Конспект урока русского языка в 6 классе "Вопросительные местоимения"
Оценка 5

Конспект урока русского языка в 6 классе "Вопросительные местоимения"

Оценка 5
docx
08.04.2023
Конспект урока русского языка в 6 классе "Вопросительные местоимения"
Конспект урока.docx

Конспект урока по русскому языку

6 класс

ТЕМА УРОКА:  Вопросительное местоимение

(комбинированный урок)

1. Орг. момент

 2.Подготовка к восприятию.(Слайд 2)

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжим изучение части речи, которая о себе говорит так:                                                                         Я заменить могу другие части речи,                                                                                                                             Взвалив обязанности их себе на плечи.                                                                                                                          Когда приходится слова другие замещать,                                                                                                                                На их значение всегда мне надо указать.

Итак, речь пойдет  о…. (местоимении)

3. Проверка домашнего задания.                                                                                                                                                   А) Проверка теории.

УЧИТЕЛЬ:  Игра «Слабое звено»(Слайд 3)                                                                                                                                                    Вспомните, что вы уже знаете о местоимении.                                                                                                                Задайте друг другу вопросы. Следите за полнотой ответов, за тем, чтобы вопросы не повторялись.                                                                                                                                                                     (Примерные вопросы: -Что такое местоимение?  -Как изменяются большинство мест.?    - Синтаксическая функция мест.?    -Сколько разрядов местоимений  выделяют?  -Каково значение личных местоимений?  - Какое правило правописания личных местоимений  изучили?                                                                                                                                                       – Назови возвратное местоимение.  Что оно обозначает?                                                                                                            -В чем особенность склонения возвратного местоимения себя?  )

  Б) Дифференцированные задания.   (Слайд 4)                                                                                                                                           УЧИТЕЛЬ: На прошлом уроке мы познакомились с возвратным местоимением себя. На дом было предложено несколько заданий по выбору.                                                                                                                                       1) Упражнение 403.Какие возникли трудности при замене выделенных слов фразеологизмами с местоимением себя?                                                                                                                                                                                  -2) Чтение придуманных текстов с включением данных и других фразеологизмов.                                                                                                                                              -3) Чтение  составленных лингвистических сказок о местоимении себя.    

УЧИТЕЛЬ: Чьи творческие работы вам показались особенно интересными?     

4. Формулирование темы и целей урока.

УЧИТЕЛЬ: (Слайд 5) Продолжаем знакомство с местоимениями. Хоть это и очень маленькие словечки, но очень нужные в речи. Без них нам пришлось бы очень туго. Вот послушайте. Есть такое коротенькое слово «кто». Стучат в дверь, и ты спрашиваешь: «Кто там?» Если бы не было этого малыша «кто», тебе бы пришлось спрашивать: «Там Коля или Оля?  Ваня или Таня?» А тот бы всё отвечал: «Нет, нет, нет».  А так: «Кто там?» И в этом коротеньком «кто» - имена всех людей на свете. Кто – местоимение.

    Приходится ли вам использовать в своей речи местоимение Кто?,  задавая вопросы?  А какие  еще слова помогают задавать вопросы?  (Ответы детей. Возможны варианты и  Где? Куда? Почему?...)                                       

  Все появляются на экране. (Слайд 6)

      КТО?                                     ГДЕ?

      ЧТО?                                     КУДА?

      КАКОЙ?                                КАК?

      КАКОВ?                                ПОЧЕМУ?

      ЧЕЙ?                                     КОГДА?

      СКОЛЬКО?                           ЗАЧЕМ?

 

УЧИТЕЛЬ: Вспомните, что называется местоимением.

УЧИТЕЛЬ: Подумайте, какие из них можно назвать местоимениями, а какие нет? (Местоимения в первом столбике.)

-Можно ли отнести к местоимениям  слова Где? Куда? Почему? Когда?   (Нет. Это наречия.)

-Зачем нам в  языке нужны выше  перечисленные местоимения? (Задавать вопросы)

-Как бы вы назвали местоимения этого разряда ? (вопросительные)

Запись темы урока: Вопросительные местоимения. (Слайд 7)

УЧИТЕЛЬ: Сформулируйте цели урока. Что бы вы хотели на уроке

а) узнать……………………..

б) научиться………………. (каково значение вопросительных  местоимений, особенности их  изменения, употребления  в речи,  научиться находить в предложениях, правильно писать и употреблять их в собственной речи).

5.Объяснение нового материала.

(На экране все вопросительные  местоимения)      

УЧИТЕЛЬ: Что мы уже узнали  о вопросительных местоимениях?

 Для чего они служат в языке?

На что указывают вопросительные местоимения? (Слайд 8)

УЧИТЕЛЬ : Понаблюдаем за особенностями изменения вопросительных местоимений.

 Задание по группам: измените  местоимения по падежам, родам и числам, сделать выводы.                             1гр. Кто? Что?                   2гр. Какой?                  3гр. Чей?               4гр. Сколько?            5 гр. Каков?    

Выводы:  (слайд 9)

1)Кто? Что? – по падежам;   

2) Какой? Чей?  - по родам падежам , числам. ;                                                 

 3)Сколько – по падежам,        

4)Каков? – по родам и числам    

УЧИТЕЛЬ: (Слайд 10)  ( На экране образцы склонения  местоимений Сколько? и  Чей?) Проговорите, обращая внимание на ударение в слове сколько и на орфограмму «Разделительный  мягкий знак»  в чей?  

УЧИТЕЛЬ: (Слайд 11)  Обратимся к учебнику. Прочитайте материал  параграфа  71. Отметьте новую информацию.

 - Что нового узнали о вопросительных местоимениях  из учебника?                                                                                                                                                                                           ( О местоимении  который?  Оно употребляется  только  в выражении  «Который час?»)    

5.Закрепление нового материала.  

 УЧИТЕЛЬ: Наша задача, выполняя разные упражнения, задания, научиться находить  вопросительные местоимения, правильно писать и употреблять в речи.

 1.Упр.407.   (Слайд 12) 

УЧИТЕЛЬ: -Прочитайте выразительно  стихотворение Е.Благининой.  Передайте  вопросительную интонацию.      

-О ком это стихотворение? Кого вы узнали?

-Как произносятся в предложении вопросительные местоимения ? (на них падает логическое ударение)

-Где в предложении стоят вопросительные местоимения ? (в начале)

Задание:  списать (по вариантам), вставив буквы; подчеркнуть главные члены и вопросительные местоимения как члены предложения, сделать  выводы о синтаксической функции В.М.

Проверка: самопроверка по доске, самооценка. 

УЧИТЕЛЬ: Ребята, обратите внимание,  В.М. всегда стоят  в начале  вопросительного предложения. Это важно запомнить, т.к. завтра мы познакомимся с близнецами В.М. – относительными местоимениями. Их нельзя путать.   

- В каком предложении ЧТО не является  вопросительным местоимением?

 Продолжаем наблюдать за В.М.

2. Задание (на экране). (Слайд 13) Прочитайте вопросы. Назовите В.М. Угадайте, кто и кому  задавал эти вопросы. Назовите автора произведения.

- Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?  («ТУЧИ».  М.Ю.ЛЕРМОНТОВ)

- Какой же ты от  нашего государства в Россию секрет везешь?  («ЛЕВША».  Н.С.ЛЕСКОВ)

-  Чем вы, гости, торг ведете

     И куда теперь плывете?  («СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ».  А.С.ПУШКИН)

 

УЧИТЕЛЬ:  Следующие  вопросы  задали   в своем  сочинении «Берегите природу!»  ваши одноклассницы. (Слайд 14)

  -Кого может оставить равнодушным красота родной природы?

 -Кто  не останавливал свой взор на распустившемся цветочке?

- Кто не любовался  красками заката?

УЧИТЕЛЬ: Можете вы дать ответ на эти вопросы? (Имеется в виду – все!)

-Каким знаком можно заменить вопрос в конце предложения?( на !)

Такие вопросы, в которых уже содержится ответ, которые звучат, как  утверждения,  называются риторическими.  Они используются для того, чтобы привлечь внимание собеседника к теме, проблеме высказывания. В данном случае ученицы  ещё раз обращают наше внимание на красоту природы, чтобы призвать к её охране.  Такие вопросы сделают вашу речь ярче, выразительнее.

Задавая вопросы, будьте осторожны. Некоторые В.М. требуют к себе особого  внимания.

3. Задание (на экране). (Слайд 15)  Прочитайте  предложения. К выделенным словосочетаниям поставьте вопросы, используя вопросительные местоимения.

1. СЕЙЧАС 11 ЧАСОВ ДНЯ.

     (СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ СЕЙЧАС?)

2. В 12 ЧАСОВ СОСТОИТСЯ ВСТРЕЧА ЛИЦЕИСТОВ С ВЕТЕРАНАМИ.

    (ВО СКОЛЬКО СОСТОИТСЯ ВСТРЕЧА ЛИЦЕИСТОВ С ВЕТЕРАНАМИ?)

3. ВСТРЕЧА ПРОДЛИТСЯ ДО 2 ЧАСОВ ДНЯ.

    (ДО КОТОРОГО ЧАСА ПРОДЛИТСЯ ВСТРЕЧА?)

4. РЕБЯТА БЕСЕДОВАЛИ С 2 ВЕТЕРАНАМИ.

    (СО СКОЛЬКИМИ ВЕТЕРАНАМИ БЕСЕДОВАЛИ РЕБЯТА?)

4. Задание  «Ты – корректор» ( Слайд 16)

УЧИТЕЛЬ:  Нередко мы слышим  неправильное употребление  В.М. в речи.  Найдите грамматические ошибки в употреблении В.М. Прочитайте исправленный вариант.

-Чего ты делаешь вечером? (Что…)

-Сколько время ты проводишь в спортзале? (времени….)

-Кто помогают тебе делать уроки? (помогает….)

-Который фильм тебе понравился? (Какой…)

5. Задание - игра «Корреспондент». (Слайд 17)

УЧИТЕЛЬ:   Сегодня на уроке уже прозвучало много вопросов, вы узнали,  каких ошибок следует  избегать в построении  предложений с  В.М.. А сейчас я предлагаю вам представить себя корреспондентами..

-Кто такой корреспондент? Интервью?  (Выступление  ученика, работавшего со словарем. Корреспондент – автор корреспонденции, т.е. сообщений о текущих событиях, об известных людях  Интервью – предназначенная для печати, теле, радиопередачи беседа с каким-нибудь лицом.)

УЧИТЕЛЬ:  подготовьте 4- 5 вопросов для интервью у известного человека (актер, писатель, спортсмен, президент…).

Помните! Вопросы должны быть содержательными, оригинальными и тактичными, чтобы не поставить в неловкое положение того, кому вы задаёте свои вопросы.

 Дифференцированно: упр. 409 . Спишите, вставляя на месте пропусков  вопросительные местоимения. Подчеркните все известные местоимения.

Проверка 1 . Чтение и обсуждение вопросов. Чьи вопросы вам показались особенно интересными?

Проверка упр.409. Прочитайте предложения с В.М., указывающим на  1)предмет, 2) признак, 3) количество.

6. Подведение итогов урока. (Слайд 18)

      Я узнал, что…

      Обязательно надо запомнить, что …

      Я научился…

      Мне понравилось…

      Мне показалось сложным …

7. Домашнее задание.   Параграф 71, стр.  171.

Дифференцированно: 1) Составить вопросы для интервью (кто на уроке выполнял упр. 409).

2) Подобрать загадки – вопросы с вопросительными местоимениями. ( Н-р:  На каких полях не сеют и не пашут? )

 

 

                                   


 

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Приходится ли вам использовать в своей речи местоимение

Приходится ли вам использовать в своей речи местоимение

Выводы: (слайд 9) 1)Кто?

Выводы: (слайд 9) 1)Кто?

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Чего ты делаешь вечером? (Что…) -Сколько время ты проводишь в спортзале? (времени…

Чего ты делаешь вечером? (Что…) -Сколько время ты проводишь в спортзале? (времени…

Конспект урока русского языка в 6 классе "Вопросительные местоимения"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Вопросительные местоимения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2023