Предмет: Русский язык
Тема: Синонимы в русском языке.
Возрастная группа: 2 класс.
Описание методической разработки.
Конспект урока «Синонимы» входит в блок «Слова». Урок составлен в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями ФГОС. В ходе занятия дети будут продолжать учиться самостоятельно делать выводы, классифицировать предметы по заданному признаку. В начале урока учащимся предложена работа со словарными словами, в основной части дети продолжат работу по новой теме, вспомнят пройденные орфограммы и потренируются в навыках каллиграфии.
Цель занятия:
1. Познакомить с понятием «синонимы».
2. Познакомить с правилами расстановки знаков препиния при обращении.
3. Развивать навык нахождения обращений в предложениях.
4. Активировать словарный запас.
5. Расширять лексикон.
6. Развивать навыки письма и каллиграфии.
7. Развивать умение применять на практике полученные ранее знания.
8. Развивать навыки грамотного и последовательного изложения своих мыслей.
9. Продолжать учиться самостоятельно делать выводы и подводить итоги.
10. Развивать умение слышать и слушать собеседника.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Ребята, давайте вспомним, что такое лексическое значение слова?
(Ответы детей)
Давайте поиграем. Я назову лексическое значение слова, а вы попробуете догадаться, что это за слово.
Тот, кто любит фантазировать, живет фантазиями.
Конечно, это фантазер.
Какую орфограмму заметили? (Безударная гласная)
Сколько их в слове? (2 буквы а)
В какой части слова? (Корень)
Сколько в слове слогов? (3)
На какой слог падает ударение?
Вы поставите знак ударения? (Нет, над буквой ё не ставится)
Давайте запишем в тетрадь, запомним новое словарное слово и выделим орфограммы. Ударение ставить не будем!
Письменная работа в тетради.
2. Основная часть.
Ребята, а каким словом можно заменить «фантазер»? (Мечтатель)
Давайте подумаем, все ли слова в русском языке можно заменить на близкое по значению? Давайте поиграем. Я буду называть слова разной части речи, а вы попробуйте подобрать близкое по значению.
Большой (огромный)
Носорог (гиппопотам)
Спать (дремать)
Лгать (врать)
Картина (рисунок)
Посмотрите, ко всем словам мы смогли подобрать близкие по лексическому значению. Таких слов очень много в русском языке. Поэтому ученые для этой группы слов даже придумали специальное название – синонимы.
3. Первичное закрепление.
Прочитайте два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что - во втором?
1. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Какими словами синонимами заменили слово «зябнет»?
Запишите эти слова в тетрадь.
Проверка.
Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? Сформулируйте мысль.
(Ответы детей)
Синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет), обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.
Письменная коллективная работа с комментированием
Посмотрите, перед вами карточки, в которых допущены ошибки в подборе синонимов. Давайте исправим и допишем правильные, близкие по смыслу слова.
Карточка.
Скупой – веселый
Торопиться – спешить
Грустно- весело
Близко – рядом
Родина – Отчизна
Мама – мамочка
Везде – кругом
Страшиться – храбриться
Готовить – стряпать
4. Итог занятия.
О какой группе слов мы сегодня узнали? Для чего синонимы служат в русском языке? Какие части речи можно заменить синонимами? Приведите примеры синонимов.
5. Подобрать синонимы (по 5 слов) для каждой изв
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.