Конспект урока по русскому языку
Пояснительная записка
Класс: 4-а
Дата проведения: 08.12.2021 г.
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Тема: Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
УМК: «Школа России»
Цель: создание условий для закрепления знаний о типах склонения, составления алгоритма определения склонения имени существительного
Планируемые результаты деятельности:
предметные
· учатся определять тип склонения имён существительных;
· учатся правильно определять тип склонения в косвенных падежах;
личностные
· высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;
· осознают значимость изучения данной лингвистической темы;
· учатся самооценке по предложенным критериям;
· положительно относятся к учению;
Метапредметные результаты
регулятивные
· участвуют в целеполагании;
· контролируют и объективно оценивают свои действия;
· выполняют учебные задания по алгоритму;
познавательные
· понимают информацию, представленную в виде схемы (кластера)
· выстраивают собственное обоснованное решение (алгоритм определения склонения имени существительного);
· применяют для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез, доказательства);
коммуникативные
· участвуют в диалоге, слушают и понимают других людей;
· адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Педагогические технологии и приёмы: проблемное обучение, кластер-приём, приём аналогии (перенос знаний в новую ситуацию, когда нужно самостоятельно определить склонение существительных в косвенных падежах по алгоритму, составленному коллективно).
Дидактические средства: учебник, карточки для индивидуальной и парной работы.
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 кл., ч. 1. Учебник для общеобразовательных организаций.
Демонстрационный материал: схема-модель (кластер) «Как определить склонение имени существительного».
Ход урока
Этап урока, время |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный |
Приветствует присутствующих в классе, просит детей поприветствовать гостей. Проверяет готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, набор карточек, пенал, дневник.
|
Проверяют наличие принадлежностей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Мотивация к деятельности |
- Ребята, прочитайте предложение: Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости. - Что вы прочитали? - В чём смысл этой пословицы? О чём говорит народная мудрость? - Уместно ли будет употребить эту пословицу в ситуации, когда мы работаем на уроке? -Хотелось бы, чтобы наш урок подарил вам частичку мудрости. - Собираемся с силами, духом, мыслями и начинаем!
|
Предлагают варианты ответа на вопрос: каждый день мы узнаём что-то новое, новые знания делают нас умнее, мудрее, опытнее.
Уместно. Каждый урок даёт новые знания.
Дети настраиваются на урок.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Минута каллиграфии. Актуализация знаний. |
-Открываем тетради. Записываем дату. Классная работа. - Урок начинаем с «минутки каллиграфии». - Пишем предложенные соединения, стараемся не нарушать пропорции букв, следим за формой петелек. -Напишите соединения по одному разу. -Подчеркните соединение, которое больше других похоже на образец. -Соединение, которое получилось менее удачно, напишите до конца строки. - Следим за посадкой. - Прочитайте слова, записанные далее столбиком. Назовите общий признак этих слов. - По каким признакам определили, что все слова – имена существительные? Учитель напоминает, что имя существительное – это часть речи, над которой идёт работа на уроках русского языка в последнее время. -Назовите орфограмму в слове «птенчик».
- Запишите слово, подчеркните орфограмму. Следите за написанием соединений, которые мы повторили на «минутке каллиграфии». - Читаем следующее слово. - Назовите лексическое значение слова. Что такое гнездовья?
- Назовите орфограммы в слове «гнездовья».
-Запишите слово «гнездовья» на следующей строке, подчеркните орфограммы. Следите за написанием букв и соединений. - Читаем следующее слово. - Замените слово «семейство» однокоренным слово, более привычным для нашего слуха, которое мы чаще употребляем в речи. - Примите к сведению, что в речи можно использовать оба эти слова. -Запишите слово «семейство», следите за написанием букв и соединений. - Какое слово, из тех, что мы записали, подходит к схеме: корень-суффикс-окончание? (Схема на доске.) - Выделите части слова.
- Рядом с существительным «птенчик» запишите его грамматические признаки: род, склонение, число, падеж. Просит отвечать доказательно.
- Из слов, записанных на доске, составьте предложение: Кормит, зимним, клёст, птенчика, днём, в гнезде. - Подчеркните грамматическую основу предложения. Просит отвечать доказательно.
-Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено.
- Мы завершили важную часть урока. Повторили много изученных правил. - Где нам пригодятся эти знания? |
Дети пишут, отрабатываю навыки каллиграфии, осуществляют контроль за правильным написанием букв.
Дети читают слова. Общий признак: слова относятся к одной части речи. Называют изученные признаки имён существительных
Отвечают: сочетание –нч пишется без мягкого знака. Записывают слово «птенчик».
Читают слово «гнездовья». Называют варианты лексического значения слова. Приходят к правильному варианту: гнездовья – это места, где птицы вьют гнёзда. Орфограммы: безударная гласная в корне –е (гнЁзда), разделительный мягкий знак. Записывают слово «гнездовья».
Читают слово «семейство». Подбирают слово: семья. Записывают слово «семейство».
Определяют соответствующее схеме слово: гнездовья. Ученик выполняет морфемный разбор слова «гнездовья».
Дети отвечают: м.р., 2 скл., ед.ч. Падеж не определить, т.к. нет слова, от которого можно было бы задать вопрос, непонятно, каким членом предложения является это слово. Дети составляют предложение: Зимним днём клёст кормит птенчика в гнезде. Дети находят грамматическую основу по изученному алгоритму.
Определяют части речи, в случае ошибочного ответа называют признаки части речи. Под руководством учителя подводят итоги этапа урока. Делают вывод о важности проделанной работы: знания будут нужны сегодня на уроке, на других уроках, при выполнении контрольных работ. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Знакомство с темой урока. Постановка учебных задач.
5. Решение задач урока.
|
- Какую тему мы изучали на последних уроках?
- Повторим, какие признаки имеют имена существительные каждого склонения. Заполним таблицу (Карточка №1).
- Поднимите руки те, кто не ошибся в заполнении таблицы.
- Вы хорошо знаете признаки склонений. Эти знания вам пригодятся в решении проблемной ситуации. Работаем в паре. - Прочитайте на карточке №2 рассуждение ученика, который пытался определить склонение и найдите ошибку. В предложении На высокой сосне не было гнезда дятла три имени существительных: сосне, гнезда, дятла. Выделяю окончания. В слове сосне окончание –е. Это существительное 2 склонения. В слове гнезда окончание –а. Это существительное 1 склонения. В слове дятла окончание –а. Это существительное 1 склонения. Проверяет работу пар. Если у пары возникают затруднения, предлагает в помощь вопросы: - В чём ошибка ученика? Почему ему было трудно?
- С чего надо начинать определение склонение существительного? -Поставьте существительные в начальную форму. - Что делаем дальше?
-Могут ли существительные одного рода относиться к разным типам склонения?
- Как же надо рассуждать, когда определяешь склонение? Заполняем схему (кластер) на карточке №3. Вместо точек вписываем недостающие слова и цифры. Работаем в парах.
……… форма имён существительных ↓
е оъо а я а я , на конце ,
… скл. … скл. … скл. … скл. … скл.
- Сравните свои схемы со схемой на слайде. Исправьте, если необходимо. -Определите учебную задачу урока. Чему должны научиться?
- Схему, которую мы составили, можно использовать как памятку. Работа по учебнику. - Откройте страницу 100 в учебнике. На странице сверху прочитайте правило. - Дайте оценку нашему алгоритму. Правильно ли мы его составили?
|
Дети отвечают: 1, 2, 3 склонение имён существительных, падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения.
Заполняют таблицу. Ученик, который выполнил задание быстрее всех, озвучивает результат работы (признаки каждого склонения)
Работают в парах. Читают карточку с текстом, находят ошибки, рассуждают, записывают верный ответ на карточке. Оценивают: -не поставил в начальную форму, -не определил род существительных.
Трудность: существительные не в начальной, а косвенной форме. Пара, которая справилась первой, отчитывается по проделанной работе: -поставить в начальную форму (И.п., ед.ч.); -сосна, гнездо, дятел; -определить род; -по роду и окончанию определить склонение - да, например, ж.р.- 1 и 3 склонение, м.р.- 1 и 2 склонение.
Заполняют схему.
Определяют учебную задачу: будем учиться определять склонение имён существительных не в начальной, а косвенной форме (когда существительные отвечают на вопросы всех падежей, кроме именительного падежа).
Читают правило. Убеждаются, что алгоритм составлен правильно. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Физминутка с применением нового знания. |
- Я называю слово. Если оно 1 склонения – руки вверх. Если второго склонения – руки на пояс. Если 3 склонения – приседание. Будьте внимательны, будут ловушки. УЧЕНИЦА, УЧЕНИК, ВЕСЁЛЫЙ, ПАРТА, ТЕТРАДЬ, ПИШЕТ, МЕЛ, ДОСКА, ЗЕЛЁНАЯ, УЧЕБНИК, ЛИНЕЙКА, ЛАСТИК, СТИРАЕТ. |
Выполняют упражнение, следят за правильностью выполнения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Введение в систему знаний. |
Работа по учебнику. Устно выполняем упр. 177 на стр. 100 - Чём главная мысль стихотворения? Что хотел сказать автор?
- Устно определяем склонение существительных в единственном числе. Выставление отметки. Критерии оценивания. 1.Выполнил верно или с ошибками. 2. Выполнил самостоятельно или с помощью. Оценивание. Выставление отметки.
Предлагает выполнить в тетради упр.178 на стр.100. Вызывает одного ученика выполнять упражнение на обратной стороне доски. Проверка по критериям. 1.Выполнил верно или с ошибками. 2.Выполнил самостоятельно или с помощью. Оценивание. Выставление отметки.
|
Читают стихотворение В. Берестова. Размышляют над главной мыслью текста: семья, любовь родных – твоя опора на всю жизнь. Родные и близкие, твоя семья любят тебя не за что-то, а просто так, за то, что ты есть на свете. Это большое счастье, которое надо ценить и беречь Один человек определяет склонение. Остальные следят за правильностью выполнения.
Списывают словосочетания, определяют склонение по алгоритму. Один ученик работает на обратной стороне доски. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Введение в систему знаний. Промежуточный контроль. |
-Выполняем задание на карточке №4 самостоятельно. Укажи вариант, где допущена ошибка в определении типа склонения. 1) за полем (2 скл.) 2) из сирени (3 скл.) 3) за окном (1 скл.) 4) из тетради (3 скл.)
|
Дети осуществляют поиск. Отмечают ошибочный вариант. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Этап самооценки. |
- Возьмите карточку №5 . Проанализируйте свою работу на уроке и заполните таблицу.
|
Письменно продолжают высказывания на карточке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Рефлексия (приём «Незаконченные предложения»). |
- Возьмите карточку №6. Продолжите высказывания в таблице. Учитель выборочно предлагает вслух продолжить высказывания. Предлагает встать, у кого большинство положительных высказываний. |
Письменно продолжают высказывания на карточке. Письменно продолжают высказывания на карточке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Подведение итогов. Выставление отметок. |
Выставляет отметки. Благодарит за урок. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Домашнее задание. |
Выучить правило на стр.100. Выполнить упр.179 на стр.101. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.