Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Согласные звуки [з], [з`]. Чтение"

  • docx
  • 19.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала буква Зз конспект.docx

 

 

Конспект урока по русскому языку

 

Тема: «Согласные звуки [з], [з`]. Чтение»

 

Цель урока: сформировать представление о звуках [з], [з`] и букве З з.

Задачи урока:

Образовательные:

- знать характеристику звуков [з], [з`]

- знать образ буквы З з

- уметь давать характеристику звуков [з], [з`]

- уметь определять место звуков [з], [з`] в слове

- уметь читать слоги, слова, предложения с буквой З з

Развивающие:

- развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;

- развивать устную речь.

Воспитательные:

- воспитывать ценностные ориентиры к изучению темы звуки [з], [з`], буква З з.

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

Учебник УМК «Школа России» Азбука 1 класс 1ч.

 

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Примечание

предметные

метапредметные

личностные

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята!

-Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение!

- Урок я хотела бы начать с пословицы

«Чтение – к мудрости движение.»

-Как вы думаете, о чем эта пословица?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Правильно! Вы совершенно правы. Но для того, чтобы получить информацию из книг, обязательно нужно уметь хорошо читать!

-Здравствуйте!

(Улыбнулись друг другу)

 

 

 

 

 

-Здесь говорится о том, что чтение книг обогащает знания человека и помогают обрести мудрость.

 

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Осознавать личностный смысл учения

 

Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в пробном

действии

 

- Давайте вспомним, что сейчас изучаем?

-Зачем нужны буквы?

 

-Верно! Знать буквы очень важно! Без них мы не сможем читать и писать.

- Предлагаю сейчас поработать у доски и вспомнить, какие буквы уже вами изучены

(учитель крепит к доске буквы А О У Ы И Е Н М Л Р В П К Т С)

- На какие группы делятся эти буквы?

 

- Верно!

 

- Миша, распредели буквы по данным группам.

 

 

 

 

-Все согласны?

-Ребята, ответьте на вопрос: как отличить гласный звук от согласного?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Произнесем эти буквы.

- На какие группы мы можем поделить буквы гласных звуков?

 

 

 

 

 

 

-Верно! Назовите буквы гласного звука, которые указывают на твердость предшествующего согласного звука.

-Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного звука?

- Ребята, я хочу с вами поиграть. С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

У вас на столах лежат карточки зеленого и синего цвета. Сейчас я буду называть слог. Если в этом слоге согласный звук мягкий, то вы поднимаете зеленую карточку, если твердый – синюю карточку.

Ма, мо, му, ми, мы, ме

-Молодцы!

- Буквы

 

- Чтобы читать и писать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На буквы гласного и согласного звука

 

 

Н М Л Р В П К Т С – буквы согласного звука

АОИЫУЕ-буквы гласного звука

 

 

 

 

 

- При произношении гласного звука воздух не встречает препятствий, поэтому гласный звук можно пропеть.

 

(хором произносят)

 

 

-На буквы гласного звука, к-ые указывают на твёрдость и мягкость предшествующего согласного.

 

 

 

 

-АОЫУ

 

 

 

-И Е

 

 

 

-М м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Поднимают карточки)

 

Познавательные- структурирование знаний

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения

 

 

Выявление места и причины затруднения

- Как вы думаете, что вы будете делать на сегодняшнем уроке?

 

- Совершенно верно. Я предлагаю скороговорку, которая поможет вам определить тему урока: «Зебра азбуку зубрила. Зебра букву З забыла».

Как вы думаете, с какими же звуками вы познакомитесь сегодня?

-Верно, ребята!

 

 

- Изучать новые звуки и буквы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это звуки [з] [з’]

 

 

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации

Уважительное отношения к иному мнению;

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

 

Целеполагание и построение учебного проекта

выхода из затруднения

- Какая же тема нашего урока?

- Какую цель вы поставите перед собой?

 

- Как вы думаете, на какие вопросы нужно ответить, чтобы достигнуть цели? Какой план урока? (учитель вывешивает план на доску)

 

- Звуки [з] и [з’].

 

- Узнать о звуках [з] и [з’].

 

 

 

- 1. Характеристика звука [з].

2. Характеристика звука [з’].

3. Буква, обозначающая звуки [з] и [з’].

 

Регулятивные- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 

Уважительное отношения к иному мнению

План

1. Характеристика звуков [з`] и [з].

2. Обозначение звуков [з`] и [з] буквами З з.

3. Чтение слогов, слов с буквой З з.

Реализация построенного проекта

(Учитель вывешивает на доску 2 предметных картинки)

- Посмотрите, у меня есть две картинки и две звуковые схемы.

- Что изображено на первой картинке?

-В какую книгу занесено это животное?

-Почему?

 

-Совершенно верно! Когда-то давно зубры бродили по всей Евразии, начиная от современной Испании и заканчивая Гималаями - и по горам, и по степям, и по равнинам. Но чем чаще этот зверь встречался с человеком, тем глубже уходил в лес. Могучий бык считался ценной добычей. Последний вольный зубр был убит в 1926 году. К счастью, эти животные оставались в зоопарках и специальных заповедниках. Их было всего 12! С них и начали восстановление вида. Даже сейчас, благодаря усилиям ученых, в мире насчитывается всего 7 тысяч этих красивых животных. 

-Ребята, как вы видите, именно столкновение с человеком послужило сокращению численности зубров. Что нам необходимо делать, чтобы животные не исчезали с лица земли и не становились редкими видами?

-Совершенно верно. Животным нельзя наносить вред!

 - Итак, ребята, сколько в слове «зубр» звуков?

- Посмотрите на схему. Какой звук нас интересует?

- Произнесите хором этот звук. 3, 4…

- Что изображено на соседней картинке?

- Сколько в этом слове звуков?

- Какой звук нам нужен?

- Давайте произнесём его. 3, 4…

- Обратимся к плану, необходимо дать характеристику звукам [з] [з’]. Начнём со звука [з]. Какой данный звук: гласный или согласный? Чтобы это определить, произнесите его ещё раз. 3, 4…

- Воздух встречает препятствия при произношении?

- Сделайте вывод.

- Правильно, звук [з] согласный.

- Определите, звук [з] твёрдый или мягкий. Произнесите все вместе. 3, 4…

- Какой звук? Строгий или ласковый?

- Значит…

 

- Верно, звук [з] твёрдый. Какой фишкой мы его будем обозначать?

- А теперь давайте выясним, звук [з] звонкий или глухой. Для этого закроем ладонями уши и произнесём звук 3, 4…

- Ещё раз.

- Сделайте вывод.

 

 

 

 

- Молодцы, ребята. Звук [з] и правда звонкий.

- Итак, какой же звук [з]?

 

-Молодцы. Давайте определим, звук [з’] гласный или согласный. Произнесите вместе. 3, 4…

- Какой же звук?

- Давайте теперь выясним, твёрдый звук [з’] или мягкий. произносим звук. 3, 4…

- Сделайте вывод.

- Верно, ребята, звук [з’] мягкий. Какой фишкой будем обозначать этот звук?

- Закройте уши и произнесите звук [з’].

- Что вы можете сказать?

- Отлично.

-Итак, какой звук [з]?

 

-Верно! А какой звук [з’]?

 

-Сейчас вы разобрали звуковые схемы слов зубр и зебра. Предлагаю Вам задание: Я вывешиваю на доску предметную картинку, ваша задача представить звуковую схему слова, называющего данный предмет.

-Что изображено на картинке?

-Составьте звуковую схему данного слова. Когда закончите, поднимите руку. (Учитель ходит по рядам и смотрит схемы обучающихся)

(когда заканчивают все, учитель приглашает одного обучающегося к доске)

-…, изобрази схему на доске.

-У всех так получилось?

-Повтори слово ещё раз, каким цветом ты обозначил звук [з’]?

-Почему?

 

 

 

 

-Все согласны?

-В каком месте данного слова находится звук: в начале в середине или в конце?

-Верно. А в слове зебра?

-Какой вывод вы можете сделать?

 

 

-Верно. Как вы думаете, звук [з] тоже может находиться в любом месте слова?

-Приведите примеры.

-Молодцы.

- Ребята, как вы думаете, какой буквой обозначаются звуки [з] [з’]?

-Показывает большую и маленькую букву З з. На что похожа данная буква?

-Верно. Есть интересные строчки про букву з: З иЗогнулась как Змея, но ей не Запугать меня!

 

 

 

 

 

 

 

-Зубр

 

-В красную книгу.

-Потому что это редкое животное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Оберегать.

 

 

 

 

-4

 

 

-[З], первый

 

 

[З]

 

-Зебра

 

-5

[З’] первый

 

[З’]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-нет

-Звук согласный

 

 

 

 

 

 

 

-строгий

-данный звук твёрдый

 

 

-Синей

 

 

 

 

 

 

 

-Звук [з] звонкий, так как при его произношении мы слышали собственный голос.

 

-Согласный, твёрдый, звонкий

 

 

 

 

-согласный

 

 

 

 

-звук мягкий.

 

 

 

-зелёной.

 

 

-звук звонкий.

 

-Согласный, твёрдый, звонкий.

-Согласный, мягкий, звонкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Корзина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонетический разбор слова КОРЗИНА — звуко буквенный анализ
 

 

 


-Да/нет.

 

 

-Зеленым.

-Потому что после него идёт гласный звук [и], указывающий на мягкость.

 

 

 

 

-В середине.

-В начале.

 

-Звук [з’] может находится в любом месте слова.

 

 

-Да.

 

-Абзац, бизон.

 

 

 

 

-Затрудняются

 

 

-На змейку.

 

Сравнение и умение сравнивать твердые и мягкие согласные звуки;

 

 

Умение кратко характеризовать звуки [з] [з’]

Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника; строить элементарное рассуждение;

Коммуникативные:

Признание своих ошибок, понимание необходимости вежливого общения с другими людьми, формулирование своей точки зрения

Желание приобретать новые знания, умения

Звуко-буквенный разбор слова ЗУБР — звуко буквенный анализФонетический разбор слова ЗЕБРА — звуко буквенный анализЗебра картинки, стоковые фото Зебра | Depositphotos   Планета Земля и Человек: Исчезающие животные: Зубр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

-Время отдохнуть, встаньте со своих мест.

Началась физкультминутка (шаги на месте)
Распрямились(встать ровно, руки вдоль туловища, потянулись (руки вверх на носки потянуться)
А теперь назад прогнулись (руки на пояс прогнуться в поясе назад)
Разминаем руки (руки вперёд круговые вращения кистью), плечи(руки к плечам круговые вращения плечами)
Чтоб сидеть нам было легче (прятались опять)
Чтоб сегодня нам читать (наклоны влево-вправо на каждый глагол)
И совсем не уставать (3 приседания )
Голова устала тоже (голову влево-вправо)
Вправо-влево, раз и два (влево-вправо, вперед-назад)
Думай, думай голова (грунтовое вращение головой
Хоть зарядка коротка (вдох-выдох)
Отдохнули мы слегка(садятся)

 

-Выполняют движения

 

 

 

 

Реализация построенного проекта

-Здорово, ребята! А теперь присаживайтесь на свои места.

Напомните мне, какой буквой обозначаются звуки [з] [з’].

-Где вам встречается большая буква з?

 

 

-А маленькая?

 

 

-Верно! Дайте характеристику звука [з]

 

 

- [з’]?

 

-Замечательно.

 

 

 

 

 

 

 

-Буквой З з

 

-В именах и в начале предложения.

-В середине и конце слова.

 

-Согласный, твердый, звонкий

 

 

-Согласный, мягкий, звонкий

 

 

 

Сравнение и умение сравнивать твердые и мягкие согласные звуки;

Умение кратко характеризовать звуки [з] [з’]

Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника; строить элементарное рассуждение;

Коммуникативные:

Признание своих ошибок, понимание необходимости вежливого общения с другими людьми, формулирование своей точки зрения

Желание приобретать новые знания, умения;

Уважительное отношения к иному мнению

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Вернёмся к плану. Какой пункт мы уже выполнили?

-Давайте приступим к реализации третьего пункта!

- Давайте закрепим изученный материал. Откройте учебник на странице 91. Давайте хором прочитаем слоги в левом нижнем углу.

- Давайте определим, в каких случаях звук [з], а в каких - [з’]. В слоге со звуком [з], покажите синюю фишку, если в слоге будет звук [з’], покажите зелёную фишку. Учитель называет слоги.

- …, объясни свой выбор.

 

 

 

 

 

 

- Отлично! Слоги вы прочитали. Теперь найдите на этой странице слова. Они выделены жирным шрифтом. Поставили палец. Я иду проверять, все ли нашли.

- Все ли буквы в этих словах мы умеем читать?

- Прочитайте хором первое слово. 3, 4…

- Какой звук обозначает буква з?

- Произнесите слово ещё раз. 3, 4…

- Молодцы. Прочитайте все слова хором. 3, 4…

 

 

 

 

-Молодцы. Ребята, откройте страницу 92. Взгляните на картинку, как вы думаете, что на ней изображено?

 

 

-Как вы думаете, где находятся дети?

-Предположите, о чём пойте речь в тексте?

 

-Чтобы это выяснить, нам нужно прочитать текст.

- Сейчас я прочитаю этот текст вслух, а вы про себя. Читает текст вслух:

В зоопарке

В зоопарке разные звери. Вот за забором лев. Мы сразу узнали слона. «Смотрите, смотрите! – крикнула Зина.  Вот он, слон. Он стоит и посыпает песком спину!» В зоопарке аквариум. Там усатые сомы и налимы. На с заинтересовали змеи. М узнали, как они зимовали. Они заползали в норы и засыпали. А стало теплее – и змеи снова выползли из нор.

- О чём же этот текст?

- Вы были правы?

- Прочитайте текст хором.

- Сейчас вы поработаете в парах. Как нужно работать в парах?

 

 

 

 

- Молодцы. по очереди задайте друг другу вопросы по прочитанному тексту.

-Ребята, на картинке вы видели змей – животных, а какие ещё змеи есть?

-Да, их запускают в небо. Обратите внимание: русском языке есть такие слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение!

 

-Первый и второй

 

 

 

 

 

 

 

 

За зу зе зо зы зи

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся показывают соответствующие фишки, при этом вслух по выбору учителя объясняют свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

-да

 

-Знакомые

 

[з]

 

 

 

-знакомые, познакомила, произнесите, зима, зеленел, зазвенел, звонок.

 

 

 

 

-дети рассматривают змей.

 

-в зоопарке.

 

-о животных, о змеях, о зоопарке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О змеях и зоопарке.

-да

 

Обучающиеся читают текст хором. - Не перебивать друг другу.

- Принимать решения вместе

- Говорить вежливо. Задают друг другу вопросы по прочитанному тексту.

 

 

-Воздушные.

Сравнение и умение сравнивать твердые и мягкие согласные звуки;

Умение кратко характеризовать звуки [з] [з’];

Умение различать слова

Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

 

 

 

Физкультминутка

Мы расправили все спину

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

-Присаживайтесь на своим места.

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Вспомните, какие звуки вы сегодня изучили?

 

-Дайте характеристику звуку [з]

 

 

-А звук [з’]?

 

-Какая буква обозначает эти звуки?

 

-Молодцы, ребята.

-У вас на столе карточки, прочитайте слова на карточках. Отметьте галочкой те слова, в который есть буква з. Подчеркните данную букву в слове синим карандашом, если она обозначает звук [з]. А если обозначает звук [з’], подчеркните зеленым карандашом.

-После того, как вы закончите, поднимите руку.

-Прочитайте слова которые вы отметили, скажите каким цветом подчеркнули букву.

(Выводит эталон) У всех так?

-Молодцы!

 

[з] [з’]

 

 

 

-Согласный, твёрдый, звонкий

 

-Согласный, мягкий, звонкий

 

-Зз

 

 

-Зонт, роса, злаки, кот, звери, лето, зима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение и умение сравнивать твердые и мягкие согласные звуки;

Умение кратко характеризовать звуки [з] [з’]

Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

 

 

 

Включение в систему знаний и повторений

-Давайте поиграем в игру. У вас на столе лежат карточки зеленого и синего цветов. Я буду назвать слова, и, если вы услышите в слове звук [з], то поднимите синюю карточку, а если звук [з’], то зеленую.

Зебра, зонт, зубр, заяц, закат, зелень, змея, звон, завод.

-Молодцы, ребята!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Показывают

 

 

 

 

Регулятивные: адекватное воспринимать предложений учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

 

Прогнозирования

уровня усвоения знаний, его временных характеристик

 

Рефлексия учебной деятельности

- Итак, урок подходит к концу.

- Посмотрите на план. Все ли пункты выполнены?

- Охарактеризуйте звук [з]. Какой он?

 

 

- Охарактеризуйте звук [з`]

 

 

- Какой буквой обозначаются звуки [з], [з`]?

 

- Ребята, теперь в нашу ленту букв добавляем еще одну букву! Букву З!

 

Сегодня на уроке все очень дружно и активно работали. Вы молодцы! Но давайте выясним, усвоили ли вы материал, который был предоставлен вам на уроке или нет. Перед вами на столе лежат смайлики красного, жёлтого и зелёного цвета. Поднимите вверх красный кружок, если тема сегодняшнего урока оказалась для вас трудной, вы ничего не уяснили. Поднимите желтый кружок, если на уроке у вас были некоторые затруднения в усвоении нового материала и вам немного непонятно.

Как справились с затруднениями?

Поднимите зелёный кружок, если вы поняли и тему, вам было интересно работать на уроке.

 

 

 

-Да

 

- Звук [з] согласный, твердый, звонкий.

- Звук [з`] согласный мягкий, звонкий.

- Эти звуки обозначаются буквой Зз

 

 

 

Проводить самооценку своих действий, поступков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На столе круги: зеленого, желтого и красного цвета