Конспект урока русского языка в 5 классе по теме
«Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»
(урок – квест «Путешествие в Новоспасское»)
Цели:
I) обобщить изученный материал по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных», проверить умение обучающихся определять склонение и падежи имён существительных, правильно писать гласные в падежных окончаниях существительных;
2) развивать речь обучающихся, коммуникативные умения и навыки;
3) заставить задуматься над тем, как правильно вести себя во время путешествия.
Задачи:
1. Образовательные:
- повторить правописание падежных окончаний имён существительных, роль существительных в речи;
- прививать навыки самостоятельной работы, умение рассчитывать свои силы и возможности.
2. Развивающие:
- развивать функциональную грамотность обучающихся, языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь;
- расширять активный словарный запас;
- учить логически мыслить, искать нетрадиционные способы решения заданий;
- вырабатывать умение применять учебные предметные знания в жизненных ситуациях.
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: знать правописание имен существительных; уметь находить имена существительные в тексте, согласовывать их с другими частями речи.
Метапредметные: уметь применять приобретенные знания в повседневной жизни; развивать способность извлекать информацию из различных источников (видео, символы, карты, текст).
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе, воспитание ответственности, уважения к окружающим, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Тип урока: урок обобщения знаний, урок развития функциональной грамотности.
Оборудование: компьютер, презентация, видеоролик, раздаточный материал, учебник.
Ход урока
Учитель:
С каким настроением вы пришли на урок? Украсьте Дерево настроения
листочком, цвет которого соответствует вашему настроению (обучающиеся
прикрепляют к Дереву настроения соответствующие листочки). Давайте
улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее
настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
На предыдущем уроке мы изучали падежи имён существительных. Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок?
Обучающиеся:
- На сегодняшнем уроке мы будем учиться без ошибок писать окончания существительных в разных падежах.
Учитель:
- Правильно, тема урока «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных».
Запись в тетрадь даты и темы урока
Давайте сформулируем цели урока.
Обучающиеся:
- Мы должны уметь находить имена существительные в тексте, определять склонение и падежи имён существительных, правильно писать гласные в падежных окончаниях существительных
Учитель:
- Ребята, на уроке русского языка вы должны учиться не только грамотной, правильной речи и письму, но и правильному, безопасному поведению в окружающем вас мире. Поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Смоленщине и побывать в одном из самых красивых уголков нашего края – Новоспасском, родине великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
- Кто из вас был в Новоспасском? Вы поможете нам туда добраться. Делимся на 3 группы.
- Посмотрите на карту Российской Федерации. Найдите Смоленскую область и город Смоленск.
- В каком районе Смоленской области находится Новоспасское?
Обучающиеся:
- Новоспасское находится в Ельнинском районе.
Учитель:
- Найдите на карте Смоленской области Новоспасское.
- Как вам больше нравится путешествовать?
- Как мы можем туда добраться из Смоленска?
Обучающиеся:
- Из Смоленска мы можем отправиться в Новоспасское на автобусе с автовокзала, на поезде с железнодорожного вокзала до Ельни, а оттуда до Новоспасского, на заказном автобусе.
Учитель:
- Какая карта всегда может быть с нами и помочь добраться до нужного места?
Обучающиеся:
- Мы всегда можем на мобильном телефоне открыть Яндекс – карту.
Учитель:
- Посмотрим, какая группа быстрее найдёт путь к Новоспасскому, воспользовавшись Яндекс-картой?
- Запишем предложения на тему «По дороге в Новоспасское», вставим и обозначим пропущенные орфограммы.
Слайд 1
Едем по магистрал… к деревн… Вдоль дорог… нескончаемой полосой
протянулся лес. Птица с серым опереньем сидит на берёз… А вон на лапник… ёлк… прыгает с ветк… на ветку рыжая белка.
Морфемный разбор слов: опереньем, лапнике
Обучающиеся отвечают
Учитель:
- Составьте правила поведения класса в транспорте и на экскурсии.
Обучающиеся записывают в тетради правила поведения
Обучающиеся отвечают
Учитель:
- Что мы ещё должны знать прежде, чем отправимся на экскурсию?
Обучающиеся:
- Мы должны знать дни и время работы музея, стоимость экскурсии для школьника.
Учитель:
- Как мы можем это узнать?
Обучающиеся:
- Чтобы узнать, когда работает музей и стоимость экскурсии, мы должны попасть на официальный сайт музея-усадьбы М.И.Глинки.
Учитель:
- Найдите нужные нам сведения.
Обучающиеся:
Музей открыт ежедневно с 10.00 до 17.00
Заказ экскурсий: (48146) 3-25-13, 3-25-16
Категория посетителей |
Стоимость (с человека), руб. |
Количество человек в группе |
|
входная плата |
экскурсионное обслуживание |
||
взрослые |
170 |
90 |
10 |
дошкольники |
50 |
30 |
10 |
школьники |
80 |
60 |
10 |
Учитель:
- Что связывает великого композитора Михаила Ивановича Глинку с Новоспасским?
Обучающиеся:
- Новоспасское – это родина композитора.
Учитель:
Слайд 2
- Что стало ярким музыкальным впечатлением раннего детства композитора?
- Когда композитор произнёс свою знаменитую фразу: «Музыка – душа моя»?
- Что связывало композитора с певчими птицами?
Работа в группах. У каждой группы один из вопросов.
- Затрудняетесь, давайте поищем ответ вместе с экскурсоводами.
Чтение текста (раздаточный материал на парте)
Текст
Самые лучшие дни в Новоспасском – весной,
когда ярко-зеленый покров обновляет старинный парк, резные листья могучих
великанов-дубов выделяются на синеве неба, зацветает сирень, и соловьи
завораживают своим пением. В один из таких дней – 20 мая 1804 года родился
будущий великий композитор Михаил Иванович Глинка. Здесь, в Новоспасском,
прошло детство Глинки, здесь получил он первые музыкальные впечатления, познал
красоту русской народной песни, здесь работал над своими бессмертными
произведениями.
Как выглядело Новоспасское в ту давнюю пору? Дом, в котором родился М.И.Глинка,
не сохранился. После войны 1812 года его отец на месте старого дедовского дома
построил новый двухэтажный дом с портиком и колоннами. Потолки парадных комнат
были расписаны, стены обиты бархатными обоями. Всюду огромные зеркала, паркеты,
люстры, лампы, два фортепиано – для музицирования.
И вокруг дома было замечательно. Цветочный сад, который тянулся на шесть верст, был весь усеян цветами. Большой господский дом был центром усадьбы. Он был окружен флигелями, теплицами, оранжереями. В оранжереях выращивались диковинные для Смоленщины лимоны, абрикосы, персики и даже ананасы.
Большое влияние на будущего композитора оказала его няня Авдотья Ивановна. Она пела мальчику русские песни и рассказывала увлекательные сказки, сумела привить ему любовь к родному фольклору. Новоспасское и окрестные деревни славились песенным искусством.
Ярким музыкальным впечатлением раннего детства был перезвон колоколов родовой церкви Глинок. Маленький Глинка не только с упоением слушал колокольный звон, но и пытался воспроизводить его дома с помощью медных тазов. Очень возможно, что эта страсть, зародившаяся в детстве, помогла впоследствии найти блестящее применение колокольного звона в финале оперы «Иван Сусанин».
Страсть к музыке прорвалась у него неудержимо лет в 10-11 после одного из концертов оркестра дяди Афанасия Андреевича. Волнение так охватило юного Глинку, что он потом несколько дней был невнимателен ко всему прочему, рассеян и на недоуменный вопрос учителя рисования ответил фразой, которая вошла в историю как крылатая. «Что же делать? – сказал он. – Музыка – душа моя». С этого времени страсть к музыке уже не покидала Глинку никогда.
За свою короткую жизнь (Михаил Иванович прожил неполных 53 года) он приезжал в Новоспасское более двадцати раз: иногда на полгода, иногда на несколько дней. «Новоспасское – рай земной» – любил повторять композитор.
Михаил Иванович любил певчих птиц, держал их с детства и до последних лет жизни («птичьи заведения» были у него не только в Новоспасском, но и в Петербурге, Париже, Севилье, Варшаве). Он подолгу с удовольствием слушал их пение, потом садился за рояль и играл. Иногда, взяв в руки скрипку, «раззадоривал» птиц. Дом и сейчас просыпается от птичьего щебета. Здесь живут канарейки, певчие дрозды, жаворонки.
Уникален и неповторим старый пейзажный парк усадьбы, – радуют глаз многочисленные цветники, изумляют каскады прудов, беседки, липовые аллеи. Сохранилось несколько дубов, посаженных лесником под личным наблюдением и по указаниям Глинки. Уцелел колодец, названный в народе «святым» за чистоту и прозрачность его ключевой воды. А церковь семьи Глинок и ныне славится перезвоном своих шести колоколов.
Приезжайте в Новоспасское, которое многие
посетители и сейчас называют «раем земным», вдохните в себя глоток
«бальзамического» воздуха, отведайте хрустальной воды из чистого глинкинского
колодца.
Для кого-то посещение музея – возможность вновь окунуться в очарование музыки
Глинки, для кого-то его жизнь и творчество – настоящее открытие. Но никого не оставляет
равнодушным этот поистине священный уголок смоленской земли.
Учитель:
- Запишите в тетрадь абзац текста, в котором находится ответ на вопрос. Найдите существительные, определите их падеж.
Обучающиеся отвечают
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонитесь, ну-ка, ну-ка!
Распрямитесь, потянитесь,
А теперь назад прогнитесь.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Части речи изучаем,
Много знаний получаем.
Морфология – наука,
Занимательная штука!
Должен каждый в мире знать,
Как части речи различать,
И за это на уроках
Лишь пятёрки получать!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Учитель:
-Что нового вы узнали о композиторе, нашем земляке, из этого текста?
- Захотелось вам побывать в родовом имении М.И.Глинки?
Посмотрим видео экскурсию.
- Как выглядело Новоспасское в ту давнюю пору?
- Что сумели сохранить музейные работники, чтобы мы смогли окунуться в атмосферу начала 19 века, когда жил и творил М.И.Глинка?
https://www.youtube.com/watch?v=ExUdRoylth8 5 мин.
Учитель:
- Почему композитор любил повторять: «Новоспасское – рай земной»?
Письменный ответ на вопрос
Обучающиеся отвечают
Учитель:
- А сейчас составьте 5 предложений на тему «В Новоспасском», найдите в предложениях существительные, подчеркните их как члены предложения.
– 7 мин.
Обучающиеся отвечают
Учитель:
- Последнее задание квеста-путешествия: подготовьте одного члена команды, который должен рассказать о местах в своем родном городе Смоленске, связанных с именем М.И.Глинки.
Обучающиеся отвечают
Проверка и обсуждение выполнения задания.
Учитель:
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Что понравилось?
- Кто, по-вашему, хорошо отвечал?
- Чему вы научились на уроке?
- Хотите ли вы всем классом побывать в Новоспасском?
- С каким настроением вы уйдёте с урока? Украсьте Дерево настроения листочком, цвет которого соответствует вашему настроению.
(обучающиеся прикрепляют к Дереву настроения соответствующие листочки).
Учитель выставляет и комментирует отметки за урок.
Домашнее задание (на выбор обучающихся):
1) Составить словарную диктовку из слов с орфограммой «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
2) Написать сочинение – миниатюру «Прогулка по Новоспасскому».
Литература
1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов // под науч. ред. А. А. Леонтьева. М. : Баласс, Издательский дом РАО, 2003. – 368 c. – ISBN 5685939632966 («Баласс»).
2. Тангян С. А. «Новая грамотность» в развитых странах // Советская педагогика. 1990. № 1. С. 3–17.
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и
понятий (теория и практика обучения языкам). М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
4. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова [и др.]. М. : Российский учебник, Вентана-Граф, 2018. – 288 с. – ISBN: 978-5-360-09871-3.
5. Капралова Ю. В., Москалева Л. А., Фролова С. А., Шахматова Т. С. Че-ловек играющий: лингвострановедение и русская грамматика в квестах и игровых заданиях / Ю. В. Капралова [и др.]. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – 130 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.