Конспект урока русского языка во 2 классе.
УМК Гармония
Тема: Способ подбора проверочных слов для названий предметов.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: Познакомить с одним из способов подбора проверочных слов для названий предметов.
Задачи:
Обучающие: выявить и освоить один из способов проверки корневых орфограмм в именах существительных;
Развивающие: выполнять операции анализа, синтеза, классификации, уметь наблюдать, делать выводы;
Воспитательные: осознавать трудности нашего языка, стремиться к их преодолению, проявлять трудолюбие и желание решить учебную задачу.
Формы работы учащихся – коллективная, парная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование – компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Форма урока: игра – путешествие.
Ход урока:
1. Этап мотивации |
Здравствуйте, ребята, сегодня мы вновь отправимся к тайнам русского языка По дороге сюда мне встретилась сказочница и, узнав, что я иду к вам, попросила ей помочь. Она написала «приглашение» на свой день рождения, и попросила его передать доброй Фее, которая живёт вот в этой избушке. Сказочница знает, что в этом классе учатся очень любопытные и умные ребятишки. Поможем? Но для этого надо отправиться в сказку - к тайнам нашего языка. Русский язык хранит в себе много тайн и опасностей. Лишь тот, кто узнает секреты русского языка, сможет избежать этих опасностей и не допустить ошибок. (слайд №2) |
2. Этап актуализации знаний |
Сказочница дала нам путеводный клубочек. Смотрите, он нас привел к волшебному дереву. А растут на этом дереве слова. Прочтём их вместе. (слайд №3: сад, садовник, садовый, посадить) Что вы можете сказать об этих словах? Что у них общего? Слова однокоренные, т.к. имеют общий корень и общее значение. 2) Путеводный клубочек ведёт нас дальше и приводит к сказочной реке, в которой тоже живут слова. (слайд №4: речка, речной, речушка, поперечный) Прочитали. Но водяной хочет сбить нас с правильной дороги и специально «подселил» в речку лишнее слово. Постарайтесь его найти. Лишнее слово «поперечный», т.к. нет общего значения. |
3. Введение в тему урока. |
Катится клубочек дальше и ведёт нас к лесной опушке. (слайд №5) Здесь ждут нас новые слова. (Травы – тр.ва, сады – са., леса – ле., волны – в.лна). Прочитали. Но в некоторых словах оставлены «дырочки». Почему так? Здесь есть проверяемые и проверочные слова. Можно ли назвать эти пары слов однокоренными? Нет, это изменения формы одного и того же слова. Как же изменилась форма слова, чтобы оно стало проверочным? Изменилась форма числа. Пользуясь проверочным словом, закройте «окошки». Фронтальная работа с буквенными веерами. |
4. Этап целеполагания |
Как вы думаете, отправляясь в сказку, чему мы с вами научимся, что будем делать? Цель нашего путешествия не только найти сказочную избушку и передать приглашение, но и научиться избегать ошибок, подбирая проверочные слова к названиям предметов и изменяя при этом форму числа. |
5. Этап изучения нового материала |
1) Клубочек указывает на путь и приводит к волшебному ларцу. Давайте посмотрим – что в ларце? А в том ларце… хранится тетрадь – задачник. (слайд №6) Как вы думаете, как задачник нам сможет помочь в путешествии? Верно, в нём приготовлено задание, выполнив которое, мы сможем продолжить путь (с.20, №356) ü Прочтите слова первого столбика. ü Определите число этих слов, укажите его наверху. ü Устно измените слова. Какая орфограмма появилась? ü Запишите слова с «окошками». ü Какие слова помогут закрыть «окошки»? Закройте. ü Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа. Форма какого числа требовала проверки? Какие изменения слов были проверочными? Форма мн.ч. помогла проверить форму ед.ч. 2) Давайте вспомним, в каком порядке мы действовали. (в процессе обсуждения на слайде №7 появляется план выполнения задания) 1. Укажи форму числа данных слов. 2. Над пустыми строками надпиши другое число. 3. Измени слова и запиши их с «окошками». 4. Закрой «окошки». Пользуйся проверочными словами. 3) Способ изменения числа помог нам проверить слова с парным согласным. А будет ли он работать с другой орфограммой? Давайте проверим. В наше путешествие сказочница дала нам волшебные карточки – одну на двоих. Поэтому работать вы будете в парах. При выполнении задания пользуйтесь планом. Проверка фронтально. Какая орфограмма встретилась в словах? Как вы изменили данные слова? Чтобы проверить орфограмму, изменяем форму числа. |
5. Закрепление |
Этот способ проверки поможет выполнить следующее задание. Устное задание. (слайд №8) Фронтальная работа с буквенными веерами. Решение орфографических задач. |
6. Домашнее задание. |
Дома вы продолжите решать орфографические задачи в упр.359 (слайд №9) |
7. Логическое завершение учебного взаимодействия |
Путеводный клубочек привёл нас к последнему заданию. (электронный учебник) ü Соедините стрелками проверочные и проверяемые слова. ü Выберите пару, в которой проверочное слово подобрано с помощью изменения формы числа. Есть и другие способы проверки. Но о них вы узнаете в следующий раз, когда снова отправитесь к тайнам русского языка. |
8. Рефлексия |
Путеводный клубочек привел нас к избушке, где живет добрая Фея. Ей и просила сказочница передать приглашение. (Слайд №10) Ребята, а что бы вы хотели пожелать сказочнице, «на день рождения». Перед Вами стикеры разных цветов – выберите один из них, напишите на нём свое слово-пожелание и приклейте к своей тетради. Наше путешествие подошло к концу. Я хочу сказать вам большое спасибо за то, что вы такие отзывчивые и смелые. Желаю, чтобы вам в жизни встречались только добрые люди. Всего доброго.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.