Данный конспект урока составлен в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями ФГОС. Цель занятия – познакомить с понятием «антонимы» в русском языке, определить их место и значение в нашей речи. В ходе урока дети будут продолжать учиться исследовать русский язык, самостоятельно делать выводы, работать со словарными словами, находить и объяснять пройденные орфограммы. Урок включен в раздел учебника «Слова, слова, слова…» и посвящен работе с лексическими значениями слов. Все необходимые для проведения занятия карточки и раздаточный материал можно найти в разделе конспекта «Приложение».
Антонимы.docx

Предмет: Русский язык.

Тема: Антонимы в русском языке.

Возрастная группа: 2 класс

Описание методической разработки.

           Данный конспект урока составлен в соответствии со всеми требованиями  и рекомендациями ФГОС.  Цель  занятия – познакомить с понятием «антонимы» в русском языке, определить их место и значение в нашей речи. В ходе урока дети будут продолжать учиться исследовать русский язык, самостоятельно  делать выводы, работать со словарными словами, находить и  объяснять пройденные орфограммы. Урок включен в раздел учебника «Слова, слова, слова…» и посвящен работе с лексическими значениями слов. Все необходимые для проведения занятия карточки и  раздаточный материал можно найти в разделе конспекта «Приложение».

Цель занятия:

1.     Познакомить с понятием «антонимы».

2.     Продолжать работать со словарными словами.

3.     Тренироваться в написании словарных слов.

4.     Активировать словарный запас.

5.     Расширять лексикон.

6.     Развивать навыки письма и каллиграфии.

7.     Развивать умение применять на практике полученные ранее знания.

8.     Развивать навыки грамотного и последовательного изложения своих мыслей.

9.     Развивать память, мелкую моторику, логическое и образное мышление.

10. Продолжать учиться самостоятельно делать выводы и подводить итоги.

11. Развивать умение слышать и слушать собеседника.

 

Оборудование:

1.     Карточки со словами «здравствуйте» и «до свидания»

(см. приложение)

2.     Карточки с заданиями для индивидуальной работы (см. приложение)

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

1.     Вводная часть. Работа со словарными словами.

Ребята, сегодняшний урок мы с вами начнем с загадки.

 

Старшим людям не грубите

 И не панибратствуйте,

Им при встрече говорите

Не «привет», а…

(Здравствуйте)

Молодцы! Посмотрите внимательно на отгадку.

(Учитель вывешивает карточку со словом на доску, см. приложение)

 Мы  используем это слово много раз за день. А вы когда-нибудь задумывались о его значении?

Сейчас мы просто выражаем словом «здравствуйте» приветствие старшим или  незнакомым людям. В давние времени при встрече люди желали друг другу здравия, т. е. здоровья. Спустя время слово изменилось и превратилось в «здравствуйте».
          Найдите в слове орфограмму.  Как она называется? (Непроизносимый согласный звук «в»). В какой части слова она находится? Можно ли проверить орфограмму? (Нет) Если орфограмму проверить нельзя, значит слово мы отнесем к группе словарных слов. Запишите его в тетрадь, выделите корень и орфограмму.

Письменная работа.

Составьте со словом «здравствуйте» словосочетание.

(Сказать громко «здравствуйте», говорить «здравствуйте», прокричал «здравствуйте» и т. д.)

Запишите понравившееся вам словосочетание в тетрадь.

2.     Основная часть.

А теперь, когда мы познакомились с новым для нас словарным словом, я покажу вам еще одну карточку.

(Учитель вывешивает на доску карточку со словом «до свидания», см. приложение)

В каком случае мы используем слово «до свидания»? Говорите ли вы так своему другу, маме, папе,  брату или сестре? Кому уместно сказать «до свидания»? Давайте сравним лексические значения слов.

(Ответы детей)

Можно ли сказать, что эти слова противоположные по смыслу? Во всех языках мира существует группа слов, которую ученые назвали «антонимами». Это слова с противоположным значением. Как вы думаете, к каждому ли слову можно подобрать антоним?

(Ответы детей)

Давайте проверим нашу гипотезу.

Коллективная игра.

    Я буду называть слова, а вы попробуйте подобрать к ним антонимы.

(Учитель записывает слова на доске)

Горячо (холодно)

Бодрствовать (спать)

Друг (враг)

Карандаш -------

Вежливый – грубый

Оркестр -------

Варенье ---------

Какой вывод сделаем? (Не ко всем словам можно подобрать антонимы)

       Посмотрите на нашу запись. Какие части речи нам встретились? (Существительные, глаголы, прилагательные). Значит, антоним можно подобрать к любой известной нам части речи. Но пара слов должна быть из одной группы частей речи. Будет ли правильным антоним «стоять» для слова «бег»? (Нет, «стоять» - это глагол, «бег» - это имя существительное.

 

3.     Первичное закрепление.

(Учитель  раздает карточки с парами слов, см. приложение)

У каждого из вас на столе карточки с парами  слов. В некоторых парах антонимов допущены ошибки. Исправьте их и запишите правильный вариант.

Индивидуальная письменная работа.

Карточка 1

Белый – синий, холод – зной, город – страна, высоко – низкий, иду – бегу, правда – неправда, нищий – богатство, день – утро, аккуратный – неряшливый, босоногий – обутый.

 

Карточка 2.

Лед – пламя, яркий – светлый, назад – вперед, ребенок – взрослый, починил – поломка, зрелый – спелый, пасмурно – ясно, громкий – тихо,

уйти – прийти, добрый – недобрый.

Коллективная устная работа.

(Учитель записывает на доске предложения)

Посмотрите на доску. Что вы видите? (Предложения) Что такое предложения?

(Ответы детей)

В предложениях допущены смысловые ошибки, потому что неверно употреблены слова. Давайте заменим их на антонимы и восстановим смысл.

1.     В нашей стране очень мало  городов. (Много)

2.     Моя мама готовит самый отвратительный пирог. (Вкусный)

3.     Чтобы встретить рассвет, нужно поздно встать. (Рано)

4.     Гепард – самое медленное животное в мире. (Быстрое)

5.     Я ненавижу получать подарки. (Люблю)

4.     Итог занятия.

С какой группой слов мы сегодня познакомились? Что можно сказать о лексических значениях антонимов? Ко всем ли словам можно их подобрать? Как правильно использовать антонимы?

5.     Домашнее задание.

Составить 3 предложения, включив в них антонимы.

 

 

 

 

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

 

ЗДРАВСТВУЙТЕ                                                 

 ДО СВИДАНИЯ

Карточка 1.

Белый – синий, холод – зной, город – страна, высоко – низкий, иду – бегу, правда – неправда, нищий – богатство, день – утро, аккуратный – неряшливый, босоногий – обутый.

 

 

 

 

Карточка 2.

Лед – пламя, яркий – светлый, назад – вперед, ребенок – взрослый, починил – поломка, зрелый – спелый, пасмурно – ясно, громкий – тихо,

уйти – прийти, добрый – недобрый.


 

Предмет: Русский язык. Тема:

Предмет: Русский язык. Тема:

Ход занятия. 1. Вводная часть

Ход занятия. 1. Вводная часть

Учитель вывешивает на доску карточку со словом «до свидания», см

Учитель вывешивает на доску карточку со словом «до свидания», см

Первичное закрепление. (Учитель раздает карточки с парами слов, см

Первичное закрепление. (Учитель раздает карточки с парами слов, см

ПРИЛОЖЕНИЕ. ЗДРАВСТВУЙТЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ЗДРАВСТВУЙТЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2020