Конспект урока по русскому языку
Тема: «Согласные звуки [з], [з`]. Чтение»
Цель урока: сформировать представление о звуках [з], [з`] и букве З з.
Задачи урока:
Образовательные:
- знать характеристику звуков [з], [з`]
- знать образ буквы З з
- уметь давать характеристику звуков [з], [з`]
- уметь определять место звуков [з], [з`] в слове
- уметь читать слоги, слова, предложения с буквой З з
Развивающие:
- развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;
- развивать устную речь.
Воспитательные:
- воспитывать ценностные ориентиры к изучению темы звуки [з], [з`], буква З з.
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
Учебник УМК «Школа России» Азбука 1 класс 1ч.
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
Примечание |
|||||
предметные |
метапредметные |
личностные |
|||||||
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности |
-Здравствуйте, ребята! -Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение! - Урок я хотела бы начать с пословицы «Чтение – к мудрости движение.» -Как вы думаете, о чем эта пословица?
- Правильно! Вы совершенно правы. Но для того, чтобы получить информацию из книг, обязательно нужно уметь хорошо читать! |
-Здравствуйте! (Улыбнулись друг другу)
-Здесь говорится о том, что чтение книг обогащает знания человека и помогают обрести мудрость. |
|
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Осознавать личностный смысл учения |
|
|||
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
|
- Давайте вспомним, что сейчас изучаем? -Зачем нужны буквы?
-Верно! Знать буквы очень важно! Без них мы не сможем читать и писать. - Предлагаю сейчас поработать у доски и вспомнить, какие буквы уже вами изучены (учитель крепит к доске буквы А О У Ы И Е Н М Л Р В П К Т С) - На какие группы делятся эти буквы?
- Верно!
- Миша, распредели буквы по данным группам.
-Все согласны? -Ребята, ответьте на вопрос: как отличить гласный звук от согласного?
- Произнесем эти буквы. - На какие группы мы можем поделить буквы гласных звуков?
-Верно! Назовите буквы гласного звука, которые указывают на твердость предшествующего согласного звука. -Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного звука? - Ребята, я хочу с вами поиграть. С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? У вас на столах лежат карточки зеленого и синего цвета. Сейчас я буду называть слог. Если в этом слоге согласный звук мягкий, то вы поднимаете зеленую карточку, если твердый – синюю карточку. Ма, мо, му, ми, мы, ме -Молодцы! |
- Буквы
- Чтобы читать и писать
- На буквы гласного и согласного звука
Н М Л Р В П К Т С – буквы согласного звука АОИЫУЕ-буквы гласного звука
- При произношении гласного звука воздух не встречает препятствий, поэтому гласный звук можно пропеть.
(хором произносят)
-На буквы гласного звука, к-ые указывают на твёрдость и мягкость предшествующего согласного.
-АОЫУ
-И Е
-М м
(Поднимают карточки) |
|
Познавательные- структурирование знаний Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения |
|
|
|||
Выявление места и причины затруднения |
- Как вы думаете, что вы будете делать на сегодняшнем уроке?
- Совершенно верно. Я предлагаю скороговорку, которая поможет вам определить тему урока: «Зебра азбуку зубрила. Зебра букву З забыла». Как вы думаете, с какими же звуками вы познакомитесь сегодня? -Верно, ребята! |
- Изучать новые звуки и буквы.
- Это звуки [з] [з’]
|
|
Познавательные - поиск и выделение необходимой информации |
Уважительное отношения к иному мнению; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
|
|||
Целеполагание и построение учебного проекта выхода из затруднения |
- Какая же тема нашего урока? - Какую цель вы поставите перед собой?
- Как вы думаете, на какие вопросы нужно ответить, чтобы достигнуть цели? Какой план урока? (учитель вывешивает план на доску) |
- Звуки [з] и [з’].
- Узнать о звуках [з] и [з’].
- 1. Характеристика звука [з]. 2. Характеристика звука [з’]. 3. Буква, обозначающая звуки [з] и [з’]. |
|
Регулятивные- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
|
Уважительное отношения к иному мнению |
План 1. Характеристика звуков [з`] и [з]. 2. Обозначение звуков [з`] и [з] буквами З з. 3. Чтение слогов, слов с буквой З з. |
|||
Реализация построенного проекта |
(Учитель вывешивает на доску 2 предметных картинки) - Посмотрите, у меня есть две картинки и две звуковые схемы. - Что изображено на первой картинке? -В какую книгу занесено это животное? -Почему?
-Совершенно верно! Когда-то давно зубры бродили по всей Евразии, начиная от современной Испании и заканчивая Гималаями - и по горам, и по степям, и по равнинам. Но чем чаще этот зверь встречался с человеком, тем глубже уходил в лес. Могучий бык считался ценной добычей. Последний вольный зубр был убит в 1926 году. К счастью, эти животные оставались в зоопарках и специальных заповедниках. Их было всего 12! С них и начали восстановление вида. Даже сейчас, благодаря усилиям ученых, в мире насчитывается всего 7 тысяч этих красивых животных. -Ребята, как вы видите, именно столкновение с человеком послужило сокращению численности зубров. Что нам необходимо делать, чтобы животные не исчезали с лица земли и не становились редкими видами? -Совершенно верно. Животным нельзя наносить вред! - Итак, ребята, сколько в слове «зубр» звуков? - Посмотрите на схему. Какой звук нас интересует? - Произнесите хором этот звук. 3, 4… - Что изображено на соседней картинке? - Сколько в этом слове звуков? - Какой звук нам нужен? - Давайте произнесём его. 3, 4… - Обратимся к плану, необходимо дать характеристику звукам [з] [з’]. Начнём со звука [з]. Какой данный звук: гласный или согласный? Чтобы это определить, произнесите его ещё раз. 3, 4… - Воздух встречает препятствия при произношении? - Сделайте вывод. - Правильно, звук [з] согласный. - Определите, звук [з] твёрдый или мягкий. Произнесите все вместе. 3, 4… - Какой звук? Строгий или ласковый? - Значит…
- Верно, звук [з] твёрдый. Какой фишкой мы его будем обозначать? - А теперь давайте выясним, звук [з] звонкий или глухой. Для этого закроем ладонями уши и произнесём звук 3, 4… - Ещё раз. - Сделайте вывод.
- Молодцы, ребята. Звук [з] и правда звонкий. - Итак, какой же звук [з]?
-Молодцы. Давайте определим, звук [з’] гласный или согласный. Произнесите вместе. 3, 4… - Какой же звук? - Давайте теперь выясним, твёрдый звук [з’] или мягкий. произносим звук. 3, 4… - Сделайте вывод. - Верно, ребята, звук [з’] мягкий. Какой фишкой будем обозначать этот звук? - Закройте уши и произнесите звук [з’]. - Что вы можете сказать? - Отлично. -Итак, какой звук [з]?
-Верно! А какой звук [з’]?
-Сейчас вы разобрали звуковые схемы слов зубр и зебра. Предлагаю Вам задание: Я вывешиваю на доску предметную картинку, ваша задача представить звуковую схему слова, называющего данный предмет. -Что изображено на картинке? -Составьте звуковую схему данного слова. Когда закончите, поднимите руку. (Учитель ходит по рядам и смотрит схемы обучающихся) (когда заканчивают все, учитель приглашает одного обучающегося к доске) -…, изобрази схему на доске. -У всех так получилось? -Повтори слово ещё раз, каким цветом ты обозначил звук [з’]? -Почему?
-Все согласны? -В каком месте данного слова находится звук: в начале в середине или в конце? -Верно. А в слове зебра? -Какой вывод вы можете сделать?
-Верно. Как вы думаете, звук [з] тоже может находиться в любом месте слова? -Приведите примеры. -Молодцы. - Ребята, как вы думаете, какой буквой обозначаются звуки [з] [з’]? -Показывает большую и маленькую букву З з. На что похожа данная буква? -Верно. Есть интересные строчки про букву з: З иЗогнулась как Змея, но ей не Запугать меня! |
-Зубр
-В красную книгу. -Потому что это редкое животное.
-Оберегать.
-4
-[З], первый
[З]
-Зебра
-5 [З’] первый
[З’]
-нет -Звук согласный
-строгий -данный звук твёрдый
-Синей
-Звук [з] звонкий, так как при его произношении мы слышали собственный голос.
-Согласный, твёрдый, звонкий
-согласный
-звук мягкий.
-зелёной.
-звук звонкий.
-Согласный, твёрдый, звонкий. -Согласный, мягкий, звонкий
-Корзина.
-Да/нет.
-Зеленым. -Потому что после него идёт гласный звук [и], указывающий на мягкость.
-В середине. -В начале.
-Звук [з’] может находится в любом месте слова.
-Да.
-Абзац, бизон.
-Затрудняются
-На змейку.
|
Сравнение и умение сравнивать твердые и мягкие согласные звуки;
Умение кратко характеризовать звуки [з] [з’] |
Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника; строить элементарное рассуждение; Коммуникативные: Признание своих ошибок, понимание необходимости вежливого общения с другими людьми, формулирование своей точки зрения |
Желание приобретать новые знания, умения |
|
|||
Физкультминутка |
-Время отдохнуть, встаньте со своих мест. Началась физкультминутка (шаги на месте) |
-Выполняют движения |
|
|
|
|
|||
Реализация построенного проекта |
-Здорово, ребята! А теперь присаживайтесь на свои места. Напомните мне, какой буквой обозначаются звуки [з] [з’]. -Где вам встречается большая буква з?
-А маленькая?
-Верно! Дайте характеристику звука [з]
- [з’]?
-Замечательно.
|
-Буквой З з
-В именах и в начале предложения. -В середине и конце слова.
-Согласный, твердый, звонкий
-Согласный, мягкий, звонкий
|
Сравнение и умение сравнивать твердые и мягкие согласные звуки; Умение кратко характеризовать звуки [з] [з’] |
Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника; строить элементарное рассуждение; Коммуникативные: Признание своих ошибок, понимание необходимости вежливого общения с другими людьми, формулирование своей точки зрения |
Желание приобретать новые знания, умения; Уважительное отношения к иному мнению |
|
|||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
-Вернёмся к плану. Какой пункт мы уже выполнили? -Давайте приступим к реализации третьего пункта! - Давайте закрепим изученный материал. Откройте учебник на странице 91. Давайте хором прочитаем слоги в левом нижнем углу. - Давайте определим, в каких случаях звук [з], а в каких - [з’]. В слоге со звуком [з], покажите синюю фишку, если в слоге будет звук [з’], покажите зелёную фишку. Учитель называет слоги. - …, объясни свой выбор.
- Отлично! Слоги вы прочитали. Теперь найдите на этой странице слова. Они выделены жирным шрифтом. Поставили палец. Я иду проверять, все ли нашли. - Все ли буквы в этих словах мы умеем читать? - Прочитайте хором первое слово. 3, 4… - Какой звук обозначает буква з? - Произнесите слово ещё раз. 3, 4… - Молодцы. Прочитайте все слова хором. 3, 4…
-Молодцы. Ребята, откройте страницу 92. Взгляните на картинку, как вы думаете, что на ней изображено?
-Как вы думаете, где находятся дети? -Предположите, о чём пойте речь в тексте?
-Чтобы это выяснить, нам нужно прочитать текст. - Сейчас я прочитаю этот текст вслух, а вы про себя. Читает текст вслух: В зоопарке В зоопарке разные звери. Вот за забором лев. Мы сразу узнали слона. «Смотрите, смотрите! – крикнула Зина. Вот он, слон. Он стоит и посыпает песком спину!» В зоопарке аквариум. Там усатые сомы и налимы. На с заинтересовали змеи. М узнали, как они зимовали. Они заползали в норы и засыпали. А стало теплее – и змеи снова выползли из нор. - О чём же этот текст? - Вы были правы? - Прочитайте текст хором. - Сейчас вы поработаете в парах. Как нужно работать в парах?
- Молодцы. по очереди задайте друг другу вопросы по прочитанному тексту. -Ребята, на картинке вы видели змей – животных, а какие ещё змеи есть? -Да, их запускают в небо. Обратите внимание: русском языке есть такие слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение! |
-Первый и второй
За зу зе зо зы зи
Обучающиеся показывают соответствующие фишки, при этом вслух по выбору учителя объясняют свой выбор.
-да
-Знакомые
[з]
-знакомые, познакомила, произнесите, зима, зеленел, зазвенел, звонок.
-дети рассматривают змей.
-в зоопарке.
-о животных, о змеях, о зоопарке
-О змеях и зоопарке. -да
Обучающиеся читают текст хором. - Не перебивать друг другу. - Принимать решения вместе - Говорить вежливо. Задают друг другу вопросы по прочитанному тексту.
-Воздушные. |
Сравнение и умение сравнивать твердые и мягкие согласные звуки; Умение кратко характеризовать звуки [з] [з’]; Умение различать слова |
Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
|
|
|
|||
Физкультминутка |
Мы расправили все спину И свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. -Присаживайтесь на своим места. |
|
|
|
|
|
|||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
-Вспомните, какие звуки вы сегодня изучили?
-Дайте характеристику звуку [з]
-А звук [з’]?
-Какая буква обозначает эти звуки?
-Молодцы, ребята. -У вас на столе карточки, прочитайте слова на карточках. Отметьте галочкой те слова, в который есть буква з. Подчеркните данную букву в слове синим карандашом, если она обозначает звук [з]. А если обозначает звук [з’], подчеркните зеленым карандашом. -После того, как вы закончите, поднимите руку. -Прочитайте слова которые вы отметили, скажите каким цветом подчеркнули букву. (Выводит эталон) У всех так? -Молодцы!
|
[з] [з’]
-Согласный, твёрдый, звонкий
-Согласный, мягкий, звонкий
-Зз
-Зонт, роса, злаки, кот, звери, лето, зима.
|
Сравнение и умение сравнивать твердые и мягкие согласные звуки; Умение кратко характеризовать звуки [з] [з’] |
Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
|
|
|
|||
Включение в систему знаний и повторений |
-Давайте поиграем в игру. У вас на столе лежат карточки зеленого и синего цветов. Я буду назвать слова, и, если вы услышите в слове звук [з], то поднимите синюю карточку, а если звук [з’], то зеленую. Зебра, зонт, зубр, заяц, закат, зелень, змея, звон, завод. -Молодцы, ребята! |
-Показывают
|
|
Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
|
Прогнозирования уровня усвоения знаний, его временных характеристик |
|
|||
Рефлексия учебной деятельности |
- Итак, урок подходит к концу. - Посмотрите на план. Все ли пункты выполнены? - Охарактеризуйте звук [з]. Какой он?
- Охарактеризуйте звук [з`]
- Какой буквой обозначаются звуки [з], [з`]?
- Ребята, теперь в нашу ленту букв добавляем еще одну букву! Букву З!
Сегодня на уроке все очень дружно и активно работали. Вы молодцы! Но давайте выясним, усвоили ли вы материал, который был предоставлен вам на уроке или нет. Перед вами на столе лежат смайлики красного, жёлтого и зелёного цвета. Поднимите вверх красный кружок, если тема сегодняшнего урока оказалась для вас трудной, вы ничего не уяснили. Поднимите желтый кружок, если на уроке у вас были некоторые затруднения в усвоении нового материала и вам немного непонятно. Как справились с затруднениями? Поднимите зелёный кружок, если вы поняли и тему, вам было интересно работать на уроке. |
-Да
- Звук [з] согласный, твердый, звонкий. - Звук [з`] согласный мягкий, звонкий. - Эти звуки обозначаются буквой Зз
|
|
|
Проводить самооценку своих действий, поступков |
На столе круги: зеленого, желтого и красного цвета
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.