Конспект урока русского языка в 10 классе. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения"

  • docx
  • 28.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык 10 класс. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения..docx

Русский язык. 10 класс. 

Тема:

Правописание безударных личных окончаний глаголов  I  и  II спряжения.

Цель:

Развитие умения правильно писать безударные окончания глаголов I и II спряжения.

Задачи:

1.   Способствовать развитию представлений о способах проверки безударных окончаний глаголов  I  и  II спряжения; развивать умение определять спряжение глаголов.

2.   Способствовать активизации и обогащению словаря учащихся; корригировать словесно-логическое мышление через работу над упражнениями урока; развивать связную речь через образование одной формы глагола от другой.

3.   Способствовать развитию самоконтроля и самоорганизации при выполнении письменных заданий урока.

Оборудование:

простые карандаши, линейки, карточки.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

1.     Контроль за готовностью класса к уроку.

2.     Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.

3.     Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.

II. Проверка домашнего задания.

            1.     Проверка упражнения заданного на дом.

            2.     Вопросы:

-      Что обозначают глаголы?

-      Какой частью речи выражены сказуемые?

-      У каких глаголов нельзя определить время?

-      Как они называются?

-      На какие вопросы отвечают?

II группа – задание то же.

III группа  – участие во фронтальной работе по мере возможности.

            3.     Выставление оценок.

III.  Работа над темой урока.

1. Работа с таблицей.

* Прочитать спряжение глаголов.

* Вопросы:

- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

- По какой части речи можно определить число и лицо глаголов?

II группа – задание то же.

III группа  – участие во фронтальной работе по мере возможности.

2. Работа в определении лица и числа глаголов (упр.7).

*        Выписать глаголы с местоимениями. Обозначить лицо глаголов.

*        Подчеркнуть окончания глаголов. Устно определить их число.

II группа – задание то же.

III группа  – списать, подчеркнуть глаголы.

3. Работа с предложениями (упр.8).

* Списать предложения, вставляя глаголы в нужном времени. Окончания глаголов выделить.

* Указать лицо и число глаголов.

II группа – задание то же, под цифрами 1 – 2.

III группа  – разобрать упражнение устно.

4. Работа над правилом.

* Прочитать глаголы в таблице (упр.9). Назвать окончания глаголов.

* Вопросы:

-     Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

-     К какому спряжению относятся глаголы в первом столбике?

-     К какому спряжению относятся глаголы во втором столбике?

* Составить правило, закончив данные предложения.

II группа – задание то же.

III группа  – участие во фронтальной работе по мере возможности.

5. Динамическая пауза.

6. Дифференциация глаголов (упр. 10).

* Записать глаголы в два столбика.

I спряжение

II спряжение

 

 

* Подчеркнуть окончания глаголов. Указать их лицо и число.

II группа – задание то же.

III группа  – по три примера, с помощью учителя.

7.   Работа с текстом.

* Списать текст, вставляя пропущенную или в окончания глаголов. В скобках указано спряжение глаголов.

* В глаголах подчеркнуть окончание. Спряжение написать над глаголом.

II группа – задание то же.

III группа  – первый и последний абзацы, с помощью учителя.

IV. Итог урока.

1.  Вопросы:

-     Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

-     Какие окончания у глаголов I спряжения?

-     Какие окончания у глаголов II спряжения?

2.  Выставление оценок.

V.   Домашнее задание.

Упражнение 11.

* Дописать окончания глаголов. Подчеркнуть окончания. Указать спряжение глаголов.

II группа – задание то же.

III группа – под цифрами 1, 2, 3, с помощью учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

 

Лицо.

Единственное число.

Множественное число.

I спряжение

II спряжение

I спряжение

II спряжение

1-е лицо

(я) скажу

(я) говорю

(мы) скажем

(мы) говорим

2-е лицо

(ты) скажешь

(ты) говоришь

(вы) скажете

(вы) говорите

3-е лицо

(он) скажет

(он) говорит

(они) скажут

(они) говорят

 

13 упражнение.

w  От глаголов неопределенной формы образовать и записать глаголы настоящего и будущего времени по образцу. Указать их спряжение.

н.ф.

2-е лицо ед.ч.

2-е лицо мн.ч.

II

верить

 

веришь

 

верите

 

жалеть

 

 

 

просить

 

 

 

успеть

 

 

н.ф.

3-е лицо ед.ч.

3-е лицо мн.ч.

I

плавать

 

плавает

 

плаваем

 

захватить

 

 

 

тянуть

 

 

 

рубить

 

 

 

w  Подчеркнуть личные окончания глаголов.

 

14 упражнение.

w  Списать предложения, раскрывая скобки и ставя глаголы в настоящем времени, единственном числе. Спряжение глаголов обозначить. Окончания глаголов подчеркнуть.

 

1. Пешеход (соблюдать) правила дорожного движения. 2. Клиент (благодарить) работников кафе за хорошее обслуживание. 3. Библиотекарь (помогать) читателю выбрать книгу.  4. Бухгалтер (начислять) заработную плату. 5. Директор школы (объявлять) благодарность лучшим ученикам. 6. Швея добросовестно (выполнять) заказы клиентов ателье. 7. Пациент (записываться) на прием к врачу.

 

15 упражнение.

w  Списать, вставляя подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени. Указать спряжение глаголов, подчеркнуть окончания.

                                                                                 II

ОБРАЗЕЦ: Честный человек ненавидит любую ложь.

 

1. Честный человек … любую ложь. 2. Порядочный человек всегда… данное им слово. 3. Результат работы всего коллектива … от трудолюбия его членов. 4. Геолог в экспедиции часто … неудобства от жары или холода. 5. Если вы не поздороваетесь со знакомым, то этим … его. 6. Хозяйка целый день хлопочет п дому, … как белка в колесе. 7. Мы с удовольствием… молодежные телепередачи. 8. Сова хорошо … ночью и … малейшие шорохи. 9. Пастух … стадо на водопой. 10. На финише спортсмены-бегуны тяжело … .

w  Какую безударную гласную вы написали в окончаниях?

 

16 упражнение.

w  Списать пословицы, употребляя глаголы во 2-ом лице единственного числа.

                                                                                              II

ОБРАЗЕЦ: Здоровья за деньги не купишь.

 

1. Здоровья за деньги не купите. 2. Как постелите, так и выспитесь. 3. Раньше встанете, больше сделаете. За худым пойдете – худое и найдете. 5. Не помучитесь – не научитесь. 6. Над другом посмеетесь – над собой поплачете. 7. Что посеете, то и пожнете.

w  Обозначить спряжение глаголов. Подчеркнуть окончания.

 

17 упражнение.

w  Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

 

Любимая работа.

Мой отец труд…тся автослесарем. Он ремонт…рует автомашины. Слесарь заменя…т изношенные детали, исправля…т поломки кузова. Отец раду…тся, когда искалеченная машина выходит и его рук как новенькая. Каждый водитель хвал…т отца за отличную работу. Директор автосервиса счита…т его опытным работником и поруча…т самый сложный ремонт.

 

w  Подчеркнуть окончания. Указать спряжение глаголов.

 

18 упражнение.

w  Списать текст, вставляя пропущенные буквы в окончания глаголов.

Алкоголь и молодой организм.

Употребление спиртных напитков привод…т к тяжёлому заболеванию, которое называ…тся алкоголизмом. Алкоголь губ…т организм молодого человека. Алкоголь разруша…т клетки мозга, служ…т причиной заболеваний желудка, печени и сердца. Наруша…тся деятельность нервной системы. Снижа…тся умственная и физическая работоспособность человека. Затрудня…тся его общение с окружающими людьми, потому что алкоголик не мож…т контролировать свои поступки. А в состоянии опьянения соверша…т опасные правонарушения.

Алкоголь – коварный враг молодого организма.

w  В глаголах подчеркнуть окончание. Спряжение написать над глаголом.