Конспект урока
Тема урока: Предложения с обращениями
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: познакомить с предложениями с обращением и правилами расстановки знаков препинания
Ожидаемые результаты
Предметные:
Знать: что такое обращение;
Уметь: находить обращения в тексте;
правильно расставлять знаки препинания при обращении;
составлять схемы предложений с обращением;
грамотно использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;
выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
Метапредметные:
Личностные
Руководствоваться значимыми учебными мотивами
Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве
Пользоваться формулами речевого этикета
Проявлять интерес к чтению художественной литературы
Воспитывать культуру общения в устной и письменной речи.
Регулятивные
Понимать смысл условных обозначений и пользоваться ими
Определять и формулировать цель деятельности
Учиться работать по предложенному плану
Осознавать качество и уровень усвоения знаний
Вносить необходимые коррективы в действия после их завершения
Оценить правильность выполнения действия
Познавательные
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
Анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять классификацию, сравнения, подводить под понятие
Самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
Анализировать деятельность на уроке
Отличать новые знания от известного
Коммуникативные
Уметь правильно задать вопрос для получения необходимой информации
Оформляют внутреннюю речь во внешнюю
Уметь договариваться с людьми для того, чтобы сделать что-то сообща
Уметь слушать и слышать, понимать речь других
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что смогу»;
Учитель дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку
- Присаживайтесь на места. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем.
II. Актуализация опорных знаний
Предлагаю повторить тему «Синтаксис»
Какой раздел грамматики мы сейчас изучаем?(синтаксис и пунктуация)
Проверка домашнего задания (разбор предложений по составу)
1. Вечерело.
2. Луна освещала все вокруг: лес, поляны, речку и дома.
3. Васильки, лютики и ромашки росли на лугу.
4. Вершины раскидистых елей украсил серебристый снег.
5. Книга- источник знаний.
6. Наташа, прочти эту книгу о животных.
Какие словосочетания можно составить из этих слов
Укажите грамматическую основу
Сделайте вывод о роли слова «Наташа» в предложении
Почему поставлена запятая в предложении?
Кто догадался, какова тема урока?
Учитель озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание уч-ся поставленных учебных задач урока
Работа с информационным листом
- Проверьте свои знания. Если вам хорошо известен материал – поставьте
напротив +
Если не знаком, не знаете -
Если знаете частично, или не уверены, что знаете хорошо, то -?
1.Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к
кому_________________________________________________________________________.
Обращение выражается нарицательным или собственным _____________________
в _________________________ падеже.
2.Обращение произносится со ___________________ интонацией.
Обращение может состоять из одного слова, то есть быть
_______________________________, а может состоять из нескольких слов, то есть быть
_____________________________
3.Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________
и в _______________ предложения.
На письме обращение выделяется ______________________.
4. С помощью обращения говорящий может выразить свои чувства к адресату речи:
___________________ , ________________, ______________________.
Местоимения ТЫ и ВЫ ______________________ обращениями и запятыми на письме
____________________________.
5. Если обращение стоит в ___________ предложения и произносится с восклицательной
интонацией, то после него ставится _________________________, а следующее
предложение начинается с _________________________
У кого из вас проставлены все плюсы?
Сформулируйте вопросы к теме. Поставьте проблему. Какие учебные задачи нам
предстоит решить на уроке?
V. «Открытие нового знания»
Цель этапа: решение учебных задач
проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Учитель формулирует задания, организует работу уч-ся .Разъясняет действия.
Назовите жанр произведений, над предложениями из которых мы будем сегодня работать:
Краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. (БАСНЯ)
Самый известный русский баснописец. (КРЫЛОВ)
«Стрекоза и муравей».
Не оставь меня, кум милый!...
Кумушка, мне странно это…
Назовите басню. Сколько персонажей принимает участие в беседе? Назовите их.
Как называют друг друга герои басни? Какой частью речи выражены эти слова? В
каком падеже? Как называются эти слова?
3. Выводы. Слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью, называется обращением.
Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным.
. «Ворона и Лисица».
Голубушка, как хороша!...
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица?
Прочитайте предложения выразительно. Из какой они басни? С какой интонацией
произносится обращение?
Выводы. На слове-обращении голос повышается, а после обращения
соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией. В древнерусском языке
существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений.
В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в
середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми.
Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который
обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат).
Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и,
наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Стр.122-124. Прием «наушники»
Учитель организует работу с текстом правила в технологии изучающего чтения.
Организует парную работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к
высказыванию своего мнения
Поднимите руку у кого прибавились +, кто остался на том же уровне?
ИТОГ ПО ТЕОРИИ. Выступление по карточкам.
Заполняют пробелы на информационном листе
V. Первичное закрепление
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности,
проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала
Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение; подводит уч-ся
к выводу. Организует работу учащихся. Консультирует, координирует, стимулирует
деятельность учащихся, отслеживает правильность выполнения работы учащимися
Упражнение 155 стр.123 (устно) прочитайте предложения, соблюдая интонацию.
Назовите обращения.
Упражнение 156 стр.124 (письменно) перестройте предложения так, чтобы
подлежащие стали обращениями
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Учитель: Я читаю предложение, а вы чертите схему этого предложения в тетради.
1. Мальчик, возьмите за четыре сольдо мою азбуку.
2. Деревянные глазки, почему вы так на меня смотрите?
3. Эй, плутишка, вернись!
4. Спрячь меня, Буратино.
5. В прошлый раз, мой друг, мы остановились на диктанте.
Слайд - взаимопроверка.
Проверьте, верные схемы получились у вашего соседа по парте.
Понаблюдайте, что хотел сказать обращавшийся к мальчику?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Поработать с текстом и выписать обращения из сказок
А.С.Пушкина ( сказка на выбор уч-ся)
Учитель дает комментарий к домашнему заданию.
VIII.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Подведем итог.
Учитель организует рефлексию через подводящий диалог.
Учитель отмечает степень вовлеченности уч-ся в работу на уроке
Уточняет понимание задания.
Отмечает степень вовлечѐнности учащихся в работу на уроке. Уточняет понимание
задания, осуществляет индивидуальный контроль
-Где могут пригодиться эти знания?
-Что было сложным?
-Что осталось непонятным по теме урока?
-Какие моменты урока вам понравились больше всего?
-Кто готов оценить свою работу на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.