Технологическая карта урока
Предмет: |
Русский язык |
Класс |
5 |
Тема урока: |
Орфоэпия ( §62). |
||
Тип урока: |
Урок « открытия» нового знания |
||
Цель: |
Научиться производить орфоэпический анализ слова, владеть терминологией, пользоваться словарями, составлять словарную статью. |
||
Задачи: |
Образовательные: дать понятие орфоэпии и орфоэпической нормы; формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);развивать общеучебные умения; находить и применять изучаемые орфоэпические правила; обогащать словарный запас учащихся. Развивающие: вырабатывать умения учащихся самостоятельно получать знания по теме урока; развивать внимание к собственной устной речи и речи собеседника; развивать мыслительные операции (анализ и синтез), память и внимание, логическое мышление, речевые способности и личностные качества (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки; формировать творческие способности. Воспитательные : пропагандировать ценностное отношение к слову; воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка. |
||
Планируемые результаты |
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста в речевом отношении. |
||
Формы работы на уроке: |
Самостоятельная, парная, фронтальная
|
||
Модернизация урока: |
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689715
|
||
УМК: |
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) -М.: Просвещение, 2015 |
Ход урока
I. Организация начала урока. |
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
|
II. Актуализация знаний |
Продолжаем путешествие по стране « Фонетика» - Ребята, а как зовут жителей этой страны? (звуки, буквы) -Чем отличается звук от буквы? -Из чего состоят согласные звуки? Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков?
|
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов
|
III.Мотивация учебной деятельности.
|
Отгадайте загадку. Шутник он,
невидимка-молоток, - Кто этот шутник, ребята? (Ударение) - Чем отличается ударный слог от безударного? Пекарь выполнил договор и передал праздничные торты детям. Слово учителя: -попробуйте прочитать это предложение (2-3 ученика) -все ли одинаково прочитают его? (возможны разные варианты постановки ударения) -как узнать, кто из ребят прав? - Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. -Как же говорить правильно: «красИвее» или «красивЕе», «позвОнишь» или «позвонИшь»?
|
Познавательные УУД 1. Извлекать нужную информацию. 2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания 3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности
Коммуникативные УУД 1. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Регулятивные: 1.Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. 2.Осознавать самого себя как движущую силу своего научения
|
IV.Изучение нового материала |
Наш язык – это стройная система, в которой существует правила не только написания, но и произношения слов. Эти правила называются произносительными нормами. Доступно и в то же время красиво излагать свои мысли - наука сложная, но необходимая всем. Какую бы должность вы не занимали: менеджера, секретаря, продавца в магазине игрушек и т. д., половина вашего успеха - это умение общаться с людьми! А что для этого нужно!? Владеть русским языком! Для того, чтобы правильно произносить все звуки, верно ставить ударение существует раздел науки о языке, который называется орфоэпией. Орфоэпия ( греч.) (“Орфо” - правильный, “эпос” – речь,, т.е. правильная речь) – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения. Орфоэпия изучает правила образцового литературного произношения. Орфоэпия определяет нормы произношения и охраняет их. Орфоэпические нормы появились в русском языке в XVII веке. Основой для орфоэпических норм стал московский разговорный язык. Работа с учебником §62
|
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные УУД : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста в речевом отношении. |
V. Физминутка |
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689715
|
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
VI. Первичная проверка усвоения знаний |
1. Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах. Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин. 2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число). Столяр сделал книжные полки. 3. Поставьте ударения в предложенных словах. (Запись на доске.) Клала, затемно, аэропорты, прибыла, шарфы, торты, слилась, банты. Проверьте себя по стихотворению (выводится на доску). Кла́ла, ша́рфы, ба́нты, то́рты, Кра́лась за́темно домой, А потом к аэропо́рту Прибыла́, слила́сь с толпой. (Н. А. Шапиро) 4. Лексический диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите, объясняя орфограммы. 1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.) 2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.) 3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].) 4. Знак препинания. (Ти[рэ].) 5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.) 6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.) 7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.) 8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].) 9. Название научного понятия. (Термин[т`э].) 10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].) 11. Гостиница. (О[тэ]ль.) |
Познавательные УУД : моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
|
VII. Рефлексия.
|
-Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали? -Как в жизни пригодятся нам эти знания? -Что мы сегодня вспомнили, повторили?
|
Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
VIII. Информация о домашнем задании.
|
Словарные слова, теория §62, упр.№ |
|
Я вам сразу расскажу
Когда книжку положу!
Класть мы можем,
ЛОЖИТЬ-нет!!!
Вот тебе и весь ответ!
Алексей Ерошин
Жил
на свете некультурный
И неграмотный пират.
Бросить мусор мимо урны
Был пират ужасно рад.
Безо всякого стыда
В море грабил он суда,
А на чтенье умных книжек
Не затрачивал труда.
Как-то раз решил пират
Закопать на пляже клад,
Ровно тридцать три рубина,
Каждый весом в сто карат.
Но никак решить не может:
Чтобы кладу не пропасть,
В яму клад ему полОжить,
Или, всё-таки, покласть?
«Вдруг»,- он мыслит,- «На беду,
Клад неверно покладу?
Эдак я, с таким раскладом,
Скоро по миру пойду!»
Отложил пират ножи,
И никак решить не может,
Положить, или полОжить.
Как же правильно, скажи?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.