Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.06.2023
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме  «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных». Это урок – квест «Путешествие в Новоспасское». Цели урока: I) обобщить изученный материал по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных», проверить умение обучающихся определять склонение и падежи имён существительных, правильно писать гласные в падежных окончаниях существительных; 2) развивать речь обучающихся, коммуникативные умения и навыки; 3) заставить задуматься над тем, как правильно вести себя во время путешествия.
УРОК в 5 классе по ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.docx

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

 «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»

(урок – квест «Путешествие в Новоспасское»)

Цели:

I) обобщить изученный материал по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных», проверить умение обучающихся определять склонение и падежи имён существительных, правильно писать гласные в падежных окончаниях существительных;

2) развивать речь обучающихся, коммуникативные умения и навыки;

3) заставить задуматься над тем, как правильно вести себя во время путешествия.

Задачи:

1.     Образовательные:

- повторить правописание падежных окончаний имён существительных, роль существительных в речи;

-  прививать навыки самостоятельной работы, умение рассчитывать свои силы и возможности.

2.     Развивающие:

- развивать функциональную грамотность обучающихся, языковое    чутье, образное мышление, устную и письменную речь;

расширять активный словарный запас;

-  учить логически мыслить, искать нетрадиционные способы решения     заданий;

- вырабатывать умение применять учебные предметные знания в     жизненных ситуациях.

3.     Воспитательные: 

      - воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову.   

Планируемые результаты:

Предметные: знать правописание имен существительных; уметь находить имена существительные в тексте, согласовывать их с другими частями речи.

Метапредметные: уметь применять приобретенные знания в повседневной жизни; развивать способность извлекать информацию из различных источников (видео, символы, карты, текст).

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе, воспитание ответственности, уважения к окружающим, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Тип урока: урок обобщения знаний, урок развития функциональной грамотности.

Оборудование: компьютер, презентация, видеоролик, раздаточный материал, учебник.

Ход урока

Учитель:

С каким настроением вы пришли на урок? Украсьте Дерево настроения листочком, цвет которого соответствует вашему настроению (обучающиеся прикрепляют к Дереву настроения соответствующие листочки). Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее
настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

На предыдущем уроке мы изучали падежи имён существительных. Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок?

Обучающиеся:

- На сегодняшнем уроке мы будем учиться без ошибок писать окончания существительных в разных падежах.

Учитель:

- Правильно, тема урока «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных».

Запись в тетрадь даты и темы урока

Давайте сформулируем цели урока.

Обучающиеся:

- Мы должны уметь находить имена существительные в тексте, определять склонение и падежи имён существительных, правильно писать гласные в падежных окончаниях существительных

Учитель:

- Ребята, на уроке русского языка вы должны учиться не только грамотной, правильной речи и письму, но и правильному, безопасному поведению в окружающем вас мире. Поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Смоленщине и побывать в одном из самых красивых уголков нашего края – Новоспасском, родине великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

- Кто из вас был в Новоспасском? Вы поможете нам туда добраться. Делимся на 3 группы.

- Посмотрите на карту Российской Федерации. Найдите Смоленскую область и город Смоленск.

- В каком районе Смоленской области находится Новоспасское?

Обучающиеся:

- Новоспасское находится в Ельнинском районе.

Учитель:

- Найдите на карте Смоленской области Новоспасское.

- Как вам больше нравится путешествовать?

- Как мы можем туда добраться из Смоленска?

Обучающиеся:

- Из Смоленска мы можем отправиться в Новоспасское на автобусе с автовокзала, на поезде с железнодорожного вокзала до Ельни, а оттуда до Новоспасского, на заказном автобусе.

Учитель:

- Какая карта всегда может быть с нами и помочь добраться до нужного места?

Обучающиеся:

- Мы всегда можем на мобильном телефоне открыть Яндекс – карту.

Учитель:

- Посмотрим, какая группа быстрее найдёт путь к Новоспасскому, воспользовавшись Яндекс-картой?

- Запишем предложения на тему «По дороге в Новоспасское», вставим и обозначим пропущенные орфограммы.

Слайд 1

Едем по магистрал… к деревн… Вдоль дорог… нескончаемой полосой

протянулся лес. Птица с серым опереньем сидит на берёз… А вон на лапник… ёлк… прыгает с ветк…  на  ветку рыжая белка.

Морфемный разбор слов: опереньем, лапнике

Обучающиеся отвечают

Учитель:

- Составьте правила поведения класса в транспорте и на экскурсии.

Обучающиеся записывают в тетради правила поведения

Обучающиеся отвечают

Учитель:

- Что мы ещё должны знать прежде, чем отправимся на экскурсию?

Обучающиеся:

- Мы должны знать дни и  время работы музея, стоимость экскурсии для школьника.

Учитель:

- Как мы можем это узнать?

Обучающиеся:

- Чтобы узнать, когда работает музей и стоимость экскурсии, мы должны попасть на официальный сайт музея-усадьбы М.И.Глинки.

Учитель:

- Найдите нужные нам сведения.

Обучающиеся:

Музей открыт ежедневно с 10.00 до 17.00

  • касса закрывается на 30 минут раньше
  • выходной день – понедельник
  • санитарный день - последняя среда месяца

Заказ экскурсий: (48146) 3-25-13, 3-25-16

Категория посетителей

Стоимость (с человека), руб.

Количество человек в группе

входная

плата

экскурсионное

обслуживание

взрослые

170

90

10

дошкольники

50

30

10

школьники

80

60

10

Учитель:

- Что связывает великого композитора Михаила Ивановича Глинку с Новоспасским?

Обучающиеся:

- Новоспасское – это родина композитора.

Учитель:

Слайд 2

- Что стало ярким музыкальным впечатлением раннего детства композитора?

- Когда композитор произнёс свою знаменитую фразу: «Музыка – душа моя»?

- Что связывало композитора с певчими птицами?

Работа в группах. У каждой группы один из вопросов.

- Затрудняетесь, давайте поищем ответ вместе с  экскурсоводами.

Чтение текста (раздаточный материал на парте)

Текст

Самые лучшие дни в Новоспасском – весной, когда ярко-зеленый покров обновляет старинный парк, резные листья могучих великанов-дубов выделяются на синеве неба, зацветает сирень, и соловьи завораживают своим пением. В один из таких дней – 20 мая 1804 года родился будущий великий композитор Михаил Иванович Глинка. Здесь, в Новоспасском, прошло детство Глинки, здесь получил он первые музыкальные впечатления, познал красоту русской народной песни, здесь работал над своими бессмертными произведениями.
Как выглядело Новоспасское в ту давнюю пору? Дом, в котором родился М.И.Глинка, не сохранился. После войны 1812 года его отец на месте старого дедовского дома построил новый двухэтажный дом с портиком и колоннами. Потолки парадных комнат были расписаны, стены обиты бархатными обоями. Всюду огромные зеркала, паркеты, люстры, лампы, два фортепиано – для музицирования.

И вокруг дома было замечательно. Цветочный сад, который тянулся на шесть верст, был весь усеян цветами. Большой господский дом был центром усадьбы. Он был окружен флигелями, теплицами, оранжереями. В оранжереях выращивались диковинные для Смоленщины лимоны, абрикосы, персики и даже ананасы.

Большое влияние на будущего композитора оказала его няня Авдотья Ивановна. Она пела мальчику русские песни и рассказывала увлекательные сказки, сумела привить ему любовь к родному фольклору. Новоспасское и окрестные деревни славились песенным искусством.

 Ярким музыкальным впечатлением раннего детства был перезвон колоколов родовой церкви Глинок. Маленький Глинка не только с упоением слушал колокольный звон, но и пытался воспроизводить его дома с помощью медных тазов. Очень возможно, что эта страсть, зародившаяся в детстве, помогла впоследствии найти блестящее применение колокольного звона в финале оперы «Иван Сусанин».

Страсть к музыке прорвалась у него неудержимо лет в 10-11 после одного из концертов оркестра дяди Афанасия Андреевича. Волнение так охватило юного Глинку, что он потом несколько дней был невнимателен ко всему прочему, рассеян и на недоуменный вопрос учителя рисования ответил фразой, которая вошла в историю как крылатая. «Что же делать? – сказал он. – Музыка – душа моя». С этого времени страсть к музыке уже не покидала Глинку никогда.  

За свою короткую жизнь (Михаил Иванович прожил неполных 53 года) он приезжал в Новоспасское более двадцати раз: иногда на полгода, иногда на несколько дней. «Новоспасское – рай земной» – любил повторять композитор.

Михаил Иванович любил певчих птиц, держал их с детства и до последних лет жизни («птичьи заведения» были у него не только в Новоспасском, но и в Петербурге, Париже, Севилье, Варшаве). Он подолгу с удовольствием слушал их пение, потом садился за рояль и играл. Иногда, взяв в руки скрипку, «раззадоривал» птиц. Дом и сейчас просыпается от птичьего щебета. Здесь живут канарейки, певчие дрозды, жаворонки.

Уникален и неповторим старый пейзажный парк усадьбы, – радуют глаз многочисленные цветники, изумляют каскады прудов, беседки, липовые аллеи. Сохранилось несколько дубов, посаженных лесником под личным наблюдением и по указаниям Глинки. Уцелел колодец, названный в народе «святым» за чистоту и прозрачность его ключевой воды. А церковь семьи Глинок и ныне славится перезвоном своих шести колоколов.

Приезжайте в Новоспасское, которое многие посетители и сейчас называют «раем земным», вдохните в себя глоток «бальзамического» воздуха, отведайте хрустальной воды из чистого глинкинского колодца.
Для кого-то посещение музея – возможность вновь окунуться в очарование музыки Глинки, для кого-то его жизнь и творчество – настоящее открытие. Но никого не оставляет равнодушным этот поистине священный уголок смоленской земли.

Учитель:

- Запишите в тетрадь абзац текста, в котором находится ответ на вопрос. Найдите существительные, определите их падеж.

Обучающиеся отвечают

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонитесь, ну-ка, ну-ка!

Распрямитесь, потянитесь,

А теперь назад прогнитесь.

 

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

 

Части речи изучаем,

Много знаний получаем.

Морфология – наука,

Занимательная штука!

 

Должен каждый в мире знать,

Как части речи различать,

И за это на уроках

Лишь пятёрки получать!

 

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

 

Учитель:

-Что нового вы узнали о композиторе, нашем земляке, из этого текста?

- Захотелось вам побывать в родовом имении М.И.Глинки?

Посмотрим видео экскурсию.

- Как выглядело Новоспасское в ту давнюю пору?

-  Что сумели сохранить музейные работники, чтобы мы смогли окунуться в атмосферу начала 19 века, когда жил и творил  М.И.Глинка?

https://www.youtube.com/watch?v=ExUdRoylth8 5 мин.

Учитель:

- Почему композитор любил повторять: «Новоспасское – рай земной»?

Письменный ответ на вопрос

Обучающиеся отвечают

Учитель:

- А сейчас составьте 5 предложений на тему «В Новоспасском», найдите в предложениях существительные, подчеркните их как члены предложения.

 – 7 мин.

Обучающиеся отвечают

Учитель:

- Последнее задание квеста-путешествия: подготовьте одного члена команды, который должен рассказать о местах в своем родном городе Смоленске, связанных с именем М.И.Глинки.

Обучающиеся отвечают

Проверка  и обсуждение выполнения задания.

Учитель:

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Что понравилось?

- Кто, по-вашему, хорошо отвечал?

- Чему вы научились на уроке?

- Хотите ли вы всем классом побывать в Новоспасском?

- С каким настроением вы уйдёте с  урока? Украсьте Дерево настроения  листочком, цвет которого соответствует вашему настроению.

(обучающиеся прикрепляют к Дереву настроения соответствующие листочки).

Учитель выставляет и комментирует  отметки за урок.

Домашнее задание (на выбор обучающихся):

1)    Составить словарную диктовку из слов с орфограммой  «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

2)    Написать сочинение – миниатюру «Прогулка по Новоспасскому».

 

 

Литература

1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов // под науч. ред. А. А. Леонтьева. М. : Баласс, Издательский дом РАО, 2003. – 368 c. – ISBN 5685939632966 («Баласс»).

2. Тангян С. А. «Новая грамотность» в развитых странах // Советская педагогика. 1990. № 1. С. 3–17.

3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и

понятий (теория и практика обучения языкам). М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

4. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова [и др.]. М. : Российский учебник, Вентана-Граф, 2018. – 288 с. – ISBN: 978-5-360-09871-3.

5. Капралова Ю. В., Москалева Л. А., Фролова С. А., Шахматова Т. С. Че-ловек играющий: лингвострановедение и русская грамматика в квестах и игровых заданиях / Ю. В. Капралова [и др.]. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – 130 с.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных» (урок – квест «Путешествие в

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных» (урок – квест «Путешествие в

Метапредметные: уметь применять приобретенные знания в повседневной жизни; развивать способность извлекать информацию из различных источников (видео, символы, карты, текст)

Метапредметные: уметь применять приобретенные знания в повседневной жизни; развивать способность извлекать информацию из различных источников (видео, символы, карты, текст)

Поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по

Поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по

Обучающиеся отвечают Учитель: -

Обучающиеся отвечают Учитель: -

Когда композитор произнёс свою знаменитую фразу: «Музыка – душа моя»? -

Когда композитор произнёс свою знаменитую фразу: «Музыка – душа моя»? -

Очень возможно, что эта страсть, зародившаяся в детстве, помогла впоследствии найти блестящее применение колокольного звона в финале оперы «Иван

Очень возможно, что эта страсть, зародившаяся в детстве, помогла впоследствии найти блестящее применение колокольного звона в финале оперы «Иван

Для кого-то посещение музея – возможность вновь окунуться в очарование музыки

Для кого-то посещение музея – возможность вновь окунуться в очарование музыки

Как выглядело Новоспасское в ту давнюю пору? -

Как выглядело Новоспасское в ту давнюю пору? -

Составить словарную диктовку из слов с орфограммой «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

Составить словарную диктовку из слов с орфограммой «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2023