Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Обращение"
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Обращение"

Оценка 4.6
docx
18.10.2023
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Обращение"
конспект урока.docx

Конспект урока  

Тема урока: Предложения с обращениями

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: познакомить с предложениями с обращением и правилами расстановки знаков препинания

Ожидаемые результаты

Предметные:

Знать: что такое обращение;

 Уметь: находить обращения в тексте;

правильно расставлять знаки препинания при обращении;

составлять схемы предложений с обращением;

грамотно использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;

выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

Метапредметные:

Личностные

Руководствоваться значимыми учебными мотивами

Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве

Пользоваться формулами речевого этикета

Проявлять интерес к чтению художественной литературы

Воспитывать культуру общения в устной и письменной речи.

Регулятивные

Понимать смысл условных обозначений и пользоваться ими

Определять и формулировать цель деятельности

Учиться работать по предложенному плану

Осознавать качество и уровень усвоения знаний

Вносить необходимые коррективы в действия после их завершения

Оценить правильность выполнения действия

Познавательные

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

Анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять классификацию, сравнения, подводить под понятие

Самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

Анализировать деятельность на уроке

Отличать новые знания от известного

Коммуникативные

Уметь правильно задать вопрос для получения необходимой информации

Оформляют внутреннюю речь во внешнюю

Уметь договариваться с людьми для того, чтобы сделать что-то сообща

Уметь слушать и слышать, понимать речь других

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что смогу»;

Учитель дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку

- Присаживайтесь на места. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже  имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем.

II. Актуализация опорных знаний

Предлагаю повторить тему «Синтаксис»

 Какой раздел грамматики мы сейчас изучаем?(синтаксис и пунктуация)

Проверка домашнего задания (разбор предложений по составу)

1. Вечерело.

2. Луна освещала все вокруг: лес, поляны, речку и дома.

3. Васильки, лютики и ромашки росли на лугу.

4. Вершины раскидистых елей украсил серебристый снег.

5. Книга- источник знаний.

 6. Наташа, прочти эту книгу о животных.

 Какие словосочетания можно составить из этих слов

Укажите грамматическую основу

Сделайте вывод о роли слова «Наташа» в предложении

Почему поставлена запятая в предложении?

Кто догадался, какова тема урока?

Учитель озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание уч-ся поставленных учебных задач урока

Работа с информационным листом

- Проверьте свои знания. Если вам хорошо известен материал – поставьте

напротив +

Если не знаком, не знаете -

Если знаете частично, или не уверены, что знаете хорошо, то -?

1.Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к

кому_________________________________________________________________________.

Обращение выражается нарицательным или собственным _____________________

в _________________________ падеже.

2.Обращение произносится со ___________________ интонацией.

Обращение может состоять из одного слова, то есть быть

_______________________________, а может состоять из нескольких слов, то есть быть

_____________________________

3.Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________

и в _______________ предложения.

На письме обращение выделяется ______________________.

4. С помощью обращения говорящий может выразить свои чувства к адресату речи:

___________________ , ________________, ______________________.

Местоимения ТЫ и ВЫ ______________________ обращениями и запятыми на письме

____________________________.

5. Если обращение стоит в ___________ предложения и произносится с восклицательной

интонацией, то после него ставится _________________________, а следующее

предложение начинается с _________________________

 

У кого из вас проставлены все плюсы?

Сформулируйте вопросы к теме. Поставьте проблему. Какие учебные задачи нам

предстоит решить на уроке?

 

V. «Открытие нового знания»

Цель этапа: решение учебных задач

проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Учитель формулирует задания, организует работу уч-ся .Разъясняет действия.

Назовите жанр произведений, над предложениями из которых мы будем сегодня работать:

Краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. (БАСНЯ)

Самый известный русский баснописец. (КРЫЛОВ)

 «Стрекоза и муравей».

Не оставь меня, кум милый!...

Кумушка, мне странно это…

Назовите басню. Сколько персонажей принимает участие в беседе? Назовите их.

Как называют друг друга герои басни? Какой частью речи выражены эти слова? В

каком падеже? Как называются эти слова?

3. Выводы. Слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью, называется обращением.

Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным.

. «Ворона и Лисица».

Голубушка, как хороша!...

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица?

Прочитайте предложения выразительно. Из какой они басни? С какой интонацией

произносится обращение?

Выводы. На слове-обращении голос повышается, а после обращения

соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией. В древнерусском языке

существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений.

В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в

середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми.

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который

обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат).

Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и,

наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Стр.122-124. Прием «наушники»

Учитель организует работу с текстом правила в технологии изучающего чтения.

Организует парную работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к

высказыванию своего мнения

Поднимите руку у кого прибавились +, кто остался на том же уровне?

ИТОГ ПО ТЕОРИИ. Выступление по карточкам.

Заполняют пробелы на информационном листе

V. Первичное закрепление

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности,

проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение; подводит уч-ся

к выводу. Организует работу учащихся. Консультирует, координирует, стимулирует

деятельность учащихся, отслеживает правильность выполнения работы учащимися

Упражнение 155 стр.123 (устно) прочитайте предложения, соблюдая интонацию.

Назовите обращения.

 Упражнение 156 стр.124 (письменно) перестройте предложения так, чтобы

подлежащие стали обращениями

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Учитель: Я читаю предложение, а вы чертите схему этого предложения в тетради.

1. Мальчик, возьмите за четыре сольдо мою азбуку.

2. Деревянные глазки, почему вы так на меня смотрите?

3. Эй, плутишка, вернись!

4. Спрячь меня, Буратино.

5. В прошлый раз, мой друг, мы остановились на диктанте.

Слайд - взаимопроверка.

Проверьте, верные схемы получились у вашего соседа по парте.

Понаблюдайте, что хотел сказать обращавшийся к мальчику?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Поработать с текстом и выписать обращения из сказок

А.С.Пушкина ( сказка на выбор уч-ся)

Учитель дает комментарий к домашнему заданию.

VIII.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Подведем итог.

Учитель организует рефлексию через подводящий диалог.

Учитель отмечает степень вовлеченности уч-ся в работу на уроке

 

Уточняет понимание задания.

Отмечает степень вовлечѐнности учащихся в работу на уроке. Уточняет понимание

задания, осуществляет индивидуальный контроль

-Где могут пригодиться эти знания?

-Что было сложным?

-Что осталось непонятным по теме урока?

-Какие моменты урока вам понравились больше всего?

-Кто готов оценить свою работу на уроке?


 

Конспект урока Тема урока:

Конспект урока Тема урока:

Вершины раскидистых елей украсил серебристый снег

Вершины раскидистых елей украсил серебристый снег

Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным

Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным

Уточняет понимание задания.

Уточняет понимание задания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2023