Конспект урока русского языка в 7 классе
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 7 классе

Оценка 4.6
docx
10.12.2020
Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема урока: "Буквы О-А на конце наречий" по программе М.Разумовской . Также включены материалы приложений для индивидуальной работы
конспект урока русского языка 7 класс.docx

Тема: «Буквы А  - О  на конце   наречий с приставками».

 

Цель и задачи: развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно; познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и а на конце наречий с приставками из -, до - , с -; формирование умения находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их; воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу.

Оборудование: раздаточный материал, ИКТ.

Технологии: элементы технологии проблемного обучения.

Ход игры:

1.     Организационный момент. Слово учителя.

- Добрый день, дорогие ребята.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

(Оформление записей в тетради)

2.      Эмоциональный настрой

Прочитайте высказывание М.Горького.

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». М.Горький

-Как вы понимаете слова русского писателя? К чему мы должны стремиться?

1)«Продолжи фразу»

-Мы изучаем часть речи…

-Наречие – это…

-Поэтому у  наречий нет…

-Наречие обозначает…

-Отвечает на вопросы…

-Наречие имеет 2 …это ____ и _____

-В предложении является….

-Они образуются ,…

СЛАЙД 3

2)Словообразовательная минутка

-Образуйте наречии и определите способ словообразования:

безграмотный, верх, потрясающий, двое

-В чем отличие прист-суфф.сп. от суфф.?

2. Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог:

Учитель: Прочитайте предложения на доске.

Учащиеся читают:

1.     Раньше мы редко ездили отдыхать на море.

2.     Солнце изредка показывалось из-за туч.

3.     Слева возвышались горы, справа чернела пропасть.

4.     Я посмотрел налево, потом направо.

5.     Стриж метнулся вправо.

6.     Пол был вытерт досуха.

7.     На улице было солнечно, сухо и пыльно.

8.     Он заново начал писать сочинение.

9.     За окном снова начался дождь.

Учитель: Найдите в них однокоренные слова.

Учащиеся: Редко,  изредка,  слева,  справа,  налево,  направо,  вправо, досуха,  сухо,  заново,  снова.

Учитель: Какие это части речи?

Учащие: Наречия.

Учитель Выделите их суффиксы.

Учащиеся выделяют суффиксы, испытывают удивление – возникновение проблемной ситуации.

Учитель Что интересного заметили?

Учащиеся (осознание противоречия): Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные.

Учитель (побуждение к формулированию проблемы): Какой возникает вопрос?

Учащиеся: Почему на конце однокоренных наречий разные гласные? (Учебная проблема как вопрос).

- цель урока? (формулируют цель урока)

Учитель: Над какой темой будем работать?

Учащиеся (формулируют тему урока): Буквы  А - О на конце наречий.

Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать?
Учащиеся: По способу образования: суффиксальный и приставочно-суффиксальный. (Группируют слова).
Учитель: От каких слов они образованы? Запишите их рядом в скобках. Обратите внимание на то, какая гласная пишется на конце наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Учащиеся: Гласные -а, -о.
Учитель: Какую закономерность вы видите?
Учащиеся: Слова с приставками в-, на-, за- пишутся с на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова.
(Решающая гипотеза).
Учитель: Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке).
Учащиеся: Выпишем в первый столбик слова с приставками в-, на-, за-, а во второй – с приставками из-, до-, с- и посмотрим на их суффиксы.

Учитель: Делайте.
Учащиеся выписывают слова.
Учитель: Что дала проверка?
Учащиеся: Наречия первого столбика пишутся с –о в суффиксе, а наречия второго столбика пишутся с –а в суффиксе. (Аргумент).
Учитель: Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные?
Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): Отвечают на вопрос: наречия с приставками в-, на-, за- пишутся с на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце.

Учитель: - Посмотрите на экран. Давайте объясним  примеры, комментирующие наше правило. (Демонстрируется слайд с интерактивными примерами)

Чтение теоретического материала

 

Учитель: Сверьте свой вывод с учебником на странице 123-124 параграф 20

Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным  способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же  предлогом, как и приставка

Работа по СЛАЙДУ

 

Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы  часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А»  благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

 

 

Рифмованный алгоритм

Ребята, предлагаю вам  РА, с помощью которого легко запомнить это правило:

Буквы о, а на конце наречий

Приставки ИЗ-, ДО-, С- -

В конце наречий пишем А.

При  ЗА-, НА-, В- напишем О –

Подставь: С окна, проверь: В окно. (У каждого на столе)

Графический алгоритм

От чего зависит написание гласной на конце?

Зарисуйте данный алгоритм, заполнив самостоятельно.

 

Закрепление нового  материала

·                    Комментированный диктант (работа по цепочке)

Свернуть вправо, пойти налево, приехать издалека, навещать изредка, приходить запросто, сказать сгоряча, учиться заочно, раскалилась докрасна, переписать набело, подойти справа, начать сначала, наскоро поесть.

 

 

  Работа по карточке ( в парах, проверка по эталону)

 Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.

1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом.

2. Небо было раскалено почти добел__ .

3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ .

4. Изредк__ из тумана возникало  одинокое  дерево и вновь исчезало.

.5Кирила Петрович заезжал запрост__ в домишко своего старого товарища.

-Проверьте себя по эталону.

 Выпишите наречия и распределите слова в 2 столбика с А , с О

Накормить досыта, вырастить заново, посмотреть искоса, возвращаться затемно, расположиться справа, вытереть насухо, снова начинать, запереть наглухо, , взглянуть влево, изредка прикасаться.

Взаимопроверка

-А- -                       -О-

 досыта            заново

искоса              затемно

справа              насухо

снова                наглухо

изредка             влево

 

Дифференцированное задание

1ряд.работа с пословицами.

Запишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически свой выбор. Объясните смысл 1 пословицы.

1.     Рыбак рыбака видит издалек…

2.     Сгоряч… не добудешь калача

3.     Ешь досыт…- работай до пота.

4.     Наскор… сделать – переделывать.

 

 

2 ряд. Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило.

Образец: расстаться на долгое время = надолго расстаться.

1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = досыта поесть.

2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = засветло выехать.

3. Навещать нечасто, редко = изредка навещать.

4. Приходить в гости без стеснений = запросто приходить.

5. В пылу спора, под горячую руку обидеть = сгоряча обидеть.

6. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.

3 ряд. Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте

1.      Вышли из дому затемн... .

2.     Все двери и окна были забиты наглух... .

3.     Справ... от дороги  - лес, слев...-  дача.

4.     Спешит   река   издалек... .  

.

5.     Дорога повернула влев..., потом вправ... .

Проверка  работ группы

1 ряд устно объясняют

2 ряд по устно

3 ряд по слайду

 

Творческая работа

 

 Посмотрите на картинку. Представьте, что вы отправились в зимний лес и на поляне увидели новогоднюю елочку. Составьте текст, расскажите, как пройти к этой елочке.

Слова для справок: справ…, слев… засветло, дотемн…, издалек… снов… надолг…вправ… влев…, добел…

Итог урока

1.     С какой орфограммой мы  познакомились сегодня на уроке?

2.     В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О?

3.     В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А?

4.     Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке пословицей

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Вставьте пропущенные буквы.

1.    Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом.

2. Небо было раскалено почти добел__ .

3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ .

4. Изредк__ из тумана возникало  одинокое  дерево и вновь исчезало.

.5Кирила Петрович заезжал запрост__ в домишко своего старого товарища.

Вставьте пропущенные буквы.

1.    Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом.

2. Небо было раскалено почти добел__ .

3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ .

4. Изредк__ из тумана возникало  одинокое  дерево и вновь исчезало.

.5Кирила Петрович заезжал запрост__ в домишко своего старого товарища.

Вставьте пропущенные буквы.

1.    Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом.

2. Небо было раскалено почти добел__ .

3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ .

4. Изредк__ из тумана возникало  одинокое  дерево и вновь исчезало.

.5Кирила Петрович заезжал запрост__ в домишко своего старого товарища.

Вставьте пропущенные буквы.

1.    Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом.

2. Небо было раскалено почти добел__ .

3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ .

4. Изредк__ из тумана возникало  одинокое  дерево и вновь исчезало.

.5Кирила Петрович заезжал запрост__ в домишко своего старого товарища.

 

 

 

 

 

1ряд.работа с пословицами.

Запишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически свой выбор. Объясните смысл 1 пословицы.

5.     Рыбак рыбака видит издалек…

6.     Сгоряч… не добудешь калача

7.     Ешь досыт…- работай до пота.

8.     Наскор… сделать – переделывать.

 

2 ряд. Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило.

Образец: расстаться на долгое время = надолго расстаться.

1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть =

2. Выехать, пока еще светло, не стемнело =

3. Навещать нечасто, редко =

 4. Приходить в гости без стеснений =

5. В пылу спора, под горячую руку обидеть =

6. С давних пор, с незапамятных времен сеять =

3 ряд. Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте

      Вышли из дому затемн... .

Все двери и окна были забиты наглух... .

Справ... от дороги  - лес, слев...-  дача.

Спешит   река   издалек... .  

           Дорога повернула влев..., потом вправ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки

 

Работа по карточке

 

распределительный диктант

 

 работа в группах

 

тест

 

 

Лист самооценки

 

Работа по карточке

 

распределительный диктант

 

 работа в группах

 

тест

 

 

Лист самооценки

 

Работа по карточке

 

распределительный диктант

 

 работа в группах

 

тест

 

 

Лист самооценки

 

Работа по карточке

 

распределительный диктант

 

 работа в группах

 

тест

 

 

Лист самооценки

 

Работа по карточке

 

распределительный диктант

 

 работа в группах

 

тест

 

 

Лист самооценки

 

Работа по карточке

 

распределительный диктант

 

 работа в группах

 

тест

 

 

 

 

 

1ряд.работа с пословицами.

Запишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически свой выбор. Объясните смысл 1 пословицы.

9.     Рыбак рыбака видит издалек…

10. Сгоряч… не добудешь калача

11. Ешь досыт…- работай до пота.

12. Наскор… сделать – переделывать.

 

 

2 ряд. Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило.

Образец: расстаться на долгое время = надолго расстаться.

1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = досыта поесть.

2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = засветло выехать.

3. Навещать нечасто, редко = изредка навещать.

4. Приходить в гости без стеснений = запросто приходить.

5. В пылу спора, под горячую руку обидеть = сгоряча обидеть.

6. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.

3 ряд. Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте

6.      Вышли из дому затемн... .

7.     Все двери и окна были забиты наглух... .

8.     Справ... от дороги  - лес, слев...-  дача.

9.     Спешит   река   издалек... .  

.

Дорога повернула влев..., потом вправ...


 

Тема: «Буквы А - О на конце наречий с приставками»

Тема: «Буквы А - О на конце наречий с приставками»

Учитель : Прочитайте предложения на доске

Учитель : Прочитайте предложения на доске

Группируют слова). Учитель:

Группируют слова). Учитель:

Рифмованный алгоритм Ребята, предлагаю вам

Рифмованный алгоритм Ребята, предлагаю вам

Дифференцированное задание 1ряд

Дифференцированное задание 1ряд

Посмотрите на картинку. Представьте, что вы отправились в зимний лес и на поляне увидели новогоднюю елочку

Посмотрите на картинку. Представьте, что вы отправились в зимний лес и на поляне увидели новогоднюю елочку

Вставьте пропущенные буквы. 1

Вставьте пропущенные буквы. 1

Запишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически свой выбор

Запишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически свой выбор

Лист самооценки Работа по карточке распределительный диктант работа в группах тест

Лист самооценки Работа по карточке распределительный диктант работа в группах тест

Запишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически свой выбор

Запишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически свой выбор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2020