Конспект урока русского языка в 4классе: Три типа склонения.

  • docx
  • 15.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок РЯ в 4 классе Типы склонения.docx

Конспект урока по русскому языку

Пояснительная записка

Класс: 4-а

Дата проведения: 08.12.2021 г.

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Тема: Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

УМК: «Школа России»

Цель: создание условий для закрепления знаний о типах склонения, составления алгоритма определения склонения имени существительного

Планируемые результаты деятельности:

предметные

·         учатся определять тип склонения имён существительных;

·         учатся правильно определять тип склонения в косвенных падежах;

личностные

·         высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;

·         осознают значимость изучения данной лингвистической темы;

·         учатся самооценке по предложенным критериям;

·         положительно относятся к учению;

Метапредметные результаты

регулятивные

·         участвуют в целеполагании;

·         контролируют и объективно оценивают свои действия;

·         выполняют учебные задания по алгоритму;

познавательные

·         понимают информацию, представленную в виде схемы (кластера)

·         выстраивают собственное обоснованное решение (алгоритм определения склонения имени существительного);

·         применяют для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез, доказательства);

коммуникативные

·         участвуют в диалоге, слушают и понимают других людей;

·         адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Педагогические технологии и приёмы: проблемное обучение, кластер-приём, приём аналогии (перенос знаний в новую ситуацию, когда нужно самостоятельно определить склонение существительных в косвенных падежах по алгоритму, составленному коллективно).

Дидактические средства: учебник, карточки для индивидуальной и парной работы.

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 кл., ч. 1. Учебник для общеобразовательных организаций.

Демонстрационный материал: схема-модель (кластер) «Как определить склонение имени существительного».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока, время

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

Приветствует присутствующих в классе, просит детей поприветствовать гостей.

Проверяет готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, набор  карточек, пенал, дневник.

 

Проверяют наличие принадлежностей.

2.Мотивация

к деятельности

- Ребята, прочитайте предложение: Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости.

- Что вы прочитали?

- В чём смысл этой пословицы? О чём говорит народная мудрость?

- Уместно ли будет употребить эту пословицу в ситуации, когда мы работаем на уроке?

-Хотелось бы, чтобы  наш урок подарил вам частичку мудрости.

- Собираемся с силами,  духом, мыслями и начинаем!

 

Предлагают варианты ответа на вопрос: каждый день мы узнаём что-то новое, новые знания делают нас умнее, мудрее, опытнее.

 

 

Уместно. Каждый урок даёт новые знания.

 

Дети настраиваются на урок.

 

3.Минута каллиграфии. Актуализация знаний.

-Открываем тетради. Записываем дату. Классная работа.

- Урок начинаем с «минутки каллиграфии».

- Пишем предложенные соединения, стараемся не нарушать пропорции букв, следим за формой петелек.

-Напишите соединения по одному разу.

-Подчеркните соединение, которое больше других похоже на образец.

-Соединение, которое получилось менее удачно, напишите до конца строки.

- Следим за посадкой.

- Прочитайте слова, записанные далее столбиком. Назовите общий признак этих слов.

 - По каким признакам определили, что все слова – имена существительные?

Учитель напоминает, что имя существительное – это часть речи, над которой идёт работа на уроках русского языка в последнее время.

-Назовите орфограмму в слове «птенчик».

 

- Запишите слово, подчеркните орфограмму. Следите за написанием соединений, которые мы повторили на «минутке каллиграфии».

- Читаем следующее слово.

- Назовите лексическое значение слова. Что такое гнездовья?

 

 

 

- Назовите орфограммы в слове «гнездовья».

 

-Запишите слово «гнездовья» на следующей строке, подчеркните орфограммы. Следите за написанием букв и соединений.

- Читаем следующее слово.

- Замените слово «семейство» однокоренным слово, более привычным для нашего слуха, которое мы чаще употребляем в речи.

- Примите к сведению, что в речи можно использовать оба эти слова.

-Запишите слово «семейство», следите за написанием букв и соединений.

- Какое слово, из тех, что мы записали, подходит к схеме: корень-суффикс-окончание? (Схема на доске.)

- Выделите части слова.

 

 

- Рядом с существительным «птенчик» запишите его грамматические признаки: род, склонение, число, падеж.

Просит отвечать доказательно.

 

 

 

 

- Из слов, записанных на доске, составьте предложение: Кормит, зимним, клёст, птенчика, днём, в гнезде. 

- Подчеркните грамматическую основу предложения. Просит отвечать доказательно.

 

-Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено.

 

 

- Мы завершили важную часть урока. Повторили много изученных правил.

- Где нам пригодятся эти знания?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети пишут, отрабатываю навыки каллиграфии, осуществляют контроль за правильным написанием букв.

 

 

 

 

 

Дети читают слова. Общий признак: слова относятся к одной части речи.

Называют изученные признаки имён существительных

 

Отвечают: сочетание –нч пишется без мягкого знака.

Записывают слово «птенчик».

 

Читают слово «гнездовья».

Называют варианты лексического значения слова. Приходят к правильному варианту: гнездовья – это места, где птицы вьют гнёзда.

Орфограммы: безударная гласная в корне –е (гнЁзда), разделительный мягкий знак.

Записывают слово «гнездовья».

 

Читают слово «семейство».

Подбирают слово: семья.

Записывают слово «семейство».

 

 

Определяют соответствующее схеме слово: гнездовья.

Ученик выполняет морфемный разбор слова «гнездовья».

 

 

 

Дети отвечают: м.р., 2 скл., ед.ч.

Падеж не определить, т.к. нет слова, от которого можно было бы задать вопрос, непонятно, каким членом предложения является это слово.

Дети составляют предложение: Зимним днём клёст кормит птенчика в гнезде.

Дети находят грамматическую основу по изученному алгоритму.

 

Определяют части речи, в случае ошибочного ответа называют признаки части речи.

Под руководством учителя подводят итоги этапа урока.

Делают вывод о важности проделанной работы: знания будут нужны сегодня на уроке, на других уроках, при выполнении контрольных работ.

4.Знакомство с темой урока. Постановка учебных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Решение задач

 урока.

 

- Какую тему мы изучали на последних уроках?

 

 

 

- Повторим, какие признаки имеют имена существительные каждого склонения. Заполним таблицу (Карточка №1).

 

 

Склонение

1-е

2-е

3-е

Род

 

 

 

Окончание

 

 

 

 

- Поднимите руки те, кто не ошибся в заполнении таблицы.

 

 

- Вы хорошо знаете признаки склонений. Эти знания вам пригодятся в решении проблемной ситуации. Работаем в паре.

- Прочитайте на карточке №2 рассуждение ученика, который пытался определить склонение и найдите ошибку.

В предложении На высокой сосне  не  было гнезда дятла три имени существительных: сосне, гнезда, дятла. Выделяю окончания. В слове сосне окончание –е. Это существительное 2 склонения. В слове гнезда окончание –а. Это существительное 1 склонения. В слове дятла окончание –а. Это существительное 1 склонения.

 Проверяет работу пар. Если у пары возникают затруднения, предлагает в помощь вопросы:

- В чём ошибка ученика? Почему ему было трудно?

 

 

 

- С чего надо начинать определение склонение существительного?

-Поставьте существительные в начальную форму.

- Что делаем дальше?

 

-Могут ли существительные одного рода относиться к разным типам склонения?

 

- Как же надо рассуждать, когда определяешь склонение?  Заполняем схему (кластер)  на карточке №3. Вместо точек вписываем недостающие слова и цифры.  Работаем в парах.

 

                     ……… форма имён существительных

                                                          

                                                          ……

                     

                мужской                    женский               средний

е

 

оъо

 

а

 

я

 

а

 

я

 

 

 
                                                                     с ь     

            ,                                                     на конце          ,

 


         … скл.          … скл.          … скл.          … скл.          … скл.

 

 

 

 

- Сравните свои схемы со схемой на слайде. Исправьте, если необходимо.

-Определите учебную задачу урока. Чему должны научиться?

 

 

 

- Схему, которую мы составили, можно использовать как памятку.

Работа по учебнику.

- Откройте страницу 100 в учебнике. На странице сверху прочитайте правило.

- Дайте оценку нашему алгоритму. Правильно ли мы его составили?

 

 

 

Дети отвечают: 1, 2, 3 склонение имён существительных, падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения.

 

Заполняют таблицу.

Ученик, который выполнил задание быстрее всех, озвучивает результат работы (признаки каждого склонения)

 

 

 

 

 

 

Работают в парах. Читают карточку с текстом, находят ошибки, рассуждают, записывают верный ответ на карточке.

Оценивают:

-не поставил в начальную форму,

-не определил род существительных.

 

 

 

 

 

 

Трудность: существительные не в начальной, а косвенной форме.

Пара, которая справилась первой, отчитывается  по проделанной работе:

-поставить в начальную форму (И.п., ед.ч.);

-сосна, гнездо, дятел;

-определить род;

-по роду и окончанию определить склонение

- да, например, ж.р.- 1 и 3 склонение, м.р.- 1 и 2 склонение.

 

Заполняют схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют учебную задачу: будем учиться определять склонение имён существительных не в начальной, а косвенной форме (когда существительные отвечают на вопросы всех падежей, кроме именительного падежа).

 

Читают правило. Убеждаются, что алгоритм составлен правильно.

6. Физминутка с применением нового знания.

- Я называю слово. Если оно 1 склонения – руки вверх. Если второго склонения – руки на пояс. Если 3 склонения – приседание. Будьте внимательны, будут ловушки. УЧЕНИЦА, УЧЕНИК, ВЕСЁЛЫЙ, ПАРТА, ТЕТРАДЬ, ПИШЕТ, МЕЛ, ДОСКА, ЗЕЛЁНАЯ, УЧЕБНИК, ЛИНЕЙКА,  ЛАСТИК, СТИРАЕТ.

Выполняют упражнение, следят за правильностью выполнения.

7. Введение в систему знаний.

Работа по учебнику.

Устно выполняем упр. 177 на стр. 100

- Чём главная мысль стихотворения? Что хотел сказать автор?

 

 

 

 

- Устно определяем склонение существительных в единственном числе.

Выставление отметки.

Критерии оценивания.

1.Выполнил верно или с ошибками.

2. Выполнил самостоятельно или с помощью.

Оценивание. Выставление отметки.

 

Предлагает выполнить в тетради упр.178 на стр.100.

Вызывает одного ученика выполнять упражнение на обратной стороне доски.

Проверка по критериям.

1.Выполнил верно или с ошибками.

2.Выполнил самостоятельно или с помощью.

Оценивание. Выставление отметки.

 

 

Читают стихотворение В. Берестова. Размышляют над главной мыслью текста: семья, любовь родных – твоя опора на всю жизнь. Родные и близкие, твоя семья любят тебя не за что-то, а просто так, за то, что ты есть на свете. Это большое счастье, которое надо ценить и беречь

Один человек определяет склонение. Остальные следят за правильностью выполнения.

 

 

 

 

Списывают словосочетания, определяют склонение по алгоритму. Один ученик работает на обратной стороне доски.

8.Введение в систему знаний. Промежуточный контроль.

-Выполняем задание на карточке №4 самостоятельно.

Укажи вариант, где допущена ошибка в определении типа склонения.

1)      за полем (2 скл.)

2)      из сирени (3 скл.)

3)      за окном (1 скл.)

4)      из тетради (3 скл.)

 

Дети осуществляют поиск. Отмечают ошибочный вариант.

9. Этап самооценки.

- Возьмите карточку №5 . Проанализируйте свою работу на уроке и заполните таблицу.

Критерий

Самооценка (+, -)

Я могу определить склонеие имени существительного в начальной форме.

 

Я могу определить склонение имени существительного в косвенной форме.

 

Письменно продолжают высказывания на карточке.

10. Рефлексия (приём «Незаконченные предложения»).

- Возьмите карточку №6. Продолжите высказывания в таблице.

Учитель выборочно предлагает вслух продолжить высказывания.

Предлагает встать, у кого большинство положительных высказываний.

Письменно продолжают высказывания на карточке. Письменно продолжают высказывания на карточке.

11. Подведение итогов. Выставление отметок.

Выставляет отметки. Благодарит за урок.

 

12. Домашнее задание.

Выучить правило на стр.100. Выполнить упр.179 на стр.101.

 

 


 

Посмотрите также