Конспект урока русского языка в 5 классе "Орфоэпия".
Оценка 5

Конспект урока русского языка в 5 классе "Орфоэпия".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
01.02.2022
Конспект урока  русского языка в 5  классе "Орфоэпия".
Конспект урока русского языка в 5 классе "Орфоэпия".
орфоэпия мой урок (3).doc

                                                                       Технологическая карта урока

Предмет:

Русский язык

Класс

5

Тема урока:

    Орфоэпия   (  §62).

Тип урока:

Урок « открытия» нового знания

Цель:

Научиться  производить орфоэпический анализ слова, владеть терминологией, пользоваться словарями, составлять словарную статью.

Задачи:

Образовательные: дать понятие орфоэпии и орфоэпической нормы; формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);развивать общеучебные умения; находить и применять изучаемые орфоэпические правила; обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие: вырабатывать умения учащихся самостоятельно получать знания по теме урока; развивать внимание к собственной устной речи и речи собеседника; развивать мыслительные операции (анализ и синтез), память и внимание, логическое мышление, речевые способности и личностные качества (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки; формировать творческие способности.

 Воспитательные : пропагандировать  ценностное отношение  к слову; воспитывать  интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка.

Планируемые результаты

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста в речевом отношении.

Формы работы на уроке:

Самостоятельная, парная, фронтальная

 

Модернизация урока:

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689715

 

УМК:

Т.А. Ладыженская,   М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) -М.: Просвещение, 2015

 

Ход урока

I.

Организация начала урока.

 

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

 

II. Актуализация знаний

Продолжаем путешествие по стране « Фонетика»

- Ребята, а как зовут жителей этой страны? (звуки, буквы)

-Чем отличается звук от буквы?

-Из чего состоят согласные звуки?

Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков?

 

 

Познавательные УУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:

учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов

 

III.Мотивация учебной деятельности.  

 

Отгадайте загадку.

Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.

- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)

- Чем отличается ударный слог от безударного?

Пекарь выполнил договор и передал праздничные торты детям.

Слово учителя:

-попробуйте прочитать это предложение (2-3 ученика)

-все ли одинаково прочитают его? (возможны разные варианты постановки ударения)

-как узнать, кто из ребят прав?

- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

-Как же говорить правильно: «красИвее» или «красивЕе», «позвОнишь» или «позвонИшь»?

 

 

Познавательные УУД

1. Извлекать нужную информацию.

2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

 

Коммуникативные УУД

1. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

 

 

Регулятивные

1.Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

2.Осознавать самого себя как движущую силу своего научения

 

 

IV.Изучение нового материала

Наш язык – это стройная система, в которой существует правила не только написания, но и произношения слов. Эти правила называются произносительными нормами. Доступно и в то же время красиво излагать свои мысли - наука сложная, но необходимая всем. Какую бы должность вы не занимали: менеджера, секретаря, продавца в магазине игрушек и т. д., половина вашего успеха - это умение общаться с людьми! А что для этого нужно!? Владеть русским языком! Для того, чтобы правильно произносить все звуки, верно ставить ударение существует раздел науки о языке, который называется орфоэпией.

Орфоэпия ( греч.) (“Орфо” - правильный, “эпос” – речь,, т.е. правильная речь) – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения.

Орфоэпия изучает правила образцового литературного произношения. Орфоэпия определяет нормы произношения и охраняет их.

Орфоэпические нормы появились в русском языке в XVII веке. Основой для орфоэпических норм стал московский разговорный язык.

Работа с учебником  §62

 

Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

 Познавательные УУД :

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста в речевом отношении.

V. Физминутка

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689715

 

Личностные УУД:

 установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

VI. Первичная проверка усвоения знаний

1. Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.

2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).

Столяр сделал книжные полки. 
По дороге двигались вооруженные полки.
Открыты все окна. Я стою у окна.
Я мою руки. Дай мою книжку.

3. Поставьте ударения в предложенных словах. (Запись на доске.)

Клала, затемно, аэропорты, прибыла, шарфы, торты, слилась, банты.

Проверьте себя по стихотворению (выводится на доску).

Кла́ла, ша́рфы, ба́нты, то́рты,

Кра́лась за́темно домой,

А потом к аэропо́рту

Прибыла́, слила́сь с толпой.

(Н. А. Шапиро)

4. Лексический диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите, объясняя орфограммы.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)

7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

Познавательные УУД : моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

 

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

 

VII. Рефлексия.

 

-Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали?

-Как в жизни пригодятся нам эти знания?

-Что мы сегодня вспомнили, повторили?

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

VIII. Информация о домашнем задании.

 

Словарные слова, теория  §62, упр.№

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я вам сразу расскажу

Когда книжку положу!

Класть мы можем,

ЛОЖИТЬ-нет!!!

Вот тебе и весь ответ!

 

Про пирата

Алексей Ерошин

Жил на свете некультурный
И неграмотный пират.
Бросить мусор мимо урны
Был пират ужасно рад.

Безо всякого стыда
В море грабил он суда,
А на чтенье умных книжек
Не затрачивал труда.

Как-то раз решил пират
Закопать на пляже клад,
Ровно тридцать три рубина,
Каждый весом в сто карат.

Но никак решить не может:
Чтобы кладу не пропасть,
В яму клад ему полОжить,
Или, всё-таки, покласть?

«Вдруг»,- он мыслит,- «На беду,
Клад неверно покладу?
Эдак я, с таким раскладом,
Скоро по миру пойду!»

Отложил пират ножи,
И никак решить не может,
Положить, или полОжить.
Как же правильно, скажи?


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т

Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т

Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т

V. Физминутка http://videouroki

V. Физминутка http://videouroki

VI. Первичная проверка усвоения знаний 1

VI. Первичная проверка усвоения знаний 1

Я вам сразу расскажу Когда книжку положу!

Я вам сразу расскажу Когда книжку положу!

Жил на свете некультурный И неграмотный пират

Жил на свете некультурный И неграмотный пират
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2022