Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Согласные звуки [з], [з`]. Чтение"
Оценка 5

Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Согласные звуки [з], [з`]. Чтение"

Оценка 5
docx
19.05.2022
Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Согласные звуки [з], [з`]. Чтение"
буква Зз конспект.docx

 

 

Конспект урока по русскому языку

 

Тема: «Согласные звуки [з], [з`]. Чтение»

 

Цель урока: сформировать представление о звуках [з], [з`] и букве З з.

Задачи урока:

Образовательные:

- знать характеристику звуков [з], [з`]

- знать образ буквы З з

- уметь давать характеристику звуков [з], [з`]

- уметь определять место звуков [з], [з`] в слове

- уметь читать слоги, слова, предложения с буквой З з

Развивающие:

- развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;

- развивать устную речь.

Воспитательные:

- воспитывать ценностные ориентиры к изучению темы звуки [з], [з`], буква З з.

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

Учебник УМК «Школа России» Азбука 1 класс 1ч.

 

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Примечание

предметные

метапредметные

личностные

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята!

-Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение!

- Урок я хотела бы начать с пословицы

«Чтение – к мудрости движение.»

-Как вы думаете, о чем эта пословица?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Правильно! Вы совершенно правы. Но для того, чтобы получить информацию из книг, обязательно нужно уметь хорошо читать!

-Здравствуйте!

(Улыбнулись друг другу)

 

 

 

 

 

-Здесь говорится о том, что чтение книг обогащает знания человека и помогают обрести мудрость.

 

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Осознавать личностный смысл учения

 

Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в пробном

действии

 

- Давайте вспомним, что сейчас изучаем?

-Зачем нужны буквы?

 

-Верно! Знать буквы очень важно! Без них мы не сможем читать и писать.

- Предлагаю сейчас поработать у доски и вспомнить, какие буквы уже вами изучены

(учитель крепит к доске буквы А О У Ы И Е Н М Л Р В П К Т С)

- На какие группы делятся эти буквы?

 

- Верно!

 

- Миша, распредели буквы по данным группам.

 

 

 

 

-Все согласны?

-Ребята, ответьте на вопрос: как отличить гласный звук от согласного?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Произнесем эти буквы.

- На какие группы мы можем поделить буквы гласных звуков?

 

 

 

 

 

 

-Верно! Назовите буквы гласного звука, которые указывают на твердость предшествующего согласного звука.

-Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного звука?

- Ребята, я хочу с вами поиграть. С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

У вас на столах лежат карточки зеленого и синего цвета. Сейчас я буду называть слог. Если в этом слоге согласный звук мягкий, то вы поднимаете зеленую карточку, если твердый – синюю карточку.

Ма, мо, му, ми, мы, ме

-Молодцы!

- Буквы

 

- Чтобы читать и писать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На буквы гласного и согласного звука

 

 

Н М Л Р В П К Т С – буквы согласного звука

АОИЫУЕ-буквы гласного звука

 

 

 

 

 

- При произношении гласного звука воздух не встречает препятствий, поэтому гласный звук можно пропеть.

 

(хором произносят)

 

 

-На буквы гласного звука, к-ые указывают на твёрдость и мягкость предшествующего согласного.

 

 

 

 

-АОЫУ

 

 

 

-И Е

 

 

 

-М м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Поднимают карточки)

 

Познавательные- структурирование знаний

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения

 

 

Выявление места и причины затруднения

- Как вы думаете, что вы будете делать на сегодняшнем уроке?

 

- Совершенно верно. Я предлагаю скороговорку, которая поможет вам определить тему урока: «Зебра азбуку зубрила. Зебра букву З забыла».

Как вы думаете, с какими же звуками вы познакомитесь сегодня?

-Верно, ребята!

 

 

- Изучать новые звуки и буквы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это звуки [з] [з’]

 

 

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации

Уважительное отношения к иному мнению;

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

 

Целеполагание и построение учебного проекта

выхода из затруднения

- Какая же тема нашего урока?

- Какую цель вы поставите перед собой?

 

- Как вы думаете, на какие вопросы нужно ответить, чтобы достигнуть цели? Какой план урока? (учитель вывешивает план на доску)

 

- Звуки [з] и [з’].

 

- Узнать о звуках [з] и [з’].

 

 

 

- 1. Характеристика звука [з].

2. Характеристика звука [з’].

3. Буква, обозначающая звуки [з] и [з’].

 

Регулятивные- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 

Уважительное отношения к иному мнению

План

1. Характеристика звуков [з`] и [з].

2. Обозначение звуков [з`] и [з] буквами З з.

3. Чтение слогов, слов с буквой З з.

Реализация построенного проекта

(Учитель вывешивает на доску 2 предметных картинки)

- Посмотрите, у меня есть две картинки и две звуковые схемы.

- Что изображено на первой картинке?

-В какую книгу занесено это животное?

-Почему?

 

-Совершенно верно! Когда-то давно зубры бродили по всей Евразии, начиная от современной Испании и заканчивая Гималаями - и по горам, и по степям, и по равнинам. Но чем чаще этот зверь встречался с человеком, тем глубже уходил в лес. Могучий бык считался ценной добычей. Последний вольный зубр был убит в 1926 году. К счастью, эти животные оставались в зоопарках и специальных заповедниках. Их было всего 12! С них и начали восстановление вида. Даже сейчас, благодаря усилиям ученых, в мире насчитывается всего 7 тысяч этих красивых животных. 

-Ребята, как вы видите, именно столкновение с человеком послужило сокращению численности зубров. Что нам необходимо делать, чтобы животные не исчезали с лица земли и не становились редкими видами?

-Совершенно верно. Животным нельзя наносить вред!

 - Итак, ребята, сколько в слове «зубр» звуков?

- Посмотрите на схему. Какой звук нас интересует?

- Произнесите хором этот звук. 3, 4…

- Что изображено на соседней картинке?

- Сколько в этом слове звуков?

- Какой звук нам нужен?

- Давайте произнесём его. 3, 4…

- Обратимся к плану, необходимо дать характеристику звукам [з] [з’]. Начнём со звука [з]. Какой данный звук: гласный или согласный? Чтобы это определить, произнесите его ещё раз. 3, 4…

- Воздух встречает препятствия при произношении?

- Сделайте вывод.

- Правильно, звук [з] согласный.

- Определите, звук [з] твёрдый или мягкий. Произнесите все вместе. 3, 4…

- Какой звук? Строгий или ласковый?

- Значит…

 

- Верно, звук [з] твёрдый. Какой фишкой мы его будем обозначать?

- А теперь давайте выясним, звук [з] звонкий или глухой. Для этого закроем ладонями уши и произнесём звук 3, 4…

- Ещё раз.

- Сделайте вывод.

 

 

 

 

- Молодцы, ребята. Звук [з] и правда звонкий.

- Итак, какой же звук [з]?

 

-Молодцы. Давайте определим, звук [з’] гласный или согласный. Произнесите вместе. 3, 4…

- Какой же звук?

- Давайте теперь выясним, твёрдый звук [з’] или мягкий. произносим звук. 3, 4…

- Сделайте вывод.

- Верно, ребята, звук [з’] мягкий. Какой фишкой будем обозначать этот звук?

- Закройте уши и произнесите звук [з’].

- Что вы можете сказать?

- Отлично.

-Итак, какой звук [з]?

 

-Верно! А какой звук [з’]?

 

-Сейчас вы разобрали звуковые схемы слов зубр и зебра. Предлагаю Вам задание: Я вывешиваю на доску предметную картинку, ваша задача представить звуковую схему слова, называющего данный предмет.

-Что изображено на картинке?

-Составьте звуковую схему данного слова. Когда закончите, поднимите руку. (Учитель ходит по рядам и смотрит схемы обучающихся)

(когда заканчивают все, учитель приглашает одного обучающегося к доске)

-…, изобрази схему на доске.

-У всех так получилось?

-Повтори слово ещё раз, каким цветом ты обозначил звук [з’]?

-Почему?

 

 

 

 

-Все согласны?

-В каком месте данного слова находится звук: в начале в середине или в конце?

-Верно. А в слове зебра?

-Какой вывод вы можете сделать?

 

 

-Верно. Как вы думаете, звук [з] тоже может находиться в любом месте слова?

-Приведите примеры.

-Молодцы.

- Ребята, как вы думаете, какой буквой обозначаются звуки [з] [з’]?

-Показывает большую и маленькую букву З з. На что похожа данная буква?

-Верно. Есть интересные строчки про букву з: З иЗогнулась как Змея, но ей не Запугать меня!

 

 

 

 

 

 

 

-Зубр

 

-В красную книгу.

-Потому что это редкое животное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Оберегать.

 

 

 

 

-4

 

 

-[З], первый

 

 

[З]

 

-Зебра

 

-5

[З’] первый

 

[З’]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-нет

-Звук согласный

 

 

 

 

 

 

 

-строгий

-данный звук твёрдый

 

 

-Синей

 

 

 

 

 

 

 

-Звук [з] звонкий, так как при его произношении мы слышали собственный голос.

 

-Согласный, твёрдый, звонкий

 

 

 

 

-согласный

 

 

 

 

-звук мягкий.

 

 

 

-зелёной.

 

 

-звук звонкий.

 

-Согласный, твёрдый, звонкий.

-Согласный, мягкий, звонкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Корзина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонетический разбор слова КОРЗИНА — звуко буквенный анализ
 

 

 


-Да/нет.

 

 

-Зеленым.

-Потому что после него идёт гласный звук [и], указывающий на мягкость.

 

 

 

 

-В середине.

-В начале.

 

-Звук [з’] может находится в любом месте слова.

 

 

-Да.

 

-Абзац, бизон.

 

 

 

 

-Затрудняются

 

 

-На змейку.

 

Сравнение и умение сравнивать твердые и мягкие согласные звуки;

 

 

Умение кратко характеризовать звуки [з] [з’]

Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника; строить элементарное рассуждение;

Коммуникативные:

Признание своих ошибок, понимание необходимости вежливого общения с другими людьми, формулирование своей точки зрения

Желание приобретать новые знания, умения

Звуко-буквенный разбор слова ЗУБР — звуко буквенный анализФонетический разбор слова ЗЕБРА — звуко буквенный анализЗебра картинки, стоковые фото Зебра | Depositphotos   Планета Земля и Человек: Исчезающие животные: Зубр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

-Время отдохнуть, встаньте со своих мест.

Началась физкультминутка (шаги на месте)
Распрямились(встать ровно, руки вдоль туловища, потянулись (руки вверх на носки потянуться)
А теперь назад прогнулись (руки на пояс прогнуться в поясе назад)
Разминаем руки (руки вперёд круговые вращения кистью), плечи(руки к плечам круговые вращения плечами)
Чтоб сидеть нам было легче (прятались опять)
Чтоб сегодня нам читать (наклоны влево-вправо на каждый глагол)
И совсем не уставать (3 приседания )
Голова устала тоже (голову влево-вправо)
Вправо-влево, раз и два (влево-вправо, вперед-назад)
Думай, думай голова (грунтовое вращение головой
Хоть зарядка коротка (вдох-выдох)
Отдохнули мы слегка(садятся)

 

-Выполняют движения

 

 

 

 

Реализация построенного проекта

-Здорово, ребята! А теперь присаживайтесь на свои места.

Напомните мне, какой буквой обозначаются звуки [з] [з’].

-Где вам встречается большая буква з?

 

 

-А маленькая?

 

 

-Верно! Дайте характеристику звука [з]

 

 

- [з’]?

 

-Замечательно.

 

 

 

 

 

 

 

-Буквой З з

 

-В именах и в начале предложения.

-В середине и конце слова.

 

-Согласный, твердый, звонкий

 

 

-Согласный, мягкий, звонкий

 

 

 

Сравнение и умение сравнивать твердые и мягкие согласные звуки;

Умение кратко характеризовать звуки [з] [з’]

Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника; строить элементарное рассуждение;

Коммуникативные:

Признание своих ошибок, понимание необходимости вежливого общения с другими людьми, формулирование своей точки зрения

Желание приобретать новые знания, умения;

Уважительное отношения к иному мнению

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Вернёмся к плану. Какой пункт мы уже выполнили?

-Давайте приступим к реализации третьего пункта!

- Давайте закрепим изученный материал. Откройте учебник на странице 91. Давайте хором прочитаем слоги в левом нижнем углу.

- Давайте определим, в каких случаях звук [з], а в каких - [з’]. В слоге со звуком [з], покажите синюю фишку, если в слоге будет звук [з’], покажите зелёную фишку. Учитель называет слоги.

- …, объясни свой выбор.

 

 

 

 

 

 

- Отлично! Слоги вы прочитали. Теперь найдите на этой странице слова. Они выделены жирным шрифтом. Поставили палец. Я иду проверять, все ли нашли.

- Все ли буквы в этих словах мы умеем читать?

- Прочитайте хором первое слово. 3, 4…

- Какой звук обозначает буква з?

- Произнесите слово ещё раз. 3, 4…

- Молодцы. Прочитайте все слова хором. 3, 4…

 

 

 

 

-Молодцы. Ребята, откройте страницу 92. Взгляните на картинку, как вы думаете, что на ней изображено?

 

 

-Как вы думаете, где находятся дети?

-Предположите, о чём пойте речь в тексте?

 

-Чтобы это выяснить, нам нужно прочитать текст.

- Сейчас я прочитаю этот текст вслух, а вы про себя. Читает текст вслух:

В зоопарке

В зоопарке разные звери. Вот за забором лев. Мы сразу узнали слона. «Смотрите, смотрите! – крикнула Зина.  Вот он, слон. Он стоит и посыпает песком спину!» В зоопарке аквариум. Там усатые сомы и налимы. На с заинтересовали змеи. М узнали, как они зимовали. Они заползали в норы и засыпали. А стало теплее – и змеи снова выползли из нор.

- О чём же этот текст?

- Вы были правы?

- Прочитайте текст хором.

- Сейчас вы поработаете в парах. Как нужно работать в парах?

 

 

 

 

- Молодцы. по очереди задайте друг другу вопросы по прочитанному тексту.

-Ребята, на картинке вы видели змей – животных, а какие ещё змеи есть?

-Да, их запускают в небо. Обратите внимание: русском языке есть такие слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение!

 

-Первый и второй

 

 

 

 

 

 

 

 

За зу зе зо зы зи

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся показывают соответствующие фишки, при этом вслух по выбору учителя объясняют свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

-да

 

-Знакомые

 

[з]

 

 

 

-знакомые, познакомила, произнесите, зима, зеленел, зазвенел, звонок.

 

 

 

 

-дети рассматривают змей.

 

-в зоопарке.

 

-о животных, о змеях, о зоопарке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О змеях и зоопарке.

-да

 

Обучающиеся читают текст хором. - Не перебивать друг другу.

- Принимать решения вместе

- Говорить вежливо. Задают друг другу вопросы по прочитанному тексту.

 

 

-Воздушные.

Сравнение и умение сравнивать твердые и мягкие согласные звуки;

Умение кратко характеризовать звуки [з] [з’];

Умение различать слова

Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

 

 

 

Физкультминутка

Мы расправили все спину

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

-Присаживайтесь на своим места.

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Вспомните, какие звуки вы сегодня изучили?

 

-Дайте характеристику звуку [з]

 

 

-А звук [з’]?

 

-Какая буква обозначает эти звуки?

 

-Молодцы, ребята.

-У вас на столе карточки, прочитайте слова на карточках. Отметьте галочкой те слова, в который есть буква з. Подчеркните данную букву в слове синим карандашом, если она обозначает звук [з]. А если обозначает звук [з’], подчеркните зеленым карандашом.

-После того, как вы закончите, поднимите руку.

-Прочитайте слова которые вы отметили, скажите каким цветом подчеркнули букву.

(Выводит эталон) У всех так?

-Молодцы!

 

[з] [з’]

 

 

 

-Согласный, твёрдый, звонкий

 

-Согласный, мягкий, звонкий

 

-Зз

 

 

-Зонт, роса, злаки, кот, звери, лето, зима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение и умение сравнивать твердые и мягкие согласные звуки;

Умение кратко характеризовать звуки [з] [з’]

Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

 

 

 

Включение в систему знаний и повторений

-Давайте поиграем в игру. У вас на столе лежат карточки зеленого и синего цветов. Я буду назвать слова, и, если вы услышите в слове звук [з], то поднимите синюю карточку, а если звук [з’], то зеленую.

Зебра, зонт, зубр, заяц, закат, зелень, змея, звон, завод.

-Молодцы, ребята!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Показывают

 

 

 

 

Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

 

Прогнозирования

уровня усвоения знаний, его временных характеристик

 

Рефлексия учебной деятельности

- Итак, урок подходит к концу.

- Посмотрите на план. Все ли пункты выполнены?

- Охарактеризуйте звук [з]. Какой он?

 

 

- Охарактеризуйте звук [з`]

 

 

- Какой буквой обозначаются звуки [з], [з`]?

 

- Ребята, теперь в нашу ленту букв добавляем еще одну букву! Букву З!

 

Сегодня на уроке все очень дружно и активно работали. Вы молодцы! Но давайте выясним, усвоили ли вы материал, который был предоставлен вам на уроке или нет. Перед вами на столе лежат смайлики красного, жёлтого и зелёного цвета. Поднимите вверх красный кружок, если тема сегодняшнего урока оказалась для вас трудной, вы ничего не уяснили. Поднимите желтый кружок, если на уроке у вас были некоторые затруднения в усвоении нового материала и вам немного непонятно.

Как справились с затруднениями?

Поднимите зелёный кружок, если вы поняли и тему, вам было интересно работать на уроке.

 

 

 

-Да

 

- Звук [з] согласный, твердый, звонкий.

- Звук [з`] согласный мягкий, звонкий.

- Эти звуки обозначаются буквой Зз

 

 

 

Проводить самооценку своих действий, поступков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На столе круги: зеленого, желтого и красного цвета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Учебник УМК «Школа России» Азбука 1 класс 1ч

Учебник УМК «Школа России» Азбука 1 класс 1ч

Давайте вспомним, что сейчас изучаем? -Зачем нужны буквы? -Верно!

Давайте вспомним, что сейчас изучаем? -Зачем нужны буквы? -Верно!

Верно! Назовите буквы гласного звука, которые указывают на твердость предшествующего согласного звука

Верно! Назовите буквы гласного звука, которые указывают на твердость предшествующего согласного звука

Как вы думаете, с какими же звуками вы познакомитесь сегодня? -Верно, ребята! -

Как вы думаете, с какими же звуками вы познакомитесь сегодня? -Верно, ребята! -

Но чем чаще этот зверь встречался с человеком, тем глубже уходил в лес

Но чем чаще этот зверь встречался с человеком, тем глубже уходил в лес

Что изображено на соседней картинке? -

Что изображено на соседней картинке? -

Ещё раз. - Сделайте вывод. -

Ещё раз. - Сделайте вывод. -

Что изображено на картинке? -Составьте звуковую схему данного слова

Что изображено на картинке? -Составьте звуковую схему данного слова

Приведите примеры. -Молодцы. -

Приведите примеры. -Молодцы. -

И совсем не уставать (3 приседания )

И совсем не уставать (3 приседания )

Желание приобретать новые знания, умения;

Желание приобретать новые знания, умения;

Прочитайте хором первое слово. 3, 4… -

Прочитайте хором первое слово. 3, 4… -

Там усатые сомы и налимы. На с заинтересовали змеи

Там усатые сомы и налимы. На с заинтересовали змеи

Вспомните, какие звуки вы сегодня изучили? -Дайте характеристику звуку [з] -А звук [з’]? -Какая буква обозначает эти звуки? -Молодцы, ребята

Вспомните, какие звуки вы сегодня изучили? -Дайте характеристику звуку [з] -А звук [з’]? -Какая буква обозначает эти звуки? -Молодцы, ребята

Я буду назвать слова, и, если вы услышите в слове звук [з], то поднимите синюю карточку, а если звук [з’], то зеленую

Я буду назвать слова, и, если вы услышите в слове звук [з], то поднимите синюю карточку, а если звук [з’], то зеленую

Поднимите вверх красный кружок, если тема сегодняшнего урока оказалась для вас трудной, вы ничего не уяснили

Поднимите вверх красный кружок, если тема сегодняшнего урока оказалась для вас трудной, вы ничего не уяснили
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2022