Конспект урока русского языка во 2 кл "Письмо солдату"
Оценка 5

Конспект урока русского языка во 2 кл "Письмо солдату"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
13.11.2022
Конспект урока русского языка во 2 кл "Письмо солдату"
Урок изучения новых знаний. Развитие функциональной грамотности. Воспитание патриотизма
Технологическая карта урока письма 2 кл.docx

Технологическая карта урока развития речи.

Разделы: Русский языкНачальная школа

Класс: 2

Тема урока: Письмо солдату.

Тип урока: подготовка к написанию сочинения в жанре письма.

Учебные материалы урока: Ожегов С.И.,«Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М.– 1999;

Цель: познакомить учащихся с формой сочинения в жанре письма.

Задачи урока:

  • совершенствовать речевые умения и навыки;
  • расширить и обогатить представление учащихся о формах сохранения памяти о Великой Отечественной войне;
  • способствовать воспитанию таких черт личности, как патриотизм, уважение к старшему поколению, милосердие и доброта.

Предметные результаты: познакомить учащихся с формой сочинения в жанре письма.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место под руководством  учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, составлять синквейн;
Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться
и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

Личностные результаты: эмоциональность и эмпатия – умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; формирование целостно – смысловых установок; уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям.

Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор.

Оборудование для учащихся, карточки для орфографической работы.

Зрительный ряд: видеоклип на песню А.Олешко , Лиза Стрижак Письмо солдата  презентация учителя.

Задание: написание сочинения в жанре письма.

 

 

 

 

 

 

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент 

Слайд 1.
–  Здравствуйте, ребята! Начинаем наш необычный урок. Проверьте свою готовность.

 

II. Введение в тему урока 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Объявление цели урока .

 

 

Актуализация знаний и постановка проблемы

Слайд 2
–  Посмотрите на экран.Что видите?

 

Кроссворд

– Давайте мы с вами заполним пустые ячейки кроссворда по горизонтали, а потом, отгадав слово по вертикали,  узнаем, о чём пойдет речь на сегодняшнем занятии.

1. В любой уголок Земли

    Доставят, я  знаю точно,

    Посылку, которую мы

    Отправим с тобой по...

2. В эту дверь влетают вести,

    Полчаса проводят вместе.

    Вести долго не гостят-

    Во все стороны летят.

3. То почтовое “куда”

    Пиши внимательно всегда!

    В ящик друг быстрей получит

    Пожеланий добрых тучу!

4. По квартирам и домам

    Много писем, телеграмм

    Он приносит адресатам.

   Как зовут его, ребята?

5. Адрес на конверте пишут без помарки,

   А над ним должны быть новенькие...

6. Заклеили клеем прочно

    И ко мне прислали срочно.

   Я его не пожалею,

   Получу и вмиг расклею.

        По вертикали:

 Без крыльев, а летит,

 Без языка, а говорит.

 

- Итак, как вы догадались, мы сегодня будем говорить о письме. Но не просто говорить, а тренироваться в его написании. Позже вы узнаете, кто будет нашим адресатом.

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

Почте

 

 

 

Ящик (почтовый)

 

 

 

Адрес.

 

 

 

Почтальон.

 

 

 

Марки.

 

 

 

Конверт.

 

 

Письмо.

 

Совместное “открытие” знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какие новые  слова вы увидели и услышали?

–  Послушайте, какое объяснение дано в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:

Письмо
1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. кому-нибудь.

Адресат

1.Тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовоеотправление.

Адресант

1. Человек, который направляет кому-либо, посылает по адресу почтовое отправление (письмо, телеграмму, посылку и т.п.).

-Посмотрите внимательно на правописание этих слов и запомните, как они пишутся.

Письмо, адресат, адресант.

 

Выясняют значение незнакомых слов в толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Осмысление прочитанного.

 

 

 

 

 

 

Словарная работа.

Слайд 4.Что это на фото?      

- В руках конверт почти истлевший,

  На нём слова едва видны.

  Внутри листочек пожелтевший –

  Родная весточка с войны.

 

-Почему так необычно выглядит это письмо?

-Это письмо с фронта. Пересылка корреспонденции с фронта производилась бесплатно.

В годы Великой Отечественной войны на фронт было доставлено около 6 миллиардов писем. Почтовая служба в это трудное время стала связующей нитью между тылом и фронтом. Бойцы писали родным — давали знать, что живы, и радовались, получая письма из дома.

- Их так ждали, вестей с фронта, радовались им и боялись других писем, где было написано: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину». Это было великое горе.

В первые недели войны почтовые работники столкнулись с острой нехваткой конвертов. Именно тогда и появились письма-треугольники, ставшие символом надежды и связи тыла и фронта.

Слайд 5. Письма-треугольники. Они представляли собой прямоугольный лист бумаги, загнутый сначала справа налево, а потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь. Такие письма не требовали марок и не заклеивались, так как все знали, что их будет читать цензура. На наружной стороне писали адрес и оставляли чистое место для отметок почтовых работников. Из-за дефицита бумаги отправления зачастую писались на бланках документов, обрывках плакатов, титульном листе брошюр или даже на обрывках упаковок от еды.

Высказывают своё мнение.

V. Знакомство

с фронтовыми

письмами.

Слайд 6,7,8
–  9 мая 2022 года мы будем отмечать 77-ю годовщину великой Победы.  Много времени прошло с тех пор. Заросли окопы, исчезли разрушенные и сожженные города, выросли новые поколения. И может быть, самая лучшая память – сохранённые письма. Как бесценные реликвии хранятся они в семейных архивах и передаются из поколения в поколение. Особые письма, которых ждали и боялись. По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 миллионов и примерно же столько же шло с фронта родным и близким. На письмах и на открытках ставились специальные штемпели: «Проверено цензурой». Пройдут годы, но солдатское письмо, долгожданный гость времён Великой Отечественной войны, навсегда останется в памяти истории нашей страны.

Слушают и смотрят фрагмент презентации.  

Читают дети:

«Милая моя! Наконец, поехал на фронт бить фашистов – мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду. Будем праздновать твой день рождения…  Ну, пока, дорогая, до свидания! Крепко целую, папа. 28 февраля 1942 г.»

«Мы остаемся двое в танке №17, решив, лучше умереть в своем родном танке, чем покидать его. В плен сдаваться не будем. Немцы два раза подходили к танку, но открыть не смогли. В последнюю минуту жизни взорвем танк, чтобы он не попал врагу. Просим сообщить домой, что мы выполнили свой долг перед Родиной. 15 мая 1944 года, 6 часов 10 минут утра».

– Цель нашего урока – написать сочиенние по картине. Слайд 9

– На доске план сочинения.

 Высказывают своё мнение.

Принимают цель урока.

  1. В тексте должно быть 3 части.
    Начало или вступление  (какая картина перед нами).
  2. Основная часть (описание картины).
  3. Концовка или заключение (отношение к картине).

Высказывают своё мнение.

Работают с планом.

V. Физкультминутка 

Слайд 10

–  Отдохнём перед выполнением задания.

Выполняют упражнения разминки для разных групп мышц.

Совместное применение знаний

VI. Обсуждение вступления. 

Слайд11

Что за картина перед нами?

 Совместная работа со по образцу.

Перед нами картина А. И. Лактионова «Письмо с фронта».

VII. Работа над картиной.

Словарная работа

Слайд 11.
Что мы видим на переднем плане картины?

 

Высказывают своё мнение.

Слайд 12

Что мы видим на переднем плане картины?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13,14

Что мы видим на заднем плане полотна?

Какое время года изобразил художник?

Какие признаки радости показаны на картине?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16 Концовка сочинения.

 Высказывают своё мнение.

На переднем плане картины мы видим сцену получения родными письма от солдата с фронта. Фронтовик принёс семье письмо солдата. По всему видно, что письмо оказалось долгожданным.

Обсуждают возможные варианты высказываний.

На полотне виднеется на заднем плане освещенная солнцем городская улица. Там дома, деревья, и молодая зеленая трава. Где-то вдали идет человек. Возможно он спешит по своим делам, а может направляется к солдату, чтобы узнать последние новости с фронта.

Вокруг мальчика несколько слушателей: мама, соседская девочка, молодая девушка и солдат. На их лицах улыбки. Все очень рады хорошим новостям с фронта. Они внимательно слушают мальчика и вспоминают ушедших на войну своих близких людей. Всем хочется, чтобы поскорее закончилась эта страшная война.

         Мне картина …… ,  потому что художник …… . Он вложил в картину …… .

VIII. Самостоятельная работа..Синквейн

 

Письмо

Долгожданное, радостное

Бодрит, радует, окрыляет

Дарит надежду

Вера.

 

Работа в парах. Совместное обсуждение.

Слайд 17.
– Проверка.

Выслушивают мнение товарищей. Обсуждают.

X. Итог урока. Рефлексия 

–  Надеюсь, что сегодняшний разговор никого не оставил равнодушным. Наш урок – начало акции «Письмо ветерану», которая стартует в нашей школе ко Дню Победы 9 мая.

 

 

Литература

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М.– 1999.
  2. Щёголева Г.С. «Уроки развития связной речи в начальной школе», изд. «Специальная литература»; С-Пб. 1996.
  3. Ладыженская Т.А.  «Речевые уроки», изд. «Просвещение»; М. 1995.

 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока развития речи

Технологическая карта урока развития речи

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

III. Объявление цели урока .

III. Объявление цели урока .

Письмо, адресат, адресант.

Письмо, адресат, адресант.

На нём слова едва видны.

На нём слова едва видны.

Родная весточка с войны. -

Родная весточка с войны. -

Это письмо с фронта. Пересылка кор

Это письмо с фронта. Пересылка кор

респонденции с фронта производилась бесплатно . В годы Велик

респонденции с фронта производилась бесплатно . В годы Велик

Отечественной войны на фронт было доставлено около 6 милли

Отечественной войны на фронт было доставлено около 6 милли

Почтовая служба в это трудное время стала связую

Почтовая служба в это трудное время стала связую

Бойцы писали родным — давали з

Бойцы писали родным — давали з

нать, что живы, и радовались, получая письма из дома. - Их так

нать, что живы, и радовались, получая письма из дома. - Их так

ждали, вестей с фронта, радовались им и боялись других пи

ждали, вестей с фронта, радовались им и боялись других пи

Ваш муж (сын, брат) пал смертью х

Ваш муж (сын, брат) пал смертью х

Родину». Это было великое горе

Родину». Это было великое горе

вые недели войны почтовые работники столкнулись с острой нех

вые недели войны почтовые работники столкнулись с острой нех

Именно тогда и появились письма-треуголь

Именно тогда и появились письма-треуголь

ники, ставшие символом надежды и связи тыла и фронта. Слайд 5

ники, ставшие символом надежды и связи тыла и фронта. Слайд 5

Письма-треугольники. Они представляли собой прямоугольн

Письма-треугольники. Они представляли собой прямоугольн

ый лист бумаги, загнутый сначала справа налево, а потом слева

ый лист бумаги, загнутый сначала справа налево, а потом слева

Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь

Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь

письма не требовали марок и не заклеивались, так как все знали

письма не требовали марок и не заклеивались, так как все знали

На наружной стороне писали адре

На наружной стороне писали адре

с и оставляли чистое место для отметок почтовых работников. И

с и оставляли чистое место для отметок почтовых работников. И

з-за дефицита бумаги отправления зачастую писались на бланк

з-за дефицита бумаги отправления зачастую писались на бланк

ах документов, обрывках плакатов, титульном листе брошюр ил

ах документов, обрывках плакатов, титульном листе брошюр ил

Высказывают своё мнение.

Высказывают своё мнение.

Победы. Много времени прошло с тех пор

Победы. Много времени прошло с тех пор

Заросли окопы, исчезли разрушенные и с

Заросли окопы, исчезли разрушенные и с

ожженные города, выросли новые поколения. И может быть, сама

ожженные города, выросли новые поколения. И может быть, сама

я лучшая память – сохранённые письма. Как бесценные реликвии

я лучшая память – сохранённые письма. Как бесценные реликвии

хранятся они в семейных архивах и передаются из поколения в по

хранятся они в семейных архивах и передаются из поколения в по

Особые письма, которых ждали и боялись

Особые письма, которых ждали и боялись

ке военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно дост

ке военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно дост

авлялось до 70 миллионов и примерно же столько же шло с фронта р

авлялось до 70 миллионов и примерно же столько же шло с фронта р

На письмах и на открытках ставились специаль

На письмах и на открытках ставились специаль

Проверено цензурой». Пройдут годы, но солдат

Проверено цензурой». Пройдут годы, но солдат

ское письмо, долгожданный гость времён Великой Отечественн

ское письмо, долгожданный гость времён Великой Отечественн

ой войны, навсегда останется в памяти истории нашей страны.

ой войны, навсегда останется в памяти истории нашей страны.

Слушают и смотрят фрагмент презентации

Слушают и смотрят фрагмент презентации

Слайд 9 – На доске план сочинения

Слайд 9 – На доске план сочинения

Начало или вступление (какая картина перед нами

Начало или вступление (какая картина перед нами

Основная часть (описание картины)

Основная часть (описание картины)

Высказывают своё мнение. Работают с планом

Высказывают своё мнение. Работают с планом

Выполняют упражнения разминки для разных групп мышц

Выполняют упражнения разминки для разных групп мышц

Что мы видим на переднем плане картины?

Что мы видим на переднем плане картины?

Слайд 13,14 Что мы видим на заднем плане полотна?

Слайд 13,14 Что мы видим на заднем плане полотна?

о мы видим на заднем плане полотна? Какое время года изобразил

о мы видим на заднем плане полотна? Какое время года изобразил

Какие признаки радости показаны на картине?

Какие признаки радости показаны на картине?

Слайд 16 Концовка сочинения. Высказывают своё мнение

Слайд 16 Концовка сочинения. Высказывают своё мнение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022